Форум
Акустика

Настройка сабвуфера

Настройка сабвуфера

Уважаемые знатоки, помогите разобраться с настройками саба.
саб - Epos els sub (20-150гц)
подключен к ресиверу через линейный вход (на ресивере стоит настройка LFE 100 hz)
на сабе можно раздельно регулировать ВЧ/НЧ фильтр
low filter регулировка от 60 до 20 гц
high filter регулировка от 40 до 120 гц
Правильно ли я понимаю, что если выставить на low filter 60 hz то саб будет усиливать частоты от 60 до 20 гц.
а если выставить на high filter примерно 80 гц, то все, что выше 80 гц на саб подаваться не будет.
Нижний диапозон напольников 35 гц.
Какие положения ВЧ/НЧ фильтра лучше выставить для согласования саба с напольниками?
Еще разъясните пожалуйста, что такое регулировка фазы и как ее правильно настроить.

Заранее спасибо за ликбез.

Попробую помочь в меру своих скромных сил. Во первых для трифоника стоит изменить частоту среза на ресивере на 40 Гц. На сабе выберите High filter на те-же 40 Гц. До 40Гц будут гнать напольники,а все что ниже саб. Фаза выбирается в зависимости месторасположения саба относительно напольников. Разница легко уловима на слух:если попадете в противофазу бас будет гудеть и "размазан". Что касаемо кино,то лучше резать на 60Гц,и уж никак не на 100Гц. Кстати не ленитесь потягать саб по комнате,-правильное размещение залог успеха!

А как выбрать частоту среза на ресивере на 40 гц?
в настройках ресивера LPF/HPF выбирается только 80, 100 и 120 ГЦ

Если в вашем ресивере частота среза только 80,100,120 Гц,то прийдется резать на 80Гц,что для трифоника не есть хорошо:не будет использован НЧ потенциал напольников. Для кино-менее существенно.

Re: Настройка сабвуфера

S25 писал(а):

Нижний диапозон напольников 35 гц.


А для чего вам саб, если столь низкий диапазон и напольники воспроизводят? Большинство действительно специалистов советуют музыку слушать в простом стерео, не в трифонике. Тем более если речь идет о музыке через рес, то источник лучше соединить по аналогу к многоканальному входу реса и получите звук с минимальными преобразованиями, т.е. наиболее правильный, как его задумал звукорежиссер, сводивший данную запись.
Если речь идет только о кино, то тут саб действительно помошник и соединен он у вас с ресом как раз для случая кино. А вообще в инструкции к ресу или сабу должно быть все изложено.
Удачи.

S25
Первое, что хочу заметить - всё это уже неоднократно обсуждалось. icon_exclaim.gif
Далее.

low filter регулировка от 60 до 20 гц
Фильтр ограничивает поступающий на саб сигнал снизу - далеко не всегда воспроизведение 20Гц может быть необходимым и адекватным, потому есть возможность "зарезать" снизу диапазон. Т.е. выставив, например, "40Гц" мы отсечём всё, что ниже 40Гц.

high filter регулировка от 40 до 120 гц
Фильтр ограничивает поступающий на саб сигнал сверху - для гладкого совмещения частотки саба с нижней границей частотки основных АС. Нижняя частотка основных АС может так же регулироваться самим ресивером, если для этой АС установлен размер, отличный от "Large" - регулировка происходит установкой "кроссовера" ресивера для саба. Если размер АС в ресивере стоит как "большой" - кроссовер ресивера уже не регулирует нижнюю границу этой АС, тогда ограничение снизу у этой АС зависит исключительно от её хар-к и далее - условий эксплуатации (комнаты\положения в комнате и т.п.)

Далее...
Если вы пользуетесь кроссовером ресивера, указав в нём значение, например, 80Гц, то кроссовер саба (сверху) имеет смысл распахнуть полностью (т.н. режим "by pass" - у некоторых моделей есть даже выключатель фильтра для простоты), ибо верхняя граница будет регулироваться ресивером. Однако, следует помнить, что выше 80Гц вся информация будет просто отрезана и выкинута (обычно пределы ЛФЕ простираются до 120Гц и до 80 в случае если программа сертифицирована по ТНХ).

что такое регулировка фазы и как ее правильно настроить.

Имеется в виду синхронизация движений мембраны саба и основных АС. Мембраны саба и основных АС должны двигаться синфазно, чтобы звуковые волны, рождённые сабом и основными АС достигали слушателя одновременно, в фазе. Если излучение саба и других АС не будет совпадать по фазе, то на слух можно почувствовать некоторую отрешённость НЧ от саба (по времени) - они будут жить как бы сами по себе. На пересекаемых частотах, излучаемых и сабом и АС не синфазно, можно слышать некоторое ослабление излучения (в зависимости от фазы, вплоть до полного подавления противофазными сигналами друг друга - когда фазы АС и саба отличаются на 180 градусов).
Если саб стоит на одной линии с основными АС, обычно регулировка сводится или к 0, или к 180 в зависимости от конструктива саба и ресивера). Если саб не стоит на одной линии с АС, стоит подбирать плавно (можно специально установить регулировки так, чтобы и саб и АС излучали одни и те же частоты совместно, на слух совпадение фаз воспринимается как увеличение "отдачи"\громкости на совместных частотах).

Какие положения ВЧ/НЧ фильтра лучше выставить для согласования саба с напольниками?

Вычисляется только "методом тыка" - на месте крутим ручки. Одно могу сказать точно, если у вас действительно нижний диапазон напольников 35Гц, то смысл построения трифоника для меня совершенно не понятен - только звук угробите + намучаетесь с настройкой (трифоник легче настраивать с полочниками, или напольниками с ачх полочников или близко к тому + ради музыкального трифоника я бы рекомендовал высокоамплитудное подключение вместо использования кроссовера ресивера и его "сабвуферного вывода").

Спасибо за разъяснения. Я форум читал, просто хотет убедиться, что я правильно все понял.
А как лучше произвести высокоамплитудное подключение?
подключить саб паралельно с акустикой или подавать сигнал на саб, а с саба на напольники?

S25 писал(а):
Спасибо за разъяснения. Я форум читал, просто хотет убедиться, что я правильно все понял.
А как лучше произвести высокоамплитудное подключение?
подключить саб паралельно с акустикой или подавать сигнал на саб, а с саба на напольники?


Лучше параллельно. В этом случае на саб можно совсем простые провода пустить.

S25
А как лучше произвести высокоамплитудное подключение?
подключить саб паралельно с акустикой или подавать сигнал на саб, а с саба на напольники?


Сейчас не на работе, а так не помню, есть ли у саба на высокоамплитудных выводах ФВЧ для "очистки" вывода на АС от "ненужных" низов. Если есть - имеет смысл поэкспериментировать с выводом с самого саба на фронты (правда тогда НЧ-возможности фронтов задействованы не будут - обычно ФВЧ режут от 80-100Гц). Ежели ФВЧ нет на мощных выводах саба - тогда как предложил Сергей МВ, ибо смысл пускать фронты через саб пропадает, только лишняя ненужная коммутация.