Форум
Домашний кинотеатр

Русская DTS дорожка на DVD

Русская DTS дорожка на DVD

В последнее время все чаще на лицензионных и пиратских копиях с лицензионных DVD встречается русская дорожка в dts. И это при том, что оригинальная дорожка фильма записана в DD 5.1.

Очень интересно как же это они умудрились? Ну допустить, что фирма выпускающая лицензионные диски имеет доступ к кино-оригиналу звуковой дорожки с большим трудом еще можно. Но для пираток таких, например, как SUPERBIT, ULTRABIT и пр., которые делают копии с фирменных дисков, это точно исключено.

Ваши комментарии, друзья.

Я вам открою страшную тайну, в которой признался сам пиратский Superbit icon_eek.gif . Русская дорожка в DTS появляется волшебным образом icon_biggrin.gif , а точнее банальной перекодировкой потока DD в DTS.

В случае с лицензией никаких проблем - получают "интершум", дублируют с нуля, кодят чем хотят - например ДТС.
На счёт пираток труднее - тут либо они "откуда то берут" интершум и дубляж и сами кодят, либо ас3>pcm>dts, что не гуд, конечно... Ну не будут жеони сами дублировать. icon_smile.gif

Уважаемый Серега, расскажите по-подробней об "интершум"-е. Что это и как это стыкуется с той звуковой дорожкой, которая попадает в кинотеатр (она ведь тоже DD или DTS).

"Интершум" - это, грубо говоря, полное звуковое сопровождение, но без диалогов (в случае с кино). Т.е., получив такой материал, студия, занимающаяся дубляжом своими силами пишет диалоги к фильму. Остаётся наложить дубляж на предоставленное "международное" звуковое сопровождение.

...и как это стыкуется с той звуковой дорожкой, которая попадает в кинотеатр (она ведь тоже DD или DTS).

Эээ.. Я не совсем понял вопрос - в каком смысле "стыкуется"? Это часть этапа подготовки саундтрека... Далее - для кинотеатров готовится своя версия со своими особенностями и на своих носителях, для "хоум видео" готовится своя "домашняя" версия соотвественно.
Кстати, в 99,9% наших кинозалов, оборудованных многоканальным звуком установлены системы от Dolby. В одном из московских залов видел анонс фильма со звуковым сопровождением в ДТС, это было давно... icon_sad.gif

OK. Уточню: этот интершум - это скольки канальная запись (каким декодером сжата) и в каком ввиде она поставляется в кинотетары (dvd, другой носитель) ?

Сразу хочу сказать, что я этим не занимаюсь, так что подробностей от меню не ждите. icon_smile.gif Но если в общих чертах...

этот интершум - это скольки канальная запись (каким декодером сжата)

Вообще она ничем не зажата, носитель - DTRS Tascam DA-88 (8 каналов в РСМ), на сколько я знаю... Или обычные DVD-R пользуют в качестве носителя.

8 каналов (48 kHz, 16 (\24) bit.) это:
CH1 Left Front (L)
CH2 Right Front (R)
CH3 Center (C)
CH4 Subwoofer (Sw - LFE)
CH5 Left Surround (Ls)
CH6 Right Surround (Rs)
CH7 Stereo Left
CH8 Stereo Right

в каком ввиде она поставляется в кинотетары (dvd, другой носитель)

В кинотеатры поставляется плёнка.

Если Вам очень интересно – попробуйте пообщаться на форуме videoediting.ru – там живут люди, имеющие к «процессу» (дубляж, производство лиц. двд и многео иное) непосредственное отношение.

Серега, большое спасибо, Ваших знаний мне вполне достаточно.

Разрешите уточнить.

1. Что такое CH7 и CH8? В кинотеатре есть соответствующие динамики?

2. Вы хотите сказать, что на пленке слева и справа от кадра умещается информация о 8 каналах? Я правильно понял?
Если она ничем не зажата, то что имеют ввиду когда говорят о кинотеатре- оборудование Dolby Digital Surround EX или dts?.

Anonymous писал(а):
1. Что такое CH7 и CH8? В кинотеатре есть соответствующие динамики?
осмелюсь предположить, что это результат downmix многоканальной дорожки в стерео (то, что выдает двд-плеер на стерео-выходы). Наверное, для кинотеатров без многоканальной акустики.

1. Что такое CH7 и CH8? В кинотеатре есть соответствующие динамики?

Вот Дмитрий Богданов верно мыслит icon_smile.gif Дело в том, что это просто два варианта сведённых треков - многоканальный и стереовариант, поступающих в студию. В кино, как правило, используют многоканальный, но для универсальности есть и стереовариант (всегда пригодится, верно icon_wink.gif ).
Далее, думаю, будет логичным ответить на это:

Если она ничем не зажата, то что имеют ввиду когда говорят о кинотеатре- оборудование Dolby Digital Surround EX или dts?.

Так ведь речь-то идёт о материале ДО проката, т.е. ещё даже не локализованном (перевод). Естественно, потом обработанное жмут известными (например - указанными) алгоритмами. И только тут уже речь пойдёт об алгоритмах АС3 (Dolby Digital), или том же DTS, декодерами которых и оборудуются кинозалы. Кстати говоря, чаще всего для усиления и собственно звукоизвлечения используют оборудование совершенно иных производителей, так что говоря о кинозале, что "там установлено оборудование ДД\ДТС" - мы можем указать лишь на то, что в данном кинозале как минимум возможен многоканальный звук (при условии многоканальности саундтрека), а о качестве звука такая фраза не скажет ничего. Это как если сказать, что в автомобиле установлены свечи БОШ - факт их установки хоть и влияет на результат, но не напрямую. Так же и результирующий звук зависит от многих составляющих, а так же, что не менее важно, от грамотной настройки и (!) корректировки\поддержания параметров оборудования на должном уровне, а то у нас часто бывает, что администрация зала после получения сертификата Долби просто "забивает" на обслуживание (а часто, похоже, и на контроль вообще) и просто "стрижёт деньги" с посетителей. В результате та самая табличка на входе с золотыми буковками "Dolby Digital in this auditorium" начинает значить лишь то, что тут многоканальный звук. А как вам его преподнесут и получите ли удовольствие - да ктож его знает. icon_smile.gif (я уже как-то писал в "кино", что в одном из, кстати говоря, центральных кинозалов, одним из первых, а может и вообще первым оборудовавшийся многоканальем от Долби, вообще тылы были перепутаны - левый\правый)

2. Вы хотите сказать, что на пленке слева и справа от кадра умещается информация о 8 каналах? Я правильно понял?

Нет, не правильно, и это, надеюсь, стало понятным ещё из ответа на верхний вопрос. Кстати, магнитная дорожка DD располагается только с одной стороны плёнки icon_wink.gif Информация там только об одном потоке для каждого из алгоритмов - например, двух АС3 там нет (на плёнке может присутствовать не один вариант звукодорожек - например, АС3 и оптика). И если речь о DD\DTS, то там пока только 5.1\6.1.
Кстати, битрейт в кинотеатре для ДД составляет 320 кбит\сек, а для ДТС - 882... Если кому интересно... На двд-видео ДД может быть от 192 до 448 кбит\с (192 обычно - стерео), а ДТС - 754 или 1509 кбит\с (музыкальные могут быть и 1235 кбит\с). icon_wink.gif

Спасибо.

Кое-что все же не ясно.

Цитата:

8 каналов (48 kHz, 16 (\24) bit.) это:
CH1 Left Front (L)
CH2 Right Front (R)
CH3 Center (C)
CH4 Subwoofer (Sw - LFE)
CH5 Left Surround (Ls)
CH6 Right Surround (Rs)
CH7 Stereo Left
CH8 Stereo Right


Т.о. дискретных 6 каналов в кино нет?

Цитата:
Информация там только об одном потоке для каждого из алгоритмов - например, двух АС3 там нет (на плёнке может присутствовать не один вариант звукодорожек - например, АС3 и оптика).

Что Вы имеете в виду фразой "АС3 и оптика"

Двавайте построим цепочку и напишем какой звук и в каком ввиде и где он присутствует на соответствующей стадии. На какой стади появляются Dolby и DTS. Н-р, киностудия->наша студия->кинотеатр. Возможно стадий больше.

Спасибо.

Т.о. дискретных 6 каналов в кино нет?

Как это нет? 5 + 1 = ? icon_biggrin.gif

Да и перечисленные мною оригиналы есть: 6ch+2ch = ((5+1)+2)=?
Это уже даже не интересно... icon_biggrin.gif

Что Вы имеете в виду фразой "АС3 и оптика"

Дорожка АС3 (магнитная, напыление между перфорацией) и старая добрая оптическая дорожка. Как всё это выглядет можно посмотреть на картинках, найдя их через тот же гугл... Либо возьмите любую киноплёнку со звуком - скорее всего оптическая дорожка там будет.


Двавайте построим цепочку и напишем какой звук и в каком ввиде и где он присутствует на соответствующей стадии. На какой стади появляются Dolby и DTS. Н-р, киностудия->наша студия->кинотеатр. Возможно стадий больше.

Стадий может быть и больше и описывать их все я не возьмусь, ибо, как уже писал, не имею в этом процессе непосредственного участия. Особенно это касается кинотеатров (с ДВД-Видео ещё как-то более-менне, но "кино" и "двд" - два разных процесса).

Серега, добрый день.

Давайте по порядку.

1.
Цитата:

Как это нет? 5 + 1 = ?
Да и перечисленные мною оригиналы есть: 6ch+2ch = ((5+1)+2)=?

Ну я уверен, что вы меня поняли. Конечно, можно 5.1 формат называть 6-канальным, но это несет ненужную путаницу. На этом форуме практически всегда сабвуфер подразумевается и о кол-во каналов говорят применительно к первой цифре. Мы же о 7-канальном ресивере не говорим, что он 8-канальный ?icon_smile.gif

Исходя из приведенного Вами списка каналов следует, что SurroundBack (6-го, 6.1) канала нет. Вот я и спросил о дискретных каналах. Просто в Питере есть пара знакомых мне киноеатров (Мираж, Художественный) где установлено "типа" Dolby Sourround Ex оборудование. В Мираже, например, центральный тыл чувствуется очень отчетливо (на фильме Doom это было слышно наиболее ярко, работал почти всю картину). Однако исходя их Вашего списка непонятно откуда тогда они взяли этот тыл.

2.
Цитата:
Так ведь речь-то идёт о материале ДО проката, т.е. ещё даже не локализованном (перевод). Естественно, потом обработанное жмут известными (например - указанными) алгоритмами. И только тут уже речь пойдёт об алгоритмах АС3 (Dolby Digital), или том же DTS, декодерами которых и оборудуются кинозалы.

Потом это когда и где?

Ваша картинка изображает пленку уже для кинотеатров? Т.е. не ту, что пришла с киностудии, а уже пожатую алгоритмами? И делают это уже на наших студиях вместе с озвучкой? Правильно я Вас понимаю?

Спасибо за Ваши ответы.

Ну я уверен, что вы меня поняли. Конечно, можно 5.1 формат называть 6-канальным, но это несет ненужную путаницу. На этом форуме практически всегда сабвуфер подразумевается и о кол-во каналов говорят применительно к первой цифре. Мы же о 7-канальном ресивере не говорим, что он 8-канальный ?

icon_smile.gif Вы немного не правы. Общее кол-во независимых каналов - именно 6 (из них 5 полнодиапазонных и один узкий, но от этого не менее самостоятельный). А то, что Вы назвали "7-ми канальным" ресивером - естественно им же и является, но мы-то говорим, не о "канальности" ресивера, а о канальности трека для кино... И даже если ресивер будет 20-ти канальным - нужно рассматривать не "кол-во каналов" (ибо тут имеется в виду кол-во встроенных усилителей), а декодер, позволяющий получить 2, 3, 4, 6, 7, х - каналов. А уж как их вообще-то говоря усилить - это вопрос другой (в ситуации, когда используются преауты ресивера про упомянутую Вами канальность в отношении встроенных усилителей вообще можно забыть, ибо ни один из них не используется). Кстати, 7-ми канальный (или 6-ти) ресивер, зачастую может сам озвучить LFE - у некоторых ресиверов бэк серраунд переназначается под усиление LFE и подключение пассивного саба. Т.о. можно сказать, что он является чистого вида 6-ти канальным! В общем, не путайте понятия. icon_wink.gif

Исходя из приведенного Вами списка каналов следует, что SurroundBack (6-го, 6.1) канала нет. Вот я и спросил о дискретных каналах. Просто в Питере есть пара знакомых мне киноеатров (Мираж, Художественный) где установлено "типа" Dolby Sourround Ex оборудование. В Мираже, например, центральный тыл чувствуется очень отчетливо (на фильме Doom это было слышно наиболее ярко, работал почти всю картину). Однако исходя их Вашего списка непонятно откуда тогда они взяли этот тыл.

Эээ... Я не знаю, не с Вами ли мы вели беседу некторое время назад (по стилю похоже). В общем, рекомендую к прочтению тему про декодеры, а так же более раннюю беседу - станет ясно, откуда берётся 6.1 в ДД-ЕХ.

Потом это когда и где?

Потом - это в основном после тон-студии (дубляжа) - на стадии авторинга (для двд), или подготовки плёнки (для залов). Т.е. фактически послдедняя стадия, не считая производство самих носителей, но это к контенту уже имеет косвенное отношение.

Ваша картинка изображает пленку уже для кинотеатров? Т.е. не ту, что пришла с киностудии, а уже пожатую алгоритмами? И делают это уже на наших студиях вместе с озвучкой? Правильно я Вас понимаю?

Да, верно. Только "плёнку делают" не на студии. icon_smile.gif Студия (какая?) - как правило всё же упоминается при обработке контента, а не носителя...

Да, беседа была со мной. icon_biggrin.gif
Все время лень зарегиться icon_biggrin.gif.

С декодерами мы разобрались, за что еще раз Вас благодарю.

Вы хотите сказать, что в приведенном Вами списке каналов на пленке также используется матрицирование на Ls и Rs? А где тогда управляющий сигнал (нужный для точного выделения тылов)?

Т.о. примерная цепочка следующая:

Назовем место, где делают пленку местом X icon_smile.gif . Затем эта пленка (несущая 8 указанных Вами каналов с возможным матрицированием тылов) попадает в Россию. Происходит озвучка и сжатие имеющихся каналов с помошью известных алгоритмов и выпуск новой пленки, содержащей закодированные потоки. И уже эта пленка попадает в кинотеатры. Так?

Вы хотите сказать, что в приведенном Вами списке каналов на пленке также используется матрицирование на Ls и Rs? А где тогда управляющий сигнал (нужный для точного выделения тылов)?

Как Вы помните, "управляющий" сигнал присущ лишь 6.1 от ДТС (ДТС-ЕС Дискрет), который мало того, что редкий гость вообще, так а в кинозалах и подавно. Это первое. Второе - ежели такая фонограмма-мастер вообще придёт (6.1) - её при необходимости, видимо, и загонят в ДТС-ЕС Дискрет - не вижу проблемы, ведь поток тот же, что и у "обычного ДТС", просто с вкраплением соответствующей информации. Соответствующий же декодер при декодировании увидит "лишнее", остальные - пропустят и декодят как "обычный" ДТС, либо ДТС-ЕС Матрикс (в зависимости от возможностей).
На счёт ДД-ЕХ - я не уверен, что его сводят у нас - скорее всего приходят теже 5.1, уже сведённые (с соответствующей информацией), ну а при финальном кодировании (у нас) уже ставят флаг ЕХ. Т.о. получают "6.1" фонограмму ДД-ЕХ... Ещё раз повторюсь, что к процессу отношения не имею, поэтому не в курсе, получали ли вообще наши когда-нибудь 7-ми канальные фонограммы для последующего кодирования в ДТС-ЕС Дискрет - кинозалов у нас таких либо нет вообще (не видел), либо очень мало, тогда как ДД-ЕХ уже достаточно много - популярность и цены делают своё дело (я про аппаратуру декодирования "на местах").
Кстати, а Вы много видели именно наших релизов с ДТС-ЕС Дискрет? icon_wink.gif

Т.о. примерная цепочка следующая

Я уже говорил, что этот вопрос не ко мне. Я не знаком с тонкостями перепитий материала в нашей стране, но в целом возможен и такой вариант. В любом случае производство адаптированной плёнки для кинозалов - на нашей стороне. Для двд - в принципе тоже (однако, как я слышал, например, двд того же шрека-2 полностью создавали "там" - и дубляж там делали и авторинг (кстати, посмотрите на меню!!!) и здесь был уже готовый варинт авторенного диска).

Также нужно упомянуть, что дтс контент содержится на отдельном СД и синхронизируется с пленки временным кодом.

to Серега

Шрека, к сожалению, смотрел на пиратском диске - копии с лицензии (DVD9->4,7), особо меню не запомнилось. Релизов в ДТС-ЕС Дискрет видел крайне мало (из последних по-моему коллекционное издание Маски, хотя насчет дискретности не уверен.)
Просто получается, что многоканальность хорошо отстроенного ДК выше чем в настоящем ДК.

Кстати раз уж я завел разговор о сравнении, разрешите немного по-оффтопить и заодно узнать Ваше мнение. Последнее время при посещении кинотеатра меня все больше настораживают его недостатки по сравнению с ДК. Основных 2:

1. Мутное, нечеткое и не сочное изображение (в сравнении с плазмой или кинескопом). Это не беда конкретного кинотеатра, это проблема проекционного метода. Т.о. огромное кол-во деталей изображения теряется.

2. Детализация звука (тихий шелест, потрескивания, звуки природы) значительно ниже, чем дома.

Из плюсов кинотетра остаются большой экран и масштабность звуковой картины.
А что Вы по этому поводу думаете?

Цитата:
Второе - ежели такая фонограмма-мастер вообще придёт (6.1) - её при необходимости, видимо, и загонят в ДТС-ЕС Дискрет - не вижу проблемы, ведь поток тот же, что и у "обычного ДТС", просто с вкраплением соответствующей информации.

Небольшой мизандерстуд icon_smile.gif. Под "вкраплением" Вы понимаете матрицирование тылов или Вы имеете ввиду, что и управляющий сигнал также не имеет своего собственного информационного канала, а "зашит" в существующих 5.1 каналах.

to Rexser

Вот вот. Я про это в начале топа и спрашивал, про носитель звуковой дорожки

Просто получается, что многоканальность хорошо отстроенного ДК выше чем
в настоящем ДК.


Вы навернео хотели сказать, что хороший ДК (домашний кинотеатр)
"переплюнет" по каналам (и не только) "кинотеатр" (в смысле - кинозал)...
icon_smile.gif
По кол-ву каналов, видимо, да. Просто так заменить "устаревшее" оборудование кинозала - это в общем-то проблема (прежде всего с финансовой точки зрения, а в зависимости от конфигурации, возможно, и технически), так что в целом апгрейдить ДК гораздо проще и дешевле (в т.ч. и потому, что по большому счёту сертификацией конечной конфигурации никто, как правило, не занимается, а значит подбор и настройка компонентов моет быть каким угодно, а выбор достаточно велик).
По поводу минусов кинозалов.
1. На самом деле это беда вполне локальная и зависит как минимум от:
качества копии плёнки (а тут ох какой разброс - очень много критериев и ступеней пр-ва, влияющих на результат), от качества настройки проекционного оборудования (а тут, похоже, вообще бардак - оборудование запускается и судя по всему более им, вернее его корректной и точной работой, особо не интересуются). Поверьте, есть ещё кинозалы у нас с приемлемым качеством (если плёнка позволит).
2. А тут насамом деле тоже возможны варинаты. В VIP зоне в хорошем кинозале детализация очень даже ничего. Хотя, конечно, сравнивать кинозал и ДК трудно - немного разные "весовые ктегории", разные приоритеты (кинозал - охват наибольшего
кол-ва мест наиболее равномерным звуковым полем (детализация "на верхах" при этом может, и приносится в жертву), ДК - расчитан на гораздо более точное позиционирование, тут можно добиться несравненно лучших результатов, при чём не только "на верху", так же не стоит забывать об искажениях - в кинозале они совсем иные - отличия не в лучшую сторону). Отсюда и разность в результирующем звуке. Кстати, вспомним проект ТНХ для хоум видео icon_wink.gif

По поводу плюсов кинозалов я с Вами согласен. И, к сожалению, иных плюсов я не вижу... Разве что ощущение самого мероприятия - Вы специально приходите в специальное место - это уже создаёт некиую атмосферу, далее - картина живёт собствееной жизнью - независимо от Ваших пожеланию (имею в виду невозможность пауз и т.п.) ну и "стадное чувство" - толпой сопереживания совсем иные. Всё это, видимо, можно охарактеризовать, как "дух кинозала". icon_smile.gif На этом с плюсами всё.

Под "вкраплением" Вы понимаете матрицирование тылов или Вы имеете ввиду, что и управляющий сигнал также не имеет своего собственного информационного канала, а "зашит" в существующих 5.1 каналах.

Да, я именно имел в виду, что доп. информация "зашита" внутри "обычного" потока. Почитайте документацию ДТС - там всё описано (правда упрощённо "на пальцах", и по-моему мы это уже обсуждали icon_wink.gif ).

В кино, все-же, картика и звук масштабнее... icon_wink.gif


это уже создаёт некиую атмосферу, далее - картина живёт собствееной жизнью - независимо от Ваших пожеланию (имею в виду невозможность пауз и т.п.) ну и "стадное чувство" - толпой сопереживания совсем иные. Всё это, видимо, можно охарактеризовать, как "дух кинозала".


Атмосферу фильма, убивают всякие идиоты, с как им кажется, остроумными комментариями... icon_twisted.gif

hal 9000

В кино, все-же, картика и звук масштабнее...

А это смотря с каким ДК сравнивать. С моим, или твоим - да, так и есть, а если спец. помещение, проектор, "большая картинка", "большой звук"... Конечно, картинка в прямом сравнении по масштабу проиграет, но и в кинозале мы не сидим в пяти метрах от экрана, верно? icon_wink.gif Так что угол для глаза примерно равноценный. Ну а на счёт звука - так это вообще не вопрос - видал я ДК, где звук не менее масштабен. Естественно, это не в условиях городской квартиры... icon_biggrin.gif

но и в кинозале мы не сидим в пяти метрах от экрана, верно?

Я стараюсь садиться в первые ряды.... icon_smile.gif


Ну а на счёт звука - так это вообще не вопрос - видал я ДК, где звук не менее масштабен. Естественно, это не в условиях городской квартиры...

Не сомневаюсь. Даже если я погромче включю, то... icon_eek.gif многие кинотеатры отдыхают... icon_wink.gif Вообще, многое и от кинотеатра зависит. Мне вот больше всего нравится в "Орбите"...Звук и картика - отличные. Публика почти всегда (правда, в последние время и там много кАзлов icon_evil.gif ) вменяемая...