Форум
Hi-Fi & High End (Электроника)

Вопрос знатокам винила.

Вопрос знатокам винила.

Здравствуйте, я хочу задать вопрос людям, которые хорошо знают технику проигрования виниловых дисков, ее настройку. Мне очень нравится звук "пластинок", несмотря на всеобщий восторг от CD. Перед тем, как описать свою проблему, расскажу историю своей системы.
"Сначала было": Усилитель Амфитон (модель точно не помню, 2Х35Вт, 5-полосный эквалайзер, индикатор мощности на светодиодах), колонки S90 ("домашний" вариант 35АС-001), проигрователь Арктур-007.
Усовершенствование системы происходило следующим образом:
1. Рессивер Kenwood V5050D + DVD LG (делаю акцент только на стерео)
1.5 Толстенные провода
2. Колонки Sony MF500
3. Саб Eltax Atomic-15.2R

4. Колонки B&W DM603 S3
5. Усилитель Harman/Kardon HK-970
Вроде все...

После покупки каждого компонента качество звука возростало на определенный уровень...
Скорее всего я остановлюсь на данном этапе, т.к. суммарная стоимость возросла очень сильно, для моего бюджета, да и уже "перебор".

Проигрователь виниловых дисков все это время оставался один - Арктур-007, головка советская...
На протяжении всего времени радовал (иногда удивлял) возростающим, с общим уровнем системы, качеством. Однако после покупки последнего компонента... качество возросло на столько, что стали слышны и недостатки:
На всех пластинких ("запиляных", "не-запиляных") стал замечать странный "дребезг", особенно на вокале, на самых больших уровнях, на согласных, слышно "двоение" голоса... в общем неприятное ощущение.
Самое главное - сильно обостряется на последней песне.
Вот собственно и вопрос - "что это такое и как с этим боротся?".
Думал "обратная связь" (проигрователь стоит близко от колонки), попробовал на наушниках (KOSS Porta Pro) - все замечательно, думал проблема решена, но как только поставил другую пластинку, тоже самое и на наушниках, и на колонках.

Пластинки 70-90 годов выпуска.

P.S. Если будете давать советы типа "Выбрось свой проигрователь", или "советской иголкой можно только носки зашивать", посоветуйте что-нибудь из "реальной" ценовой категории.

Это играет предыдущая дорожка (или следующая?).

Нееет, "предыдущая дорожка (или следующая?)" играет вначале и вконце паузы между песнями.
Если бы играла соседняя дорожка, то запоздание было бы большим (около секунды), а у меня как фазу меняют....

Интересный способ предложен профессоре Ван ден Хулом - он предлагает для удаления "отработанных" микрочастич пластинки аккуратно промыть её мягкой губкой с мыльным раствором. Может быть в них дело? Если возможно попробуйте другую аналогичную "головку" для вертушки - в ней тоже может "собака порылась"...

Помыл - тоже самое (моооооожет быть на 1% лучше....).
Тут вот еще какая вещь:
Только что послушал пластинку на 45 об/мин. (Яак Йоала - Сама Любовь), одна сторона довольно сильно "запиляна", другую - хорошо если 10 раз слушали - отлично! Никакого дребезга, ни на большой громкости, ни на наушниках.... Что же это?

А не может этот дребезг быть детонацией шасси? Есть ли на этой вертушке пассик и достаточно ли он "нормален", проверьте все узлы, могущие вызвать подобную детонацию. Сама детонация не модет исходить "извне"? Поэкспериментируйте на 33 и 45 - переключение электронное , надеюсь... Истина уже где-то рядом ...

интересно , а какова прижимная сила?
может стоит поиграть, например увеличить?
заодно проверить и антискат

Если я не ошибаюсь, то в арктуре стоит польская или венгерская Unitra 601 или 602. Это в смысле привод. Головка там кажись на винтах приболчена. След-но можно ее поменять на что нибудь импортное. В паспорте д.быть написана прижимная сила для головы. Так-же в свое время у меня была радиотехника 101. В ней стояла отечественная голова с эллиптической иглой по лицензии голландской Ортофон. Можно поискать в интернете. Это было что-то типа ГЗМ-005 или 008. Далее, как справедливо указал г-н minox, покрутить компенсатор антискейтинга. Можно в ритуальной конторе заказать гранитную или мраморную плиту под вертушку. Ну или стырить где нибудь, только нена кладбище. Драматически снижает внешние вмбрации, но это уже как говорится ... каждый выбирает по себе. Поменять пассик посмотреть состояние вала и втулки диска. Если внутри втулки есть стальной шарик, поменять на новый из нового подшипника подходящего по диаметру. Да, кстати, в журнале Радио за 80-90е годы была масса советов по улучшению унитр. это были основные вертушки, которые ставились во все советские аппараты высшего и первого класса. Ну за редкими исключениями. Тогда фирма Электроника кропала свои приводы удивительных конструкций. Один ЭП-0012 с тангенцальным приводом тонарма чего стоит. Сам обладаю Электроникой ЭП 0016 с электронным управлением тонармом, тоже та еще вещь. В общем удачи. А вообще в мвидео стоят пара тройка моделей порядка 200-300 у.е. Но на вид с арктуром не сравнить. Плюгавые они какие-то.

Сначала хочу уточнить: у меня проигрователь Арктур 006



Там нет пасика.

С прижимной силой играл - от 0,5 до 3 - с увеличением немного лучше, но все равно не избавляет от дребезга на пиках.

Антискат тоже менял - ничего.

Жаль, Билл, что твоя гнедая сломала ногу. Боюсь, в таком случае вторая часть по поводу состояния вала/втулки/шарика тоже не в тему. Подозреваю, что диск снимается отдельно, а узел вала остается на месте. Разобрать сверхтихоходный двигатель в принципе можно. Но вот потом собрать... Это да. А сколько больному годиков? Может и правда пора на покой? Правда не знаю как в Донецке с новыми аппаратами. Из гомеопатических средств остается массивная подставка и замена головки.

Уважаемый, позвольте и мне "вставить свои пять копеек" в Вашу проблему. В течение долгих 20 лет я упорно, можно сказать с остервенением, искал Звук (с большой буквы, естественно) в виниле. Снчала извлекал его на "Веге-003", затем на "Электронике Б1-01", далее на каком-то замечательном полуавтомате от JVC 1979 года выпуска, чуть позже на Technics 300, Dual 636 и закончил на Dual 741. Брал всё вышеперечисленное барахло строго запечатанным у знакомых друзей-товарищей, из первых рук, так сказать, поэтому грешить на износ, например, алмазной излы и т. п. не было никаких причин. Поверьте, ни одним из вышеперечисленных аппаратов я не был удовлетворен на все 100%. Звук, хоть убейте, не впечатлял! То правый канал играл качественнее левого, то поле 25 проигрываний любимый диск начинал шипеть, причем в одном из каналов сильнее, чем в другом. Перечитал горы литературы о виниле и LP-проигрывателях, овладел технологией влажного проигрывания дисков, не помогло! Все мои благородные порывы вели меня в одно место - творческий тупик.
В начале 90-х годов прошлого столетия я плавно перешел на CD. Не жалею.

Теперь по теме:

1. Виниловый диск, при давлении иглы на него от 1,0 до 1,5 г (не более!), выдерживает до 30 проигрываний, затем начинаются необратимые процессы, связанные с его механическим износом. Звук необратимо портился!

2. Звук на диске чище и качественнее, естественно, на первых 2/3 диска, или даже на первой половине его, т. к. скорость вращения в этой части заметно выше, чем у "яблока" пластинки, отсюда, возможно, и ваши претензии к звуку. На новых, фирменных дисках (Англия, Голландия, Германия), это было не так заметно.

3. Срок службы фирменной алмазной иглы не более 1000 часов. Может быть одна из Ваших проблем и в этом. Износ илы может определить только специалист при помощи специальной оптики. Таких специалистов, а тем более сервисных центров, у нас как не было, так и нет!

похоже я понял где собака порылась.(а может и нет)
и проблема наврят ли излечима.
если пассика нет, то движок прямого привода.
а такие движки должны обладать сумашедшим количеством полюсов для достижения стабильной скорости(иначе получается средняя скорость нормальная, а моментальная скорость все время гуляет. т.е.повышенная детонация-дребезг) даже не спасает тяжелый диск в 3 и более кг. По большому счету это относится и к пассиковым моделям.
с улучшение тракта может и стал заметен этот эффект.
еще может что-то со схемой управления (полетел ключ или одна из обмоток мотора)

Движок линейный, т.е. как такового движка нет, сам диск (легкий - меньше килограмма) является ротором, а градусов 90-70 занимает "штука", которая его толкает (электро-магнитно).
Скорее всего, это все-таки иголка.....

P.S. "Больной" изготовлен в апреле 1987г.

так это и есть двигатель icon_biggrin.gif
если диск дюралевый то снизу магнит должен быть . если стальной то может быть или магнит или фрезированка(шестеренка)
у самого в свое время была "Электроника Д1-011" с линейным движком правда диск 3кг.
В те времена всех разводили , что прямой привод лучше.
а в самом деле очень не многие модели имели в этих движках достаточное количество полюсов и в ротере и в статоре.

если игла, так поменяте и все дела. icon_biggrin.gif

А микроскоп?

А износ, или, не дай бог, скол иглы проверяли? Вполне хорош микроскоп 50х, даже карманный 30х тоже вполне.
На 45-ках меньше заметен, т.к. изгиб канавки несколько меньше.
Успеха!

Приведу пример:
Первая песня на стороне:
почти нормально...

Последняя:

Страшно слушать....

Согласен с Владимиром из Ухты- скорее всего износ пластинок. 25-30 проигрываний- предел. Еще у виниловых дисков присутствует такая штука как время релаксации. При прохождении иглы по дорожке последняя под механическим воздействием деформируется( это все микронные величины) и восстанавливается через 5-10 минут. Если в это время еще раз запустить трек, который только что воспроизводился, то износ идет еще быстрее. Конечно на какой-нибудь *Сонате 402* и так будет хорошо, но на высококлассной технике все огрехи сразу вылезут наружу. Совет: покупать только новые диски и если слушать 5 раз в год, то без ущерба для качества можно пользоваться диском 5-6 лет. При условии правильного хранения, разумеется- вертикально, температура, влажность....