Начнем по порядку.
В большинстве Hi-Fi аппаратуры, как и в аппаратуре начального Hi-End стоят динамики с диапазаном цен 10-60 у.е. Такие же, сопостовимые или превосходящие по качеству звучания динамики можно вполне приобрести - желательно импортные (Vifa, Peerless,Dynaudio, Morel).
Для самостоятельного создания АС можно либо склонировать чужие АС (например Клячинские мониторы или напольники), либо ваять что-то самому (что сделать грамотно сложнее на порядок, возможно не один).
Недавно я зашел в наш (краснодарский) не так давно открывшийся салон "Домашние кинотеатры", разговорился и познакомился там с продавцом, который оказался продвинутым спецом-самоделкиным в деле САМОСТОЯТЕЛЬНОГО изготавления/разработки АС.
Для этого он использует:
- измерительный микрофон за 200$
- звуковую плату компа за 250$
- усь Корветт оконечник, когда надо приносит из салона себе домой (для сопоставления, прорслушки, измерений и т.д.) различные усилки (в т.ч. Legacy за 2500$, а также любой необходимый HiEnd в т.ч. за намного большие деньги), а также АС (и топовые AE, и Legacy, и дорогие Elac'и, Chario и т.д.).
По его словам, при грамотном расположении колонки в комнате (при ее надлежащем демфировании и угловом расположении колонки, минимизирующем возникновени стоячих волн) можно вполне точно (он измеряет с точностью 1/6 октавы) измерить АЧХ АС. Большие косяки измерения возникнут на диапазоне 150-300 Гц - здесь будет значительно влияние комнаты.
Как-то он приносил себе в магазин одни из многочисленных изделий полочные 2-х полосники, мидбасы - Morel (16.5 См, 250 Евро), пищалки - советские ленточные(электростатические) от Амфитонов (брал их новыми за 1000 руб.). Толщина стенок корпуса 3,5 см, его объем ~ 15 литров. График измеренной им АЧХ показывал колебания в среднем +/- 1 Дб (в паре мест отклонения составили 2 Дб). Фильтр НЧ - 1-го порядка, начинает оччень плавно валить АЧХ мидбаса с 900 Гц; фильтр ВЧ - 2-го порядка, так чтоб пищалка отыгрывала уверенно с 3 кГц. Чувствительность АС около 86-87 Дб/Вт/м.
Слушал их в связке СD Greek Audio (1200$), оконечник Legacy(2500$), предусил не помню какой был. У его колонок в связи с применением ленточных пищалок высока направленность - это пожалуй единственный самый серьезный недостаток его АС. В остальном звучание их было сопоставимым (а в чем-то превосходящим) с полочным Elac'ом (модель не помню, около 1000$). Chario полочники за те же деньги отдыхают.
Итог - себестоимость АС около 400$, звук не хуже большинства полочников за 1000$. + потраченные 2 месяца (при наличии измерительной аппаратуры, десятков разных качественных конденсаторов, резисторов, катушек и более чем двухлетнего успешного стажа в этом вопросе). Стоило это было делать или нет – судите сами.
По поводу автомобильных динамиков. Обычно в силу специфики работы в очень малых закрытых объемах они имеют высокую добротность и частоту собственного резонанса. В бОльших объемах, чем изначально для них преднозначено скорее всего будет нехватать баса. Но это касается только мидбасов. Автомобильные пищалки в отличие от домашних обычно имеют для небольших габаритов редкоземельные магниты, ферромагнитную жидкость(для отвода тепла, повышения подводимой мощности, но все это зачастую снижает детальность звучания) и, в силу наличия жесткого диффузора (купола), стойкого к внешним атмосферным, температурным и прочим воздействиям, обычно имеют более высокую нижнюю границу воспроизводимого диапазона, чем домашние.
Кстати, в четырехполосных напольных АС Legacy (за 5000$) стоят автомобильные СЧ динамики.
На мой взгляд стоит скопировать уже имеющиеся АС, например напольники Клячина - при относительно низкой себестоимости динамиков Vifa (4 мидбаса и 2 пищалки - все за 250$) и весьма приличном качестве звука можно, уложившись в 400$ сделать Вещь, за которую Клячин хочет от 900-1000$ и выше, в зависимости от отделки.
Другой вариант - на динамиках Peerles сделать полочники - себестоимость их ~ 150$, схема в сети имеется.
Таким образом, если руки растут откуда надо, есть время, желание и несколько сотен У.Е. вполне можно сотворить себе вещь для души.