Форум
Акустика

Hi-fi диапазон - реальность, рекл. ход или бессмысленность?

Hi-fi диапазон - реальность, рекл. ход или бессмысленность?

Hi-fi диапазон - реальность, рекл. ход или бессмысленность?
Известно, что среднестатистичекий "гомо сапиенс" не способен слышать звуки ниже 20Гц и выше 20000.
Но также этот же "сапиенс" (нее то он и "сапиенс") всегда хочет иметь что либо по принципу "шоб было".
Короче, не буду дальше воду лить и спрошу, что называется, "в лоб":

1) есть ли в мире hi-end такое чудо, как акустика с частотным диапазоном от 20-ти Гц? Реальных 20-ти Гц.
2) влияют ли эти низкие частоты на реалистичность звучания или все таки колонки, - при равной цене, например, - с более высокой нижней границей, - например, 40..22500, - звучать лучше?

А?

Расширенные края диапазона - сфера применения специальных устройств. От 20 гц - саб, после 20кГц - супертвиттер (как продвинутый или дополнительный) - и то и другое прямо или косвенно проявляется (в лучшую сторону). Но если система не имеет таких широких краев - ничего косячного в этом нет. В аудио качество всегда первично по отношению к количеству, но и кол-во лишним не бывает icon_wink.gif

Ультранизкие частоты очень сильно влияют на общее восприятие музыки,но в отличии от мидбаса больше ощущаются не на слух,а как-бы всем телом. Что касается частоты выше 20 КГц,то тут все не так однозначно,-кто слышит,а кто и нет,но будет на уровне ощущений прибавление "воздушности".

Mamix писал(а):
Крутые края диапазона - сфера применения специальных устройств. От 20 гц - саб, после 20кГц - супертвиттер (как продвинутый или дополнительный) - и то и другое прямо или косвенно проявляется (в лучшую сторону). Но если система не имеет таких широких краев - ничего косячного в этом нет. В аудио качество всегда лучше количества, но и кол-во лишним не бывает icon_wink.gif


В мире хай-енда, мой дорогой друг, такогое слово как "сабвуфер" является ругательством.

Я говорю о колонках; двух колонках; не трех, не четырех, не "восемь+полторы", а именно двух. Пусть они будут стоит пятьдесят, сто или триста тысяч русских банкнот, но они должны являться идеалом, эталоном или называйте как хотите...

Я тебе не друг.

Лама, Ты меня не совсем услышала.
Тут вопрос не сколько в том, насколько бас влияет вообще, а сколько - чем обослувлено его отсутствие в 99% АС дороже 5-ти тысяч долларов за пару?

Вот что я не могу понять: ведь, если выключить саб, то мои мишины, хоть и являются напольниками хорошего класса, все-таки начинают звучать.. э-э, _недостаточно; следовательно, неужели какие-либо колонки с АЧХ в 40-20000, но ценой в 10 тысяч зеленых могут звучать _достаточно без саба?

Вообще-то ЛаМА это мои инициалы,но я не в обиде. Мое мнение что даже 40 Гц могут звучать весьма глубоко: все зависит от развиваемого АС звукового давления,что в свою очередь зависит от их взаимодействия с помещением.

А мне все же думается, что в колонке НЧ-динамик должен быть нужного диаметра для создания колебаний низкой частоты при нужном давлении. Иначе что же это получется за hi-fi?


2 all: Продолжение темы..

Господа, а что вы думаете о Sitronics Black Sound - пара колонок?

Вот, кстати, статья журнала Стерео - полный комплект.

Вишь ли, Fu DI Thu, есть такая хренотень, как кривые равной громкости хомосапиенсного слухового аппарата, из которых следует, что АЧХ ушей делается линейной ближе к болевому порогу. А поэтому, для компенсации данного эффэкта, некогда была придумана система тонкомпенсации (кою в реале я ни разу не встречал в грамотном исполнении), которая в мире хай-енда звучит ничем не худшим ругательством чем сабвуфер. И поэтому, у колонок с линейной АЧХ, низов будет не хватать ВСЕГДА, когда происходит прослушивание на вменяемой громкости. Сабвуфер в данной ситуации является наихудшим выходом из положения, а наилучшим является всего-лишь привыкание к тому звуку, который есть.

Нет у Ситроникса полного комплекта. Это старая статья. Насколько мне известно, разработчик усилка сейчас там уже не работает.
Колонки возможно неплохие, но 20 Гц там нет и неизвестно, продаются они или это всего-лишь ПР-акция.

Саундлайф, но хай-енд и отличается тем, что набрав на этапе хайфая все кол-венные характеристики, он обзаводится и некими нетехническими, такими как искажение на нечетных гармониках у ламповиков, нелинейное "вздыбивание" лоуднеса, эксклюзивный окрас тембра из-за метериала колонок и пр.пр.пр.

Я к тому, что существует множество фич, которые с точки зрения машины являются искажениями, но эти искажения приятны человеку. Поэтому я и надеюсь, что разработчики колонок предусмотрели некую искусственную динамичность баса, коя имеется у сабов...

В общем, что-то мысль не очень хочется развивать на ночь глядя...

Кстати, скажу, что идеалом звука для меня является звучание оркестра в Театре Оперетты. Там бас звучит сочно и пронизывающе, а высокие бархатно и хрустально. В отличие, например, от зала Филармонии, где барабаны практически не слышны.

Я отвечал на твой вопрос исключительно про бас. Про остальное можно говорить очень долго. Про чётные гармоники, материал диффузоров, если таковые имеются, про емкости кондёров фильтра, про диоды шоттки, про провода по 20000 гринов итд итп ивтжд.

SoundLife писал(а):
Вишь ли, …есть такая хренотень, как кривые равной громкости хомосапиенсного слухового аппарата, из которых следует, что АЧХ ушей делается линейной ближе к болевому порогу...

АЧХ «равной громкости восприятия» никогда и не приближалась к линейной ни на каких уровнях! Даже по кривым равной громкости 1931 г. (КРГ «Флетчера-Мансона»), очень сильно изменившимся исследованиями последних десятилетий, но вплоть до настоящего времени кочующим по литературе, неравномерность КРГ на уровнях 100-120 дБ составляет около 20 дБ.
По результатам новейшей известной мне версии 2003 г. (ISO 226:2003) эта неравномерность на 100 дБ составляет около 30 (!) дБ. Это – «линейность»?
Кто интересуется КРГ – пожалуйста источник:
http://www.lindos.co.uk/cgi-bin/FlexiData.cgi?SOURCE=Articles&VIEW=full&id=17
Кто подробно заинтересуется - не пренебрегите и ссылками внизу статьи, зело познавательно.
SoundLife писал(а):
…для компенсации данного эффекта, некогда была придумана система...

То, что отражено кривыми равной громкости, не эффект, а природное свойство слуха, который само по себе является естественным и в естественных условиях не требует никакой компенсации.
SoundLife писал(а):
…для компенсации данного эффекта… была придумана система тонкомпенсации (кою в реале я ни разу не встречал в грамотном исполнении)...

Было бы любопытно узнать, каково её грамотное исполнение в Вашем понимании…
SoundLife писал(а):
…система тонкомпенсации, …которая в мире хай-енда звучит ничем не худшим ругательством чем сабвуфер...

Эка новость! Когда нечем аргументировать, лезут одни ругательства, знакомо…
SoundLife писал(а):
…И поэтому, у колонок с линейной АЧХ, низов будет не хватать ВСЕГДА, когда происходит прослушивание на вменяемой громкости...

У колонок с линейной АЧХ низов НЕ будет не хватать НИКОГДА при прослушивании звукового материала на том же уровне громкости, что и при «натуральном» слушании. И их будет не хватать ВСЕГДА, когда происходит прослушивание на громкости, существенно меньшей «натуральной», и будет излишек ВСЕГДА, когда происходит прослушивание на громкости, существенно бОльшей «натуральной» громкости материала. Для компенсации чего, в указанных случаях электроакустического слушания, и существует аппаратное средство – тонкомпенсация.
SoundLife писал(а):
…Сабвуфер в данной ситуации является наихудшим выходом из положения...

Аргументацию дать не слишком утрудит?
SoundLife писал(а):
выходом из положения… наилучшим является всего лишь привыкание к тому звуку, который есть.

Кто хочет привыкать к чему-либо – на здоровье! Что не означает, что это – лучшее, чего могут желать остальные…

Пафнутий Онучин писал(а):
АЧХ «равной громкости восприятия» никогда и не приближалась к линейной ни на каких уровнях!

Вишь ли Пафнутий, ты прав на 100%, я имел в виду как-раз то, что ты написал вот здесь:
Цитата:
И их будет не хватать ВСЕГДА, когда происходит прослушивание на громкости, существенно меньшей «натуральной» Согласись, что уровень громкости на концерте какой-нить рок группы редко врубается в домашних условиях. Ну а для камерных оркестриков бас особо и не нужен.
-----------------------
Цитата:
То, что отражено кривыми равной громкости, не эффект, а природное свойство слуха, который само по себе является естественным и в естественных условиях не требует никакой компенсации. Право же не стоит цепляться к мелким "украшениям" нудного текста. Как с чувством юмора?
-----------------------
Цитата:
Было бы любопытно узнать, каково её грамотное исполнение в Вашем понимании… Грамотное исполнение в моём понимании - это когда изменение АЧХ тракта от громкости, взаимокомпенсирует изменение АЧХ слухового аппарата, причём со всеми панимаш загогулинами, которые нарисованы по твоей ссылке, а не только компенсация в области НЧ, как в большинстве поделок. И не забудь, что надо учитывать уровень, с которым записана фонограмма и отдачу колонок. Ну как, охота что-нибудь тонкомпенсировать?
-----------------------
Цитата:
Эка новость! Когда нечем аргументировать, лезут одни ругательства, знакомо… А мне знакома привычка некоторых сограждан читать только последний пост.
Надо сказать, плохая привычка. icon_razz.gif
-----------------------
Цитата:
У колонок с линейной АЧХ низов НЕ будет не хватать НИКОГДА при прослушивании звукового материала на том же уровне громкости, что и при «натуральном» слушании. И их будет не хватать ВСЕГДА, когда происходит прослушивание на громкости, существенно меньшей «натуральной», и будет излишек ВСЕГДА, когда происходит прослушивание на громкости, существенно бОльшей «натуральной» громкости материала. Для компенсации чего, в указанных случаях электроакустического слушания, и существует аппаратное средство – тонкомпенсация. Да, да да. Именно то аппаратное средство, которое кастрируется лёгким нажатием кноёпочки "Direct" и которое полностью отсутствует в подавляющем большинстве серьёзной техники.
-----------------------
Цитата:
Аргументацию дать не слишком утрудит? Утруднит. Но тому, кто хочет слушать эти бумкающе-пумкающие изделия, с басом не в такт музыке, собственно никто не мешает. Кроме разве-что соседей. icon_smile.gif
-----------------------
Цитата:
Кто хочет привыкать к чему-либо – на здоровье! Что не означает, что это – лучшее, чего могут желать остальные… Подписываюсь под каждым словом, восклицательным знаком, запятыми с точками и тире! icon_lol.gif

Fu DI Thu
// Тут вопрос не сколько в том, насколько бас влияет вообще, а сколько - чем обослувлено его отсутствие в 99% АС дороже 5-ти тысяч долларов за пару?

Ответ здесь лежит совсем рядом. Это довольно трудно сделать с " наскоку" при поверхностном подходе к производству АС. Если проблема верхнего края диапазона решена давно, то проблема НЧ- намного более тяжело решается. Хотя бы тем, что при " создании" этих самых 20гц неминуемо всплывает соответствующее акустическое оформление АС. И начинаются компромиссы.
Вам нужно совместить чувствительность динамика, его нижнюю граничную частоту, добротность, мощность в отдачу, все это не испортить/ увязать с акустическим оформлением и еще умудриться затолкать в приемлимые габариты, состыковав фильтрами с СЧ и ВЧ . Вот и получаем, что в большинстве напольников, если удалось добиться 30гц, то и хватит( по мнению производителя).

Re: Hi-fi диапазон - реальность, рекл. ход или бессмысленнос

Fu DI Thu писал(а):
Hi-fi диапазон - реальность, рекл. ход или бессмысленность?
Известно, что среднестатистичекий "гомо сапиенс" не способен слышать звуки ниже 20Гц и выше 20000.
Но также этот же "сапиенс" (нее то он и "сапиенс") всегда хочет иметь что либо по принципу "шоб было".
Короче, не буду дальше воду лить и спрошу, что называется, "в лоб":

1) есть ли в мире hi-end такое чудо, как акустика с частотным диапазоном от 20-ти Гц? Реальных 20-ти Гц.
2) влияют ли эти низкие частоты на реалистичность звучания или все таки колонки, - при равной цене, например, - с более высокой нижней границей, - например, 40..22500, - звучать лучше?

А?

ну что касается слышемости то ниже 20 герц слышут гараздо больше людей чем 20000
а вообще никаких трюков тут нет что касатся низов то в мире hi end найдется не мало моделей воспроизводящих 20гц но спешу разочаро вать в простой квартире вы их не услышате дело в маленком размере наших комнат да и большое помещение должно быть без посторонних вещей и грамотно оборудывано настоящие фанаты вообще подъискивают себе помещение с керпичными толстыми стенами
чот касается вч то вообще вопроизведение выше 15 000гц не критчно но не давно я заметил интерестную особенность собирая очередную ас (я этим не много увлекаюсь)
у вч именно на этой частоте был провал около 2 db я обычно использую rc цепь для стабилизации импеданса при этом обычно вч еще не много прибераются так вот в данном случае от нее пришлось отказатся при меньшем провале субъективно высоких не стало больше просо они стали четче а еще кричащие нотки например электро гитар например стали гараздо благо звучнее но их было отчетливо слышно в отличии от промышленных ас где они либо смягчаются либо откровенно режут слух и лишь еденицы воспроизводят все как надо я давно заметил эту оссобенность но только теперь понял в чем дело теперь я точно знаю как именно сказываются крайне высокие частоты они не чего не добавляют просто звук становится четче благозвучней причем нетолько на верхах и середине даже низкие звучат лутше как имменно описать не могу не писатель но лут icon_wink.gif icon_biggrin.gif ше

SoundLife писал(а):
Я отвечал на твой вопрос исключительно про бас. Про остальное можно говорить очень долго. Про чётные гармоники, материал диффузоров, если таковые имеются, про емкости кондёров фильтра, про диоды шоттки, про провода по 20000 гринов итд итп ивтжд.


Да и я не спорю. Дело то в том, что Ты говоришь о линейности, а ни о линейности, ни о каких-либо других качественных показателях вообще не говорил, - я говорил лишь о самом факте присутствия низких частот в независимости от их качества. Услышал?

Начинаю думать, что возможно это мое индивидуальное, т.к. я очень хорошо ощущаю НЧ даже очень низких частот; и не просто ощущаю, но и кайфую от них. icon_smile.gif Когда мне приходится по работе заезжать на завод, то я надолго впадаю в экстаз, стоя на вибраторе. А как офигенно проезжает мимо электропоезд?

Жаль только даже на Wilson контрабас не звучит хотя бы немного приближено к настоящему. icon_sad.gif

Ладно, давай отдалимся от философии и спустимся на землю: почему производители не дают большинству своих продуктов, - дорогим продуктам, - поддержку НЧ? Ведь, технически это просто - нужно лишь увелиться объем колонки и диаметр дифуззора, остальное - дело техники?
В чем причина? Что мне не известно?

ПО> АЧХ «равной громкости восприятия» никогда и не приближалась к линейной ни на каких уровнях! Даже по кривым...По результатам новейшей известной... источник:
http://www.lindos.co.uk/cgi-bin/FlexiData.cgi?SOURCE=Articles&VIEW=full&id=17
Кто подробно заинтересуется - не пренебрегите и ссылками внизу статьи, зело познавательно...У колонок с линейной АЧХ низов НЕ будет не хватать НИКОГДА при прослушивании звукового материала на том же уровне громкости, что и при «натуральном» слушании. И их будет не хватать ВСЕГДА, когда происходит прослушивание на громкости, существенно меньшей «натуральной», и будет излишек ВСЕГДА, когда происходит прослушивание на громкости, существенно бОльшей «натуральной» громкости материала. Для компенсации чего, в указанных случаях электроакустического слушания, и существует аппаратное средство – тонкомпенсация.


Почитал, прошелся по ссылкам. Занимательно, но и в тоже время удивляет. Например, не только мне, но и моим друзьям при увеличении громкости хочется бас прибавить, а не убавить, о чем свидетельствуют диаграммы. icon_smile.gif

ПО> То, что отражено кривыми равной громкости, не эффект, а природное свойство слуха, который само по себе является естественным и в естественных условиях не требует никакой компенсации.

Требуется, если музыка записана и воспроизводиться не как есть, а четко линейно.

SoundLife>> …система тонкомпенсации, …которая в мире хай-енда звучит ничем не худшим ругательством чем сабвуфер...[/quote]
ПО> Эка новость! Когда нечем аргументировать, лезут одни ругательства, знакомо…

поясни, пжл.


ПО> Кто хочет привыкать к чему-либо – на здоровье! Что не означает, что это – лучшее, чего могут желать остальные…

Ну, а что посоветовать можешь Ты? Пжл.

SoundLife> уровень громкости на концерте какой-нить рок группы редко врубается в домашних условиях. Ну а для камерных оркестриков бас особо и не нужен.
Грамотное исполнение в моём понимании - это когда изменение АЧХ тракта от громкости, взаимокомпенсирует изменение АЧХ слухового аппарата, причём со всеми панимаш загогулинами, которые нарисованы по твоей ссылке, а не только компенсация в области НЧ, как в большинстве поделок. И не забудь, что надо учитывать уровень, с которым записана фонограмма и отдачу колонок. Ну как, охота что-нибудь тонкомпенсировать?

Пацаны, не ссорьтесь. НЧ нужны везде (см выше о контрабасе), особенно при прослушивании симфонического оркестра; я с шести лет занимась музыкой и много больше раз среднестатистического человека слышал оркестр как снаружи, так и изнутри.
А что касается влиянии громкости на звук, то мне думается здесь забывается о диапазоне прокаченности. Внутри него звук воспринимается линейно, а до и после - плохо.

ТорСион писал(а):
Fu DI Thu
// Тут вопрос не сколько в том, насколько бас влияет вообще, а сколько - чем обослувлено его отсутствие в 99% АС дороже 5-ти тысяч долларов за пару?

Ответ здесь лежит совсем рядом. Это довольно трудно сделать с " наскоку" при поверхностном подходе к производству АС. Если проблема верхнего края диапазона решена давно, то проблема НЧ- намного более тяжело решается. Хотя бы тем, что при " создании" этих самых 20гц неминуемо всплывает соответствующее акустическое оформление АС. И начинаются компромиссы.
Вам нужно совместить чувствительность динамика, его нижнюю граничную частоту, добротность, мощность в отдачу, все это не испортить/ увязать с акустическим оформлением и еще умудриться затолкать в приемлимые габариты, состыковав фильтрами с СЧ и ВЧ . Вот и получаем, что в большинстве напольников, если удалось добиться 30гц, то и хватит( по мнению производителя).


Честно говоря, я не верю производителям в сложности реализации НЧ. В конце концов, могли бы просто дублировать основные модели моделями с поддержкой среднекачественного, но имеющегося субдиапазона частот.

Re: Hi-fi диапазон - реальность, рекл. ход или бессмысленнос

dimuly78 > ну что касается слышемости то ниже 20 герц слышут гараздо больше людей чем 20000 а вообще никаких трюков тут нет что касатся низов то в мире hi end найдется не мало моделей воспроизводящих 20гц но спешу разочаро вать в простой квартире вы их не услышате дело в маленком размере наших комнат да и большое помещение должно быть без посторонних вещей и грамотно оборудывано настоящие фанаты вообще подъискивают себе помещение с керпичными толстыми стенами

Вот здесь поподробнее, пжл. Как связаны размер и отражающие параметры помещения с восприятием разных частот?

dimuly78 > чот касается вч то вообще вопроизведение выше 15 000гц не критчно но не давно я заметил интерестную особенность собирая очередную ас (я этим не много увлекаюсь) у вч именно на этой частоте был провал около 2 db я обычно использую rc цепь для стабилизации импеданса при этом обычно вч еще не много прибераются так вот в данном случае от нее пришлось отказатся при меньшем провале субъективно высоких не стало больше просо они стали четче а еще кричащие нотки например электро гитар например стали гараздо благо звучнее но их было отчетливо слышно в отличии от промышленных ас где они либо смягчаются либо откровенно режут слух и лишь еденицы воспроизводят все как надо я давно заметил эту оссобенность но только теперь понял в чем дело теперь я точно знаю как именно сказываются крайне высокие частоты они не чего не добавляют просто звук становится четче благозвучней причем нетолько на верхах и середине даже низкие звучат лутше как имменно описать не могу не писатель но лут icon_wink.gif icon_biggrin.gif ше[/quote]

Я не услышал от чего именно Ты избавился: только от частот около 15000 или от всего верхнего диапазона?

http://www.t-art.ru/ru/catalog/?filter=Kharma
Высокий конец Кхарма - АС и сабы с частотами

Fu DI Thu писал(а):
мне ... и моим друзьям при увеличении громкости хочется бас прибавить, а не убавить, о чем свидетельствуют диаграммы. icon_smile.gif

Здесь нет противоречия. Наш слух работает всю нашу жизнь, а музыку мы слушаем ограниченный отрезок времени, а качественную - еще меньше. Адаптационный аппарат "смиряется" с отсутствием ВЧ и НЧ на малой громкости. Мозг как бы знает, что от такой маленькой громкости натурально требовать недостатка того и иного. К сожалению, при добавлении громкости, ничего не меняется с "раскладом" НЧ-СЧ-ВЧ в технике Hi-Fi, а мозг уже не согласен "мириться" с отсутствием НЧ - в его "шаблоне" записана другая "модель натуральности".
Fu DI Thu писал(а):
ПО> То, что отражено кривыми равной громкости, не эффект, а природное свойство слуха, который само по себе является естественным и в естественных условиях не требует никакой компенсации.

Требуется, если музыка записана и воспроизводиться не как есть, а четко линейно.

Здесь Вы путаете линейность передаточного звена и линейность спектра музыки.
ТорСион писал(а):

Fu DI Thu писал(а):
Тут вопрос не сколько в том, насколько бас влияет вообще, а сколько - чем обослувлено его отсутствие в 99% АС дороже 5-ти тысяч долларов за пару?

проблема НЧ- намного более тяжело решается. Хотя бы тем, что при " создании" этих самых 20гц неминуемо всплывает соответствующее акустическое оформление АС. И начинаются компромиссы.

Очень точное высказывание! Если брать некомпромиссное оформление, то АС займут место самой комнаты!
Если же:
"я говорил лишь о самом факте присутствия низких частот в независимости от их качества" и "могли бы просто дублировать основные модели моделями с поддержкой среднекачественного, но имеющегося субдиапазона частот"
то есть смысл как раз замахиваться на сабвуферы, как дополнение к существующим системам, предназначенное для озвучивания глубокого НЧ.

Цитата:
И их будет не хватать ВСЕГДА, когда происходит прослушивание на громкости, существенно меньшей «натуральной» Согласись, что уровень громкости на концерте какой-нить рок группы редко врубается в домашних условиях…[/quote]
===========

С чем соглашаться, абсолютно непонятно. Именно поэтому и в этих случаях и возникает объективное ощущение меньшей громкости НЧ и основание для применения ТК.

Цитата:
И их будет не хватать ВСЕГДА, когда происходит прослушивание на громкости, существенно меньшей «натуральной» …Ну а для камерных оркестриков бас особо и не нужен…[/quote]
==========

«Нужен» - «не нужен» - не имеет никакого значения для принципа ТК. Если Вы имеете в виду, что их громкость позволяет слушать их через электроакустику в бытовых условиях без снижения громкости по сравнению с натуральной, то при этом в звуке и будет столько басов, сколько «в натуре». Как и для любых других источников.[/quote]

Цитата:
Было бы любопытно узнать, каково её грамотное исполнение в Вашем понимании… Грамотное исполнение в моём понимании - это когда изменение АЧХ тракта от громкости, взаимокомпенсирует изменение АЧХ слухового аппарата, причём со всеми …загогулинами, которые нарисованы по твоей ссылке, а не только компенсация в области НЧ, как в большинстве поделок….[/quote]
===========

Начали вроде с правильной формулировки принципа ТК: «когда изменение АЧХ тракта от громкости, взаимокомпенсирует изменение АЧХ слухового аппарата», а потом – про эти «загогулины»!.. Вы дали себе труд посмотреть, каково это «ИЗМЕНЕНИЕ АЧХ слухового аппарата», то есть РАЗНИЦА между КРГ выше 1000 Гц в диапазоне уровней от 40 до 100 дБ (больше, чем имеет смысл для любой тонкомпенсации)? Не более 2, от силы 3 дБ! Что практически не требует никакой ТК выше 1000 Гц. В то время как изменение КРГ на 20 Гц в этом же диапазоне уровней от 40 до 100 фон – 28 дБ! Существенная ТК и требуется (в принципе) в диапазоне от 20 до 700-1000 Гц. ЗДЕСЬ «поделки» ни при чём.
Другое дело, что «поделки» - это и есть помещение частотно-зависимых цепей в регуляторы громкости, где никак не учитывается и не может быть учтена реальное отличие громкости слушания на электроакустике от «натуральной».[/quote]

Цитата:
…И не забудь, что надо учитывать уровень, с которым записана фонограмма и отдачу колонок. Ну как, охота что-нибудь тонкомпенсировать?
===========

Никакой уровень, с которым записана фонограмма, и отдачу колонок учесть невозможно, кроме как с помощью шумомера (что практически неприменимо) или с помощью ОПЫТА слушания различных источников и сложившегося представления об их тональном балансе, что и есть реально.[/quote]

Цитата:
Ну как, охота что-нибудь тонкомпенсировать?
===========

Ха-ха-ха!...[/quote]
Цитата:
У колонок с линейной АЧХ низов НЕ будет не хватать НИКОГДА при прослушивании звукового материала на том же уровне громкости, что и при «натуральном» слушании. И их будет не хватать ВСЕГДА, когда происходит прослушивание на громкости, существенно меньшей «натуральной», и будет излишек ВСЕГДА, когда происходит прослушивание на громкости, существенно бОльшей «натуральной» громкости материала. Для компенсации чего, в указанных случаях электроакустического слушания, и существует аппаратное средство – тонкомпенсация. Да, да да. Именно то аппаратное средство, которое кастрируется лёгким нажатием кноёпочки "Direct" и которое полностью отсутствует в подавляющем большинстве серьёзной техники.[/quote]
==========

Ха-ха-ха!.. А в чьем-то изложении это будет – «которое полностью отсутствует в подавляющем большинстве НЕСЕРЬЁЗНОЙ техники.»[/quote]

ТорСион писал(а):
...Если проблема верхнего края диапазона решена давно, то проблема НЧ- намного более тяжело решается. Хотя бы тем, что при " создании" этих самых 20гц неминуемо всплывает соответствующее акустическое оформление АС. И начинаются компромиссы.
Вам нужно совместить чувствительность динамика, его нижнюю граничную частоту, добротность, мощность в отдачу, все это не испортить/ увязать с акустическим оформлением и еще умудриться затолкать в приемлимые габариты, состыковав фильтрами с СЧ и ВЧ . Вот и получаем, что в большинстве напольников, если удалось добиться 30гц, то и хватит( по мнению производителя).

Совершенно резонно!

Цитата:
Ха-ха-ха!.. А в чьем-то изложении это будет – «которое полностью отсутствует в подавляющем большинстве НЕСЕРЬЁЗНОЙ техники.»
С чем и поздравляю. happybirthday.gif

ФСЕ! БЕГОМ ЗАНИМАТЬ ОЧЕРЕДЬ ЗА АКУФЕЙЗАМИ!!!!

hat.gif

Fu DI Thu писал(а):
…Например, не только мне, но и моим друзьям при увеличении громкости хочется бас прибавить, а не убавить, о чем свидетельствуют диаграммы...

============

На здоровье! К природе ТК это не имеет отношения. А кому-то не хочется ничего ни прибавлять, ни убавлять. Это тоже для Вас удивительно?..[/quote]

Fu DI Thu писал(а):
…ПО> То, что отражено кривыми равной громкости, не эффект, а природное свойство слуха, который само по себе является естественным и в естественных условиях не требует никакой компенсации.
---------------
Требуется, если музыка записана и воспроизводится не как есть, а четко линейно.
==========

Не знаю, кому это понятно, но для меня смысл написанного Вами здесь непонятен.
То, что я здесь написал, не имеет отношения ни к каким записям, музыке и т.п. А описано свойство слуха, существовавшее до какой бы-то ни было музыки и т.п., тем более до воспроизведения звука через электроакустику…


SoundLife>> …система тонкомпенсации, …которая в мире хай-енда звучит ничем не худшим ругательством чем сабвуфер...[/quote]
ПО> Эка новость! Когда нечем аргументировать, лезут одни ругательства, знакомо…

поясни, пжл.
===========

Это к кому просьба «пояснить»? Ко мне? Пусть поясняет тот, кто приводит подобные «аргументы» о «ругательствах» или сам так «аргументирует»…[/quote]

--------------

ПО> Кто хочет привыкать к чему-либо – на здоровье! Что не означает, что это – лучшее, чего могут желать остальные…

Ну, а что посоветовать можешь Ты? Пжл.[/quote]
==========

Я ничего не советовал, а пытался пояснить то, что мне показалось заслуживающим пояснения.

Чёрт, в моих постах с ответами на посты, где цитирование даётся без соблюдения обычного метода, тоже вид цитирования становится беспорядочным.[/quote]

Бля, во эклектика попёрла!

Пафнутий! Я не пью! Сжалься.... pray.gif

poty писал(а):
…Адаптационный аппарат "смиряется" с отсутствием ВЧ и НЧ на малой громкости. Мозг как бы знает, что от такой маленькой громкости натурально требовать недостатка того и иного...

==============

Ну зачем же так принижать возможности адаптационного аппарата! Он «смирялся» и прослушиванием передач от «Здравствуй, мой маленький дружок!» до симфонических концертов, по миллионам черных картонных «тарелок» с убогим электромагнитом и по миллионам верещащих карманных приёмников, и со слушанием хриплых бубнящих дворовых «магов» со сбитыми головами и десятыми копиями плёнок…
Мы же всё-таки ведём разговор в форуме о высококачественном электроакустическом звуковоспроизведении, его принципах и возможной реализации. Любители которого стремятся преодолевать его недостатки, а не совершенствовать «смирение» с ними…
Так что чей-то и не смиряется…[/quote]

poty писал(а):
…при добавлении громкости, ничего не меняется с "раскладом" НЧ-СЧ-ВЧ в технике Hi-Fi, а мозг уже не согласен "мириться" с отсутствием НЧ - в его "шаблоне" записана другая "модель натуральности"…

===========

Странно. С постепенным ростом уровня НЧ не «отсутствуют», а дефицит их восприятия УМЕНЬШАЕТСЯ, вплоть до его полного исчезновения при уровне громкости слушания, равном «натуральной» громкости данного источника. И восприятие всё приближается к "модели натуральности", пока не станет «натуральным» без всякой модели.[/quote]

Пафнутий Онучин писал(а):
poty писал(а):
…Адаптационный аппарат "смиряется" с отсутствием ВЧ и НЧ на малой громкости. Мозг как бы знает, что от такой маленькой громкости натурально требовать недостатка того и иного...

Ну зачем же так принижать возможности адаптационного аппарата!...
Мы же всё-таки ведём разговор в форуме о высококачественном электроакустическом звуковоспроизведении, его принципах и возможной реализации. Любители которого стремятся преодолевать его недостатки, а не совершенствовать «смирение» с ними…
Так что чей-то и не смиряется…

В каком бы форуме мы этот разговор не вели, "устройство" человека от этого не изменится. Я говорил несколько о другом. О том, что для человека нормально ощущать дефицит НЧ и ВЧ при малой громкости. Конечно, если при этом что-то искать, то найти можно. Попарным сравнением там или еще какими методами. Но это уж не работа адаптационного механизма, как Вы понимаете! И вовсе не принизил я его возможности, а перевел, так сказать, принцип его работы в "человеческое" объяснение.
Пафнутий Онучин писал(а):
poty писал(а):
…при добавлении громкости, ничего не меняется с "раскладом" НЧ-СЧ-ВЧ в технике Hi-Fi, а мозг уже не согласен "мириться" с отсутствием НЧ - в его "шаблоне" записана другая "модель натуральности"…

Странно. С постепенным ростом уровня НЧ не «отсутствуют», а дефицит их восприятия УМЕНЬШАЕТСЯ, вплоть до его полного исчезновения при уровне громкости слушания, равном «натуральной» громкости данного источника. И восприятие всё приближается к "модели натуральности", пока не станет «натуральным» без всякой модели.

Пафнутий, я объяснял очень частный случай. Там были, так сказать, начальные условия. Собственно, по этим начальным условиям: применяются АС с "неглубокими" НЧ. Т.е. их не хватает (по н.у.) на всех уровнях громкости. На низких уровнях громкости их нехватка маскируется шаблоном адаптационного аппарата человека (см. выше), на высоких уровнях требуется либо привыкание (что Вам не по вкусу), либо Вы будете ощущать их нехватку острее, так как на таких уровнях громкости слушатель ожидает уже присутствия НЧ определенного уровня. Вот и все, что я хотел сказать.

Poty> Странно. С постепенным ростом уровня НЧ не «отсутствуют», а дефицит их восприятия УМЕНЬШАЕТСЯ, вплоть до его полного исчезновения при уровне громкости слушания, равном «натуральной» громкости данного источника. И восприятие всё приближается к "модели натуральности", пока не станет «натуральным» без всякой модели.

Высокие оглушают, быть может.
На дешевой технике часто бывает эффективным "давить" ВЧ для более комфортного восприятия.

В общем, я хочу свести эту тему от теоритических размышлений "В чем причина" к практическому "Что делать"; а точнее обсудить некоторые АС стоимостью до 300 000р.

Кстати, ткните мне, пжл, носом в статью о том, как изготовить колонку собственными руками - мне любопытно вспомнить от каких физических и, -особенно, - геометрических показателей зависят свойства АС, такие как: частота воспроизведения, "комнатная" громкость и пр.

poty писал(а):
…для человека нормально ощущать дефицит НЧ и ВЧ при малой громкости...

Прежде всего, чем Вы объясняете Ваше утверждение об «ощущении дефицита ВЧ при малой громкости», если, как я и написал со ссылкой на КРГ 2003 г., даже для разницы уровней в 60 дБ (от 100 до 40 фон), что заведомо больше обычных глубин тонкомпенсации (кто, интересно, заботится о естественном балансе симфонического оркестра, слушая его фортиссимо, 100 дБ, на уровне 40 дБ – уровне шума в довольно тихой комнате?) нелинейность кривой тонкомпенсации выше 1000 Гц не превышает 2, от силы 3 дБ, а уж при меньших глубинах и вообще становится пренебрежимой? При том, что исследования показали, что даже общая громкость при таких изменениях не очень-то заметна (удвоению субъективной громкости соответствует примерно увеличение уровня на 10 дБ)…
Во-вторых, «нормально» что? Нормально, что «дефицит НЧ при малой громкости» ощущается, потому что это свойство слуха? Это нормально.
Считать это «нормальным», потому что этот дефицит создает электроакустическая система, не компенсирующая его? Многие, не желающие использовать ТК, считают так. Другие многие, желающие использовать и использующие ТК, считают наоборот. Далеко не только «мне», как Вы изволили язвительно заметить, а миллионам людей, полвека пользовавшимся и пользующимся ТК, «не по вкусу» привыкание к искаженному тональному балансу при вынужденном прослушивании на уровнях, существенно отличающихся от «натуральных»…

poty писал(а):
…Там были, так сказать, начальные условия. Собственно, по этим начальным условиям: применяются АС с "неглубокими" НЧ. Т.е. их не хватает (по н.у.) на всех уровнях громкости...

Ну, обсуждать проблемы тонкомпенсации при каких-то «начальных условиях», что электроакустическая система НЕ ВОСПРОИЗВОДИТ части слышимого диапазона, причем именно той, для которой эффект изменения восприятия наиболее существен, бессмысленно.
Это вроде как обсуждать оптимальное использование пятиступенчатой коробки передач, когда «начальными условиями» ставится, что пятая передача сейчас не работает, ибо чтой-то плохо втыкается, а первой – и нету вообще…

Fu DI Thu писал(а):
...Кстати, ткните мне, пжл, ...в статью о том, как изготовить колонку собственными руками - мне любопытно вспомнить от каких физических и, -особенно, - геометрических показателей зависят свойства АС, такие как: частота воспроизведения, "комнатная" громкость и пр.


Пожалуйста, по мере уменьшения объема книжиц:

http://ihtik.2x4.ru/electrotehn_4janv2007/electrotehn_4janv2007_1935.rar

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/''Massovaya_radiobiblioteka''/_''Massovaya_radiobiblioteka''_0900-0999_.html#0919
(нажать на выпуск 0919)

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/''Massovaya_radiobiblioteka''/_''Massovaya_radiobiblioteka''_0400-0499_.html#0441
(нажать на выпуск 0441)

С пасибо. В понедельник распечатаю на работе и почитаю. Может еще и в технической библиотеке у себя на работе посмотрю че-нить еще.

Кстати, я немного припоминаю из курса электротехники, что волна как материально несуществующее (в статике) явление, - как и все подобные динамические явления, - её размер выражается во времени её жизни. Следовательно размер волны в 20Гц равен 17-ти метрам, а 27,5 (Ля субконтроктавы) - 12 метрам. Но фортепиано то его воспроизводит! Допустим, размер воспроизводящей пластины не связан прямопропорционально с длинойволны, то волна то все равно имеет право жить в помещение, в котором до противоположной стены остается расстояние меньшее, чем ее длина. Или я ошибась? Ведь, если помещение должно быть больше длины вопспроизводимой частоты, то комнаты должны быть для диапазона хай-фай аж в 300 квадратных метров; а в комнатах 4х4 не возможно было бы услышать звук ниже 86 Гц.

Пафнутий Онучин писал(а):
удвоению субъективной громкости соответствует примерно увеличение уровня на 10 дБ

Ой ли? Как это измерить - удвоение субъективной громкости? Во всяком случае, увеличение уровня на 10 Дб соответствует десятикратному увеличению мощности излучаемого сигнала. Субъективная громкость, думаю, возрастёт при этом явно не вдвое.
Fu DI Thu писал(а):
в комнатах 4х4 не возможно было бы услышать звук ниже 86 Гц

Услышать можно, но из-за многочисленных переотражений возникают комбинационные частоты и "стояки" - появляется гудение.

Vitalson писал(а):
Пафнутий Онучин писал(а):
удвоению субъективной громкости соответствует примерно увеличение уровня на 10 дБ

Ой ли? Как это измерить - удвоение субъективной громкости? Во всяком случае, увеличение уровня на 10 Дб соответствует десятикратному увеличению мощности излучаемого сигнала. Субъективная громкость, думаю, возрастёт при этом явно не вдвое...

Это результаты экспериментов, приводимые специалистами по предмету:

Фурдуев В.В., Акустические основы вещания. М., 1960, стр. 36:
«Опыты показали, например, что большинство наблюдателей, даже и не тренированных, уверенно (т.е. с очень небольшим разбросом оценок) отмечают увеличение или уменьшение громкости вдвое, когда уровень громкости меняется в ту или другую сторону на 10 фон.»

М.А.Сапожков, Электроакустика, М., 1978, стр. 29:
«…увеличение уровня громкости на 10 фон для широкого диапазона уровней соответствует субъективному увеличению громкости вдвое (человек довольно точно может определить удвоение громкости. Это свойство слуха было использовано для определения зависимости громкости от ее уровня)».

Вы спорите о классике, - даже мне как нерадиолюбителю это известно с университета.

Кстати, говоря, интересный фигня: записал на диск сгенерированные прогой сигналы в 20,25, 30, 35, 40, 50 и 60 Гц. Слушал с заткнутыми ушами: вибрацую саба ощущал на всех, а вибрацию от колонок почему то "услышал" только на 30 Гц (только на этой частоте, т.е. не только на 25, но и на 35 не почувствовал).

Чем это обусловлено, как думаете?

И еще такие мысли вслех: если плоские и тангенциальные моды не будут интерферировать (попадать на одни и те же частоты) - можно ли это считать удачей; а также имеются ли способы реально заглушить моды хотя бы первого порядка?
"Хотя бы первого" - сильно сказано, т.к. НЦ хуже всего и гасятся, но я имею в виду самые громкие моды.

ЗЫЖ Интересуюсь не просто так, ибо на носу ремонт в комнате и пока я его не начал могу внести изменения в проект, а заодно подбираю АС: связка mission е82 с ямаховским сабом; и мне, честно говоря, надоела связка АС+саб: хочется еще производителем согласовнной системы.

ЗЗЫЖ В принципе, мне хорошо знакомо звучание большинства АС, но не могу понять: магнаты - это хайфайный ширпотреб или они такие ушлые? Я к тому, что у них крайне большая номенклатура.

Извините, но бравада цифрами... Это как в анекдоте: есть правда, есть ложь, а есть статистика...
Пафнутий Онучин писал(а):
poty писал(а):
…для человека нормально ощущать дефицит НЧ и ВЧ при малой громкости...

Прежде всего, чем Вы объясняете Ваше утверждение об «ощущении дефицита ВЧ при малой громкости», если, как я и написал со ссылкой на КРГ 2003 г., даже для разницы уровней в 60 дБ (от 100 до 40 фон), что заведомо больше обычных глубин тонкомпенсации (... уровне 40 дБ – уровне шума в довольно тихой комнате?) нелинейность кривой тонкомпенсации выше 1000 Гц не превышает 2, от силы 3 дБ, а уж при меньших глубинах и вообще становится пренебрежимой?

Ну, я говорил о дефиците и ВЧ и НЧ на самом деле. Что касается Ваших рассуждений, то цифра 40 дБ для "тихой комнаты" - это черезчур! "Проходясь" далее по цифрам... Вы рассуждаете только о тонкомпенсации и КРГ. Но понятия "слышимость", "громкость" ... относятся ведь только к вопросу субъективного ощущения "определяемости" наличия звука, его "мощности"... А мы говорим сейчас еще и о понятиях "разборчивости", "полезности"... (слушаем-то музыку) Т.е., беря за основу Ваши 40 дБ шумов в тихой комнате, можно практически точно сказать, что звуки ниже 40 дБ будут бесполезны, так как будут маскироваться шумом (который, кстати, в типовой комнате прослушивания имеет выраженно высокочастотную "наклонность"). И чем ниже общий уровень прослушивания (и выше уровень шума), тем больше составляющих будет подпадать под эту "бесполезную" категорию. И это нормально и веками адаптировано слуховым аппаратом.
Почему тогда именно ВЧ? Во-первых потому, что в полезном сигнале уровень ВЧ составляющих значительно ниже уровня, допустим, СЧ составляющих. Во-вторых, как это указывалось выше, шум имеет явно выраженный "горб" именно на ВЧ.
Вывод: не КРГ единой...
Пафнутий Онучин писал(а):
(кто, интересно, заботится о естественном балансе симфонического оркестра, слушая его фортиссимо, 100 дБ, на уровне 40 дБ...?)

Об этом заботится команда, осуществляющая сведение фонограммы. Есть рекомендации, адаптирующие звуковоспроизведение к условиям прослушивания (ну, самые известные сейчас, например, - THX для кино). Для CD уровень компенсации пересчитывается к среднему уровню прослушивания в быту. Конечно, прослушивание на максимальном уровне в 40 дБ не предполагается, но это ж выбор самого слушателя. Значит он готов мириться со слышимостью шума помещения, уменьшением слышимого динамического диапазона (независимо от наличия тонкомпенсации) и другими искажениями. Понятно, что тонкомпенсация здесь - абсолютно не панацея!
Пафнутий Онучин писал(а):
При том, что исследования показали, что даже общая громкость при таких изменениях не очень-то заметна (удвоению субъективной громкости соответствует примерно увеличение уровня на 10 дБ)…
+ приведенные выдержки из литературы

Почему сложно использовать понятие "громкость" я упомянул выше.
Что касается самих высказываний. Насколько при определении этих оценок учитывался фактор адаптации слуха? Т.е. насколько долго человек привыкал к звуку, прежде, чем вынести оценку? Насколько можно доверять точности "измерения" субъективной громкости? Для психоакустической модели это, возможно и важно, но для объяснения практических феноменов это еще нужно правильно переложить на условия конкретного прослушивания.
Пафнутий Онучин писал(а):
Во-вторых, «нормально» что? Нормально, что «дефицит НЧ при малой громкости» ощущается, потому что это свойство слуха?

Нет, нормально то, что при малой громкости потеря деталей (для слуха), например, на НЧ, и так катастрофическая, не говоря уже о том, что сам "глубокий" НЧ диапазон никаких деталей для слуха не несет. Это, скорее, из области ощущений. Слух адаптирован под вполне конкретное применение, и для него искуственным будет именно подъем (тонкомпенсация) на уровнях громкости, когда самого понятия глубоких НЧ уже не должно существовать. "Добавит" ли к этому провалу что-нибудь колонка (в режиме тихого прослушивания) или нет - в таких условиях это уже не важно и воспринимается для слуха адекватно. Последние несколько строчек - это в ответ на:
Пафнутий Онучин писал(а):
...миллионам людей, полвека пользовавшимся и пользующимся ТК, «не по вкусу» привыкание к искаженному тональному балансу при вынужденном прослушивании на уровнях, существенно отличающихся от «натуральных»…

И это здорово! Я, например, знал человека, который любил слушать на ускоренной скорости (на магнитофонах). Это его очень забавляло! Каждый ищет от прослушивания свое!
Пафнутий Онучин писал(а):
poty писал(а):
…Там были, так сказать, начальные условия. Собственно, по этим начальным условиям: применяются АС с "неглубокими" НЧ. Т.е. их не хватает (по н.у.) на всех уровнях громкости...

Ну, обсуждать проблемы тонкомпенсации при каких-то «начальных условиях», что электроакустическая система НЕ ВОСПРОИЗВОДИТ части слышимого диапазона, причем именно той, для которой эффект изменения восприятия наиболее существен, бессмысленно.

Про существенность - чуть выше. Про начало обсуждения - чуть раньше по ветке. Прошу посмотреть, на какой вопрос я отвечал! Там мало что было про тонкомпенсацию. Там был конкретный практический случай, вот и все! Просто Вы перевели разговор в другое русло - обобщений и рассуждений о полезности тонкомпенсации.

Fu DI Thu писал(а):
Следовательно размер волны в 20Гц равен 17-ти метрам, а 27,5 (Ля субконтроктавы) - 12 метрам.

Вы забыли добавить - для скорости волны в воздухе.
Fu DI Thu писал(а):
Но фортепиано то его воспроизводит! Допустим, размер воспроизводящей пластины не связан прямо пропорционально с длиной волны, то волна то все равно имеет право жить в помещении, в котором до противоположной стены остается расстояние меньшее, чем ее длина.

Струна, которая воспроизводит звук, резонирует на нужной частоте. Дальше распространением занимается резонаторы, внутренний объем корпуса, деки...
А почему Вы решили, что для распространения волны нужна длина участка, превышающая длину волны? Это не так! Просто в помещении небольших размеров возникает множество мест, где прямые и отраженные волны (а пути их следования отличаются незначительно по длине, то есть затухание отраженных волн небольшое) определенной длины гасят друг-друга. Для исключения (ослабления) эффекта применяют подготовку помещения, минимизацию отражения и пр...

poty писал(а):
Извините, но бравада цифрами... Это как в анекдоте: есть правда, есть ложь, а есть статистика...
Пафнутий Онучин писал(а):
poty писал(а):
…для человека нормально ощущать дефицит НЧ и ВЧ при малой громкости...

Прежде всего, чем Вы объясняете Ваше утверждение об «ощущении дефицита ВЧ при малой громкости», если, как я и написал со ссылкой на КРГ 2003 г., даже для разницы уровней в 60 дБ (от 100 до 40 фон), что заведомо больше обычных глубин тонкомпенсации (... уровне 40 дБ – уровне шума в довольно тихой комнате?) нелинейность кривой тонкомпенсации выше 1000 Гц не превышает 2, от силы 3 дБ, а уж при меньших глубинах и вообще становится пренебрежимой?

Ну, я говорил о дефиците и ВЧ и НЧ на самом деле. Что касается Ваших рассуждений, то цифра 40 дБ для "тихой комнаты" - это чересчур!..

«Комната в тихой квартире – 35 дБ» (Р. Тейлор, «Шум», стр. 59).
«В жилых помещениях из-за несовершенства звукоизоляции… уровень шума в среднем составляет 30-40 дБ…» (В.Ф.Есаков и др., «АРУ в УНЧ», стр. 7)
и т.д. …
И я спросил о том, чем Вы объясняете дефицит ВЧ при слушании на громкости, существенно ниже натуральной.
poty писал(а):
…понятия "слышимость", "громкость" ... относятся ведь только к вопросу субъективного ощущения "определяемости" наличия звука, его "мощности"... А мы говорим сейчас еще и о понятиях "разборчивости", "полезности"... (слушаем-то музыку)...

Почему только «музыку» - только один из видов звуковой среды, воспроизводимой электроакустическим трактом? Я оперирую понятием «звуковой материал».
poty писал(а):
…беря за основу Ваши 40 дБ шумов в тихой комнате, можно практически точно сказать, что звуки ниже 40 дБ будут бесполезны, так как будут маскироваться шумом (который, кстати, в типовой комнате прослушивания имеет выраженно высокочастотную "наклонность"). И чем ниже общий уровень прослушивания (и выше уровень шума), тем больше составляющих будет подпадать под эту "бесполезную" категорию. И это нормально и веками адаптировано слуховым аппаратом...

Это «нормально и веками адаптировано слуховым аппаратом» именно для звукового материала, НАТУРАЛЬНАЯ громкость которого столь низка, что становится соизмеримой с уровнем шума или падает ниже его.
А я говорил именно о бессмысленности рассуждений о тонкомпенсации для таких абсурдных случаев, как слушание источников с «натуральной» громкостью 100 дБ на громкости, скажем 40 дБ. А мне ответы, как будто я на ЭТОМ что-то аргументирую…
poty писал(а):
…Почему тогда именно ВЧ? Во-первых потому, что в полезном сигнале уровень ВЧ составляющих значительно ниже уровня, допустим, СЧ составляющих...

Чаще – да, но это далеко не всегда.
poty писал(а):
…Во-вторых, как это указывалось выше, шум имеет явно выраженный "горб" именно на ВЧ...
… шумом (который, кстати, в типовой комнате прослушивания имеет выраженно высокочастотную "наклонность")…

Опять же, по имеющимся у меня источникам и по моим собственным неоднократным наблюдениям в довольно тихой ГОРОДСКОЙ комнате с диффузным шумом на спектроанализаторе – с точностью до наоборот! Спектр плавно спадает к ВЧ! Если при этом у соседа не работает «болгарка»…
poty писал(а):
Пафнутий Онучин писал(а):
(кто, интересно, заботится о естественном балансе симфонического оркестра, слушая его фортиссимо, 100 дБ, на уровне 40 дБ...?)

Об этом заботится команда, осуществляющая сведение фонограммы. Есть рекомендации, адаптирующие звуковоспроизведение к условиям прослушивания (ну, самые известные сейчас, например, - THX для кино). Для CD уровень компенсации пересчитывается к среднему уровню прослушивания в быту. Конечно, прослушивание на максимальном уровне в 40 дБ не предполагается, но это ж выбор самого слушателя. Значит он готов мириться со слышимостью шума помещения, уменьшением слышимого динамического диапазона (независимо от наличия тонкомпенсации) и другими искажениями. Понятно, что тонкомпенсация здесь - абсолютно не панацея!..

Я писал, что «заботиться о естественном балансе симфонического оркестра, слушая его фортиссимо, 100 дБ, на уровне 40 дБ» - абсурд. Вы же сначала пишете, что режи именно об этом и заботятся, а через три строчки сами же отвечаете, что это «не предполагается». Конечно, «не предполагается», потому что для высококачественного звуковоспроизведения (а о чем другом мы тут в форуме талдычим вообще?) это - абсурд! И никакой слушатель этого не выбирает, потому что само полноценное слушание становится бессмысленным, а тогда какой смысл вообще имеют всякие ухищрения во имя высококачественного звука?..
И «понятно», что «тонкомпенсация здесь - абсолютно ни при чем»!
poty писал(а):
Пафнутий Онучин писал(а):
При том, что исследования показали, что даже общая громкость при таких изменениях не очень-то заметна (удвоению субъективной громкости соответствует примерно увеличение уровня на 10 дБ)…
+ приведенные выдержки из литературы

…Насколько при определении этих оценок учитывался фактор адаптации слуха? Т.е. насколько долго человек привыкал к звуку, прежде, чем вынести оценку?..

По моему мнению, ровно настолько же, насколько подобные статистические исследования основываются на определённых свойствах, скажем, зрения в колориметрии. Исследования свойств зрения в неэкстремальных условиях – это одно, а в условиях экстремальной адаптации – совсем другое.
А то после того, как долго пялиться на зелёный лист бумаги, то после него белый лист какое-то время кажется пурпурным. Так что, значит у этого мэна глаза пурпурные?
poty писал(а):
…Насколько можно доверять точности "измерения" субъективной громкости?..

А она и не нужна. Речь идет о ПОРЯДКЕ величин. А то не так уж редко и «мнение», что если при увеличении ЗД на 3 дБ мощность удваивается, то и громкость удваивается…
poty писал(а):
Пафнутий Онучин писал(а):
Во-вторых, «нормально» что? Нормально, что «дефицит НЧ при малой громкости» ощущается, потому что это свойство слуха?

Нет, нормально то, что при малой громкости потеря деталей (для слуха), например, на НЧ, и так катастрофическая, не говоря уже о том, что сам "глубокий" НЧ диапазон никаких деталей для слуха не несет. Это, скорее, из области ощущений...

1. «Неглубокий» тоже не несёт.
2. Именно «ощущений», тех же самых, которые и есть в «натуральном» звуке.
poty писал(а):
…Слух адаптирован под вполне конкретное применение, и для него искуственным будет именно подъем (тонкомпенсация) на уровнях громкости, когда самого понятия глубоких НЧ уже не должно существовать...

«Самого понятия глубоких НЧ уже не должно существовать» только в НАТУРАЛЬНОМ тихом звуке. А электроакустическое слушание на громкостях, существенно ниже или существенно выше «натуральных» является чаще вынужденным, иногда – желательным явлением, при котором это вовсе не однозначно для любого человека.
Кстати, в данном обмене мнениями мы зациклились на электроакустическом слушании на громкостях, существенно ниже «натуральных», хотя явление это – двустороннее, равным образом действительное для электроакустического слушания на громкостях, существенно выше «натуральных», при котором, разумеется, речь идет о разной степени избытке НЧ, в зависимости от отклонения громкости от «натуральной»…
poty писал(а):
…"Добавит" ли к этому провалу что-нибудь колонка (в режиме тихого прослушивания) или нет - в таких условиях это уже не важно и воспринимается для слуха адекватно...

Отнюдь не такая безапелляционная аксиома, как Вам представляется!
poty писал(а):
…Последние несколько строчек - это в ответ на:
Пафнутий Онучин писал(а):
...миллионам людей, полвека пользовавшимся и пользующимся ТК, «не по вкусу» привыкание к искаженному тональному балансу при вынужденном прослушивании на уровнях, существенно отличающихся от «натуральных»…

И это здорово! Я, например, знал человека, который любил слушать на ускоренной скорости (на магнитофонах). Это его очень забавляло! Каждый ищет от прослушивания свое!..

Вот «этт точно!», как говаривал тов. Сухов!
Забавляться можно и слушая запись «задом наперёд», как в известной телепередаче…
poty писал(а):
Пафнутий Онучин писал(а):
poty писал(а):
…Там были, так сказать, начальные условия. Собственно, по этим начальным условиям: применяются АС с "неглубокими" НЧ. Т.е. их не хватает (по н.у.) на всех уровнях громкости...

Ну, обсуждать проблемы тонкомпенсации при каких-то «начальных условиях», что электроакустическая система НЕ ВОСПРОИЗВОДИТ части слышимого диапазона, причем именно той, для которой эффект изменения восприятия наиболее существен, бессмысленно.

Про существенность - чуть выше. Про начало обсуждения - чуть раньше по ветке. Прошу посмотреть, на какой вопрос я отвечал! Там мало что было про тонкомпенсацию. Там был конкретный практический случай, вот и все! Просто Вы перевели разговор в другое русло - обобщений и рассуждений о полезности тонкомпенсации.

И этт точно! Я откликнулся на то, что мне представляется существенным в вопросе о спектре и тонкомпенсации.
Так на форумах бывает нередко. Например, буквально сейчас на форуме
www.hi-fi.ru
шла развернутая заинтересованная дискуссия о тонкостях проблематики искажений при воспроизведении грамзаписи в разделе «Кассетные деки» (!) (стр.3-5 ветки "Преимущества записи на кассету перед цифрой?").
Привет!

..."хватии-и-иии-т, доволноо-о-оо, пощЩадии-ииии-и...".....

Оливер Кромвель писал(а):
..."хватии-и-иии-т, доволноо-о-оо, пощЩадии-ииии-и...".....

А ты не чита-а-аа-ааа-й-й-й!! Хх-х-вати-и-и-ии-т чч-и-и-ии-та-а-а-аа-ть!!!
И будешь до-о-во-о-о-о-ленННН!!!

poty писал(а):
Fu DI Thu писал(а):
Следовательно размер волны в 20Гц равен 17-ти метрам, а 27,5 (Ля субконтроктавы) - 12 метрам.

Вы забыли добавить - для скорости волны в воздухе.


Я могу добавить еще и "в среднестатистической квартире". icon_smile.gif

poty писал(а):

Fu DI Thu писал(а):
Но фортепиано то его воспроизводит! Допустим, размер воспроизводящей пластины не связан прямо пропорционально с длиной волны, то волна то все равно имеет право жить в помещении, в котором до противоположной стены остается расстояние меньшее, чем ее длина.

Струна, которая воспроизводит звук, резонирует на нужной частоте. Дальше распространением занимается резонаторы, внутренний объем корпуса, деки...
А почему Вы решили, что для распространения волны нужна длина участка, превышающая длину волны? Это не так! Просто в помещении небольших размеров возникает множество мест, где прямые и отраженные волны (а пути их следования отличаются незначительно по длине, то есть затухание отраженных волн небольшое) определенной длины гасят друг-друга. Для исключения (ослабления) эффекта применяют подготовку помещения, минимизацию отражения и пр...


У меня отутствовала мысль о необходимости icon_smile.gif длины участка, равной волне. Я лишь говорил о размере источника этой волны.
Ведь, в природе много парадоксов, и которые ими будут продолжать является до тех пор, пока мы не узнаем их истинных причин, так сказать универсальных формул. Музыкальный инструмент воспроизводит звук с помощью собственного корпуса и благодаря резонансу, а в акустике все это причисляется к факторам, с которыми необходимо бороться; вот и думай после этого: усиление НЧ резонансом в фазоинвертере - хорошо или плохо.

Кстати, о вашей дискуссии с Пафнутием и парадоксах.
Как я уже сказал, все парадоксы такими являются от того, что мы не способны их понять, не видим их доказательства или хотя бы пресупозитивных объяснений. А когда находим, их противопоставления оказываются мифологемами.
Не кажется ли вам двоим, что натуральный уровень громкости - настолько относительная величина, что измерять ее в децибелах - прямой путь к закручиванию мифологемы? Ведь, любой инструмент может звучать с разной громкостью, и целый оркестр tutti и голос оперного певца. Ведь в концертному залу изначально присуще более низкая зашумленность, нежели комнате в квартире в 40 Дб.

Ведь, не могут же мастера хай-енда создавать свои уникальные ламповые системы и АС под них настолько "безграмотно" - эти системы просто расчитаны на низкую громкость, - что иногда, кстати, называют "направленностью на малые составы".
А может быть это не так?
Может быть предполагается такое качество акустики помещения с низким зашумлением, при которой как раз требуется этот самый пресловутый класс "А" на низком коэффициенте усиления даст такую прокачку большому симфоническому оркестру, что никакие трансформаторные усилки с мониторами на пятистах ватах мощности в подметки не сгодятся со своим многотысячным коэффициентом демпфирования?

Fu DI Thu писал(а):
…Кстати, о вашей дискуссии с Пафнутием и парадоксах.
…Не кажется ли вам…, что натуральный уровень громкости - настолько относительная величина?..

Вы немного, но кардинально запутались в понятиях. Уровень громкости (совсем корректно - уровень звукового давления) в дБ (уровень громкости - производная от кривых равной громкости и выражается в "фонах") и ЕСТЬ относительная величина. Очень советовал бы все же для создания базы прочитать что-то попроще, но грамотное по электроакустике.
Fu DI Thu писал(а):
…Кстати, о вашей дискуссии с Пафнутием и парадоксах.
…Не кажется ли вам…, что натуральный уровень громкости - настолько относительная величина, что измерять ее в децибелах - прямой путь к закручиванию мифологемы?..

Уровень громкости и его использование – один из основных инструментов в электроакустике, а определение его как «закручивание мифологем» представляется пока некоей бравадой нонконформизмом, ничем не аргументированной.
Другое дело, что непосредственное сравнение мгновенного уровня звукового давления любого момента звукового материала с мгновенным уровнем звукового давления точно того же момента того же материала, а на различии которых строится вся природа и реализация тонкомпенсации, невозможно по определению.
Так тонкомпенсация и отражает всегда ОПЫТ слушателя, обобщающий представления о «натуральных» уровнях громкости самых разнообразных источников звука в тех местах, где он их реально слушал бы «в натуре». И она (ТК) и пускается в ход в моменты и в степени, ЖЕЛАЕМОЙ слушателю, если он вообще этого желает. Я везде говорю не о том, кто «признает» или «не признает» ТК, «желает» или «не желает» её и т.п., а о принципиальной и реальной её базе, основанной на объективном свойстве человеческого слуха – преуменьшении или преувеличении доли НЧ (прим. до 700 Гц) и, в почти пренебрежимой степени – ВЧ (прим. выше 3500 Гц) соответственно при слушании на уровнях существенно ниже или существенно выше «натуральной» в любой (но ОДИН И ТОТ ЖЕ ) момент звукового материала. И соответственно этому – о средствах её реализации.
Fu DI Thu писал(а):
… Ведь любой инструмент может звучать с разной громкостью, и целый оркестр tutti и голос оперного певца…

И что? Содержание вопроса непонятно.
В любой момент, когда звуковой материал (абсолютно любой, примеры в Вашем вопросе – лишь описание некоторых из бесконечного множества частных случаев звукового материала, причем совершенно не имеет значения ни его характер, ни какие бы-то ни было качества аппаратуры и т.п. Для рассматриваемого явления имеет значение только ОТЛИЧИЕ уровня звукового давления от «натурального») прослушивается на электроакустической системе на уровне, условно НЕ ОТЛИЧАЮЩЕМСЯ от «натурального», так он и звучит условно «натурально» (при условии, разумеется, условно полноценной, «линейной» по АЧХ звукового давления системе «АС – место слушания»).
И как только ЛЮБОЙ источник, в том числе и выбранные Вами «любой инструмент может звучать с разной громкостью, и целый оркестр tutti и голос оперного певца» прослушивается на уровне, существенно отличающемся от «натурального», его тональный баланс (субъективно воспринимаемая доля НЧ в спектре) искажается. Что, при желании слушателя влечёт применение ТК, при нежелании – не влечёт.
Fu DI Thu писал(а):
… Ведь концертному залу изначально присуще более низкая зашумленность, нежели комнате в квартире в 40 Дб…

«Театральный зал – 40-50 фон» (М.А.Сапожков «Электроакустика», М., 1978, стр. 30).
Fu DI Thu писал(а):
…Ведь, не могут же мастера хай-енда создавать свои…

Извините, но в понятиях типа «хай-енда» я не аргументирую.
Fu DI Thu писал(а):
…ламповые системы и АС… - эти системы просто рассчитаны на низкую громкость…

Я в жизни своей послушал (и поработал) на ламповых системах и АС, выдававших (при желании опять же) (при великолепных очень низких уровнях искажений) чисто и «обволакивающе» мягко и мощно, такие громкости, что желательно было закрывать двери аппаратных, чтобы не мешать соседним студиям (конечно, не все режиссеры слушали контроль очень громко).
Fu DI Thu писал(а):
…рассчитаны на низкую громкость, - что иногда, кстати, называют "направленностью на малые составы".
А может быть это не так?..

Почему же - так, когда сонмы однотактников, порой с КНИ по 5-10%, мощностями по 1,5-2 Вт и практически отсутствующим демпфированием, заведомо не в состоянии обеспечить звучание мощных источников, кроме АС с экстремально высокой чувствительностью, а среди таких, как правило, нет АС с не требующим компенсации завалом крайних НЧ ниже частоты перегиба. Кроме АС, стОящих такие деньги (напр., «Tannoy Westminster» и его собратья по ценовой категории), что их вообще нельзя принимать как АС для сколько-нибудь серьезной реальной массы пользователей электроакустических систем.
Fu DI Thu писал(а):
…Может быть предполагается такое качество акустики помещения с низким зашумлением, при которой как раз требуется этот самый пресловутый класс "А" на низком коэффициенте усиления даст такую прокачку большому симфоническому оркестру, что никакие трансформаторные усилки с мониторами на пятистах ваттах мощности в подметки не сгодятся со своим многотысячным коэффициентом демпфирования?

Предыдущий ответ предварил эту часть вопроса.

Привет!