Цитата:
Что то я не пойму про онкио. Фирма, делающая когда то неплохие колонки почти не делает их теперь - две моделт полочников не в счет. Куда уехал цирк?
На эту тему я весьма подробно писал в свою время на хи-хи.ру - называлась ветка "Почему прекращается производство флагманов?". Думаю, никто не будет против, если я повторю все то же самое здесь, раз уж этим вопросом интересуются.
Хорошо известно, что многие бренды, производящие акустику, ИМЕЛИ в своей истории вполне конкретные модели АС, признававшиеся не просто особо удачными, а буквально «эпохальными» или «шедевральными». Это было, и это – исторический факт. Возникает закономерный вопрос: ПОЧЕМУ же фирмы выпускали такие модели лишь какое-то (обычно непродолжительное) время, а потом сворачивали их производство? И это при том, что новые или «обновленные» модели-последователи зачастую даже близко НЕ достигали уровня (понимайте под этим что хотите – объективные характеристики, общественную популярность, рецензии критиков и т.д.) их предшественников? Что это – политика? Экономика? А может, психология?
За почти 80 лет, прошедшие с момента патентования Райсом и Келлогом первого в мире динамического громкоговорителя, АБСОЛЮТНО НИКАКИХ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ изменений или прорывов в технологиях создания АС НЕ наблюдалось и не происходило – принципиально АС и СЕГОДНЯ делаются точно также, как и полвека назад. В определенном смысле «совершенствовались» ТОЛЬКО материалы для изготовления диффузоров. Слово «совершенствовались» взято в кавычки хотя бы уже потому, что никакой ОСОБОЙ необходимости в совершенствовании материалов также НЕ было – «бумагой» как пользовались испокон века, так и продолжают более чем успешно пользоваться СЕГОДНЯ. Просто кроме бумаги появилось еще кое-какие материалы – так сказать, ассортимент расширился, - но не более того. Поэтому о каком-то совершенствовании акустических систем в БУКВАЛЬНОМ смысле и, как следствие, «устаревании» моделей более ранних годов выпуска речь идти, очевидно, НЕ может. Просто НЕЧЕМУ устаревать. Это же подтверждает и ЭЛЕМЕНТАРНАЯ практика – возьмите ЛЮБУЮ приличную ИСПРАВНУЮ АС, например, начала 70-х годов и сравните по звучанию с лучшими образцами аналогичного «класса» (т.е. сравнивайте двухполосный полочник с двухполосным же полочником, а не с Montana KAS или Grand Utopia), но СЕГОДНЯШНЕГО дня изготовления – вы будете как минимум шокированы услышанным. Особой разницы вы НЕ найдете. А если разница и будет, то совершенно НЕ очевидно, в чью пользу. Так в чем же дело?
В конце концов, зачем вообще делать целые ЛИНЕЙКИ продукции, в основной своей массе (кроме самой «верхушки») состоящие из более «слабых» продуктов, которые затем постоянно менять и обновлять на ТОЧНО ТАКИЕ ЖЕ СЛАБЫЕ изделия??? В чем смысл этой «операции»?
Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. И спрятан он в ПСИХОЛОГИИ ПОТРЕБИТЕЛЯ. Потому что БЕЗ потребителя – и, в особенности, без ТУПОГО потребителя! – все эти линейки попросту никому не будут нужны. Как, впрочем, и ЛЮБОЙ товар вообще.
Из поведенческой психологии известно: в сознании ПОДАВЛЯЮЩЕГО БОЛЬШИНСТВА людей неискоренимо, на уровне инстинкта, закреплено клише «новое – всегда лучше старого» (и маркетологи как никто другой хорошо это знают и эксплуатируют!). Просто потому уже, что новое. Остальное – вторично или вообще неважно. Время же идет вперед, а не назад. Стало быть, и «прогресс», типа, тоже не стоит на месте. А значит, – твердит логика тупого обывателя, – значит, «выпущенное РАНЬШЕ» просто не может не «устаревать». Там, морально, физически, концептуально – да как хотите, подключайте фантазию! Причем чем больше времени проходит, тем больше, в воображении ТУПОГО потребителя, архаичность. Значит, старое просто жизненно необходимо заменять «НОВЫМ». Причем не вникая в детали – достаточно заучить пару «новомодных» умных фраз и терминов. И это НЕ выжечь из людей каленым железом.
Аксиома: в основе ЛЮБОГО, т.е. абсолютно любого производства чего бы то ни было лежит ЖЕЛАНИЕ ЗАРАБОТАТЬ на существующем спросе.
Спрос может быть большим – тогда производство становится массовым. Спрос может быть маленьким, но все равно быть – тогда производство мелкосерийное, ручное или штучное. Но ГЛАВНОЕ – чтобы были ПРОДАЖИ. Будут продажи, будет и ВСЕ остальное. НЕ будет продаж, ничего не будет. Все предельно просто.
Как известно, для того, чтобы понять ИСТИННОЕ положение вещей, необходимо и ДОСТАТОЧНО взглянуть на ФАКТЫ, которые существуют ВНЕ зависимости от вашего или чьего-то еще мнения или воображения. Если вы, например, постоянно узнаете от каких-то знакомых, что вас кто-то сильно любит, но САМИ ЛИЧНО проявлений этой любви НИКОГДА в жизни НЕ видели и не чувствовали, значит, вас ОДНОЗНАЧНО бессовестно ОБМАНЫВАЮТ, что бы вы лично на этот счет не думали. Факты – вещь упрямая. Факт – это то, что СУЩЕСТВУЕТ РЕАЛЬНО.
То же, но, образно выражаясь, в ОБРАТНОМ «порядке» можно применить и к бизнес-производству. Имеем неоспоримый факт: линейки оборудования производятся и обновляются. Значит, это КОМУ-ТО ВЫГОДНО. Не просто НЕ убыточно, а РЕАЛЬНО ФИНАНСОВО ВЫГОДНО. Иначе ничего бы не производилось и не обновлялось. А что значит «выгодно»? Это значит, что выручка от продаж ПРЕВЫШАЕТ ВСЕ расходы (на производство, транспорт, рекламу, мерчендайзинг, аренду торговых помещений и все прочее, что идет в МИНУС). На много или на мало, но ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРЕВЫШАЕТ – владелец бизнеса (хозяин) всегда в ПЛЮСЕ.
Очевидно, что в плюсе можно быть ТОЛЬКО тогда, когда товар либо а) позиционирован АДЕКВАТНО по цене и ХОРОШО и БЫСТРО РАСКУПАЕТСЯ (читай: hi-fi), либо б) раскупается плохо, НО норма прибыли настолько высока, что с продажи одной-двух вещей можно окупить производство всей линейки и еще остаться в наваре (читай: hi-end).
Аксиома: ЛЮБОЙ владелец бизнеса ВСЕГДА стремится к ПОВЫШЕНИЮ финансовой выгоды от бизнеса, т.е. прибыли.
Финансовую выгоду, как уже говорилось чуть выше, можно повышать, в сущности, двумя путями: «дешево, но много и часто» или «дорого, но мало и редко». КРУПНЫЙ бизнес, как правило, выбирает исключительно ПЕРВЫЙ путь. Частные кустари-наколенники – второй. Первые производят и продают в единицу времени (скажем, за 1 год) миллионы единиц продукции, прибыль с каждой единицы которой составляет, скажем, всего несколько долларов. Вторые за то же интервал времени производят не больше нескольких сотен или даже десятков единиц продукции, но прибыль с каждой единицы продукции исчисляется уже тысячами долларов. На «выхлопе» первые имеют несколько миллионов прибыли, а вторые – от нескольких десятков тысяч до миллиона.
Хорошо известно также, что ВСЕ (т.е. АБСОЛЮТНО ВСЕ) флагманские модели, выпускавшиеся ЛЮБЫМ производителем, «спонсировались» с продаж МАСС-ШРОТА (от нем. Schrott - мусор) и служили исключительно «гербом» или «флагом» фирмы. Поэтому выпускались такие изделия ВСЕГДА штучно или, в лучшем случае, мелкосерийно. Продажа таких изделий ВСЕГДА была УБЫТОЧНОЙ и компенсировалась продажами товаров МАССОВОГО потребления. Такие изделия выпускались НЕ ради денег, а ради ПРЕСТИЖА фирмы – есть и такая буква в бизнес-алфавите.
Далее, В ЛЮБОЙ серьезной фирме есть специальные люди – маркетологи – первоочередной задачей которых, как СЧИТАЕТСЯ, является ВЫЯСНЕНИЕ (или «предсказание») того, что именно «захочет» купить ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ МАССОВЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ в «новом году»? Именно благодаря им продуктовые линейки принимают в каждом новом году именно такой, а не другой вид и цветовую гамму. На самом же деле, мнение потребителя НИКОГО НЕ интересует, и никто к нему, разумеется, не прислушивается. Как сказал заведующий мясным отделом в фильме «Блондинка за углом» в ответ на вопль недовольного покупателя «Очередь желает знать, будет ли лук???!!!!»: «Дарагой, у нас нэт такой организации «Очередь»!
Вот, а у нас нэт такой организации «Потребители». Маркетинговые отделы компаний НЕ «спрашивают» потребителя, а НАВЯЗЫВАЮТ потребителю то, что САМИ считают нужным, модным, современным и т.д.
Постоянное «обновление» (в основном внешнего вида) и «расширение» (в основном путем деления «нуля» на разные целые числа – была одна дерьмовая, «никакая» моделька, а стало две, например, или три; все слегка отличаются внешним видом и в полкопейки ценой – ЗАТО «выбор» увеличился!) ассортимента является едва ли не ГЛАВНЫМ маневром в конкурентной борьбе.
И именно благодаря ПСИХОЛОГИИ ТУПОГО обывателя-потребителя. Какая бы хорошая и совершенная вещь ни была, ЕСЛИ она НЕ обновится через год-два и НЕ сменится чем-то другим, ее продажи ТУПЫМ (читай: массовым) потребителем ПРЕКРАТЯТСЯ или, в лучшем случае, РЕЗКО УПАДУТ. А владельцу бизнеса (читай: производителю) нужна ПРИБЫЛЬ, причем РАСТУЩАЯ! А не какое-то там абстрактное «совершенство» или «техническое превосходство», которое на хлеб не намажешь.