Неожиданно таки коснулся тут снова темы про звук с компа. Вроде закрыл этот момент для себя, но тут чет возникла возможность без доплат почти поменять свой Platinum в домашнем компе на EP (ну собсно или что-нить близкое по деньгам), ну хоть музыку я и не слушаю с компа, тока ДВД музыкальные если, но все ж звук то лучше у EP, как ни крути
.
Ну решил обмозговать свой опыт на эту тему, все ж послушал не мало + опыт знакомых, которымм можно доверять как себе
.
И в общем-то пришел к такому выводу, что:
1) Ситуация похожа на ресиверы-усилители. Все эти красивые многоканальные, многофункциональные железки, одна из которых от Ямахи была и у меня, не способны реально классно выполнять ни одну из их многочисленных функций, и в свое время правильным решением было не брать ресивер еще выше уровнем и маяться что же делать со всеми его ненужными мне функциями, а просто купить качественный стереоусил. С картами вероятно так же.
2) Влияние межблочных кабелей (да всяких в общем-то) на звучание очень велико. Они могут как раскрыть характер железки, так и плотно его замазать. При этом влияют как коннекторы, так и кабель. Из-за этого наличие только миниджека или 1\4 разъемов очень отрицательный момент. Ибо мы получаем не один межблочник, а два разных, что очень сложно в подобре + реально качественных переходников с таковых разъемов не существует, в итоге подбор межблочника к такой крате напоминает Сизифов труд. Не менее отрицательно и расчет карты под балансное подключение, а использование в небалансном варианте.
Ессно все это не важно, если вы используете усилитель с балансным входом и карту с балансным выходом. Если же усил с обычным бытовым входом на RCA, это серьезный отрицательный момент.
3) Чем проще железка, тем лучше звук. Ессно в топовых вещах сложность может быть оправданна. Но это не про компьютер.
4) Само по себе качество ЦАПа не является определяющим звеном в качестве звучания звуковой карты. Те же CS4398 используются и в hi-end и в cреднем классе hi-fi. СS4382 используются в ряде ресиверов, CS4392 юзает младшая дэка Марантца и наверняка еще кто-нить. Все это звучит совершенно по другому чем карты на тех же ЦАПах. Причем у карт явно есть общее в звуке, а у бытовых устройств на тех же ЦАПах звук совсем разный.
И прямо скажем, карты на топовом CS4398 сливают дэкам с гораздо более простыми ЦАПами.
В общем, исходя из этого, я понял, что карта должна быть по возможности:
1) Двухканальная с минимум функциональных наворотов и деталюшек.
2) C RCA разъемами на аналоговом выходе
3) Изначально рассчитанной на небалансное подключение..
Прикол в том, что покопавшись в памяти, я смог идентифицировать лишь M-Audio Audiophile 2496, как полностью подходящую под эти критерии.
Ее минусы в том, что ЦАП и ОУ там не ахти (из опыта не очень важно), драйвера, когда я пробовал ее и прочие Дельты в свое время, запомнились глючным отстоем в бытовом применении, звук ее я помню, он в общем был похож на прочие Дельты и вообще продукцию М-Аудио - шелестящий верх, невзрачная, хотя и детализированная серединка, в целом ощущение суховатого, холодноватого, отстраненного звучания.
Но поскольку в то время я пробовал с аппаратурой более низкого класса чем сейчас, либо в наушниках, кроме того с обычными кабелями простенькими и т.д., то в общем этот опыт уже не зачетен.
В итоге 3000 р денег, скока сейчас стоит Audiophile 2496, немного совсем
, пошел купил просто потестить в нынешнем конфиге.
На мое удивление, зайдя на сайт M-Audio, я обнаружил там вполне свежие драйвера 2007-го года, которые сильно отличаются от старых. Интересно, как кинули пользователей бытовых Рево 5.1 и 7.1, которые якобы как раз должны были иметь поддержку лучшую консьюмерскую и т.д. Для них было выпущено по паре версий глючных дров, и на том забили. А для серии Дельта все ок - драйвера регулярно обновляются, в итоге это нонсенс, но карты проф. серии от М-Аудио работают безглючнее в БЫТОВЫХ приложениях, чем карты консьюмерской серии, мда..
Вторым удивлением было то, что карта новой ревизии В, и внешне кое в чем отличается от той, с которой я имел дело раньше.
Вставил, установил дрова, стал пробовать с разными кабелями:
1) Подключил для начала обычным Profigold 2RCA-2RCA 1 метр, просто обычный качественный бытовой кабель, довольно нейтральный, грязноватый. Лучше немного прочих собратьев до 1000 р за метр, но ощутимо хуже качественных кабелей от 100 баксов и выше.
Звук получил вполне знакомый - шелестящий верх, общая суховатость звука. Правда удивил довольно неплохой низ и выдвинутость сильнаявперед вокала, которая меж тем скорее давала доп. эмоциональности звучанию. Тембры натуральные, хотя и бедноватые телесно, сцена не очень глубокая, но локализация точная, и вообще говоря странно, но ощущения схлопнутости сцены в глубину нет, хотя конечно глубина так себе.
В целом, как ни странно, но то ли ревизия, то ли дрова новые, то ли просто заметно более музыкальная система, чем раньше, но в общем отторжения звук не вызвал, а после Platinum то, у которой неплохая цельность, но совершенно синтетические тембры, натуральное, пусть и суховатое и местами простоватое, плосковатое звучание 2496 скорее порадовало.
Но конечно это не тот звук, что можно слушать, не напрягаясь, сибилянты заметно подчеркнуты, плотности, телесности образов совершенно недостаточно.. Сцена хоть и точна, но бедновата в глубину. Прямое сравнение с дэкой выявляет однозначного победителя в лице дэки на всех стилях. Карта в целом играет менее собранно, но все же не теряет музыкальной нити, что плюс в рамках комповых карт.
Погрел денек, ибо карта явно немного меняла звучание после нескольких часов прогрева, несущественно, но помягче.
Дальше стал пробовать приличные кабели.
2) Black Rhodium Symphony.
Мощный экранированный медью кабель с основным проводником из чистого никеля.
Звук сразу явно изменился. Хороший кабель вообще слышно сразу, не возникает сомнений в заметно изменении характера звука. Звук стал плотнее, НЧ подтянулись немного в нижнюю середину и заметно увеличились в количестве. Вокал сильно уехал вглубь сцены, сибилянты практически притушились, ВЧ зазвучали более звонко, но заметно более тихо. В целом звучание заметно затеплилось. Инструментал стал несколько превалировать над вокалом.
В общем Симфония она везде Симфония, изменения в звуке явились симбиозом характера кабеля с характером карты.
Подошли ли они друг другу ?
Ответ точный - НЕТ. Хотя с дэкой Симфония творит просто чудеса.
Ибо если оценить звук в целом, то он потерял в эмоциональности, прозрачности, а приобретенная плотность звучания, сдвиг в НЧ и теплота не дали в совокупности хорошего звука, звук получился смазанным, мутноватым, несколько гудящим и с проваленным вокалом.
Интересно, как одним кабелем можно фактически полностью скрыть характер звука карты, сделав его другим
.
2) Black Rhodium Illusion Diva.
Забавный кабелек, внешне похожий на кусок электропроводки. Проводник - толстая цельная медная жила, посеребрянная, без экрана, два проводника плотно скручены между собой.
С дэкой он совершенно несовместим, дает сильнейшую акцентуацию СЧ с провалом по НЧ и ВЧ, после чего уже все остальное не выслушаешь, настолько превалирует середина. В качестве межблока между предом и усилом NAD он дает неоднозначный, но ближе к положительному эффект.
При подключении его в качестве межблока к карте она неожиданно расцвела. Появилась яркость и эмоциональность звучания. Сцена углубилась и расширилась, источники приобрели явно бОльшую телесность. Выдвинутость вокала (ну и скажем саксофона и т.д.) вперед осталась похоже в той же степени, но заметно возрасла его нюансировка - придыхания, небольшие модуляции и т.д. Верх стал явно звонче и детализированнее.
По НЧ произошел сдвиг в более глубокие низы, в итоге звук получил мощную басовую опору без увеличения количества НЧ, но с улучшением точности, остроты НЧ звуков.
То есть интересно, что скорее Иллюзия звучит ближе к изначальному характеру карты, только заметно эмоциональнее, и в итоге это делает в общем-то ТЕ ЖЕ особенности звука карты более оправданными. То есть вокал так же выдвинут, но из-за увеличившейся его нюансировки и телесности, это звучит как эмоциональность, а не просто странная сценировка и т.д.
Сравнение в такой конфигурации со звучанием дэки показало, что характер звука у источников разный, но в разных стилях можно отдать первенство тому или другому.
На металле, жестком прогрессиве, классической музыке, дэка имеет преимущество.
Глубже сцена, плотнее звук, телеснее образы. Ритм-гитары живее, бархатистее, скрипки чудо как мелодичны без намеков на "скрипы"
.
Карта отыгрывает аналитично, с акцентом на вокал и схожие частотно инструменты, звук ритм гитар выходит слишком разбавленным, скрипки детализированны, но теряют слитность, мелодичность звучания.
В то же время на джазе, арт-роке, мягких вариантах прогрессива карта в такой конфигурации неожиданно показала себя лучше. Скажем, Flower Kings в ее исполнении явно прибавляют в эмоциональности, интересу к звучания, фокусировке на музыке.
Тут в тему и прозрачность повышенная, и выдвинутость вокала, и нет инструментов, навроде ритм гитар жестких, требующих повышенной плотности звука.
В общем оставил пока как два разных источника.
Не факт, что Иллюзия это лучший кабель для данного конфига, факт, что с его добавлением скорее недостатки стали скорее достоинствами. Т.е. момент с очень высокой важностью в подборе кабелей к даже комповым картам подтвердился.
На этом фоне печально, что выбор стереофонических карт с небаланстными RCA на выходе и более серьезным ЦАПами, чем стоит в 2496, практически отсутствует.
Ну и конечно забавный момент - кабель стоит дороже самой карты
. Понятно, что в таком варианте компьютерные карты обычно не слушают, и это оказывает свое влияние на сложность получения с них хорошего звука.