Форум
Акустика

Про УШИ

Про УШИ

Прочитал в журнале Компьютерра

Да уж, старость не радость: с возрастом острота слуха, и прежде всего способность улавливать высокие тона, сильно ослабевает. Восприятие высокочастотных колебаний требует очень тонких свойств чувствительных волосковых клеток внутреннего уха, связанных с ними нейронов и других частей слухового анализатора, и эта способность с годами утрачивается. Слух в низкочастотном диапазоне гораздо устойчивее. По одной из формул, используемых геронтологами, частотный порог восприятия звука (то есть самый высокий слышимый тон) по мере взросления изменяется следующим образом: Порог восприятия (Гц) = 20800 – 166 * Возраст (лет). Из нее следует, что способностью воспринимать звуковые колебания с частотой 18–20 кГц обладают именно тинэйджеры. К сорока годам среднестатистический человек уже не слышит звуки частотой выше 14–15 кГц, а к шестидесяти годам эта цифра падает до 11 кГц. Так что грамотно подобранный по частоте "москит" может безошибочно отыскать свою аудиторию, "наказывая" молодых людей за их, казалось бы, естественное преимущество - способность воспринимать более высокие тона.

Сергей Борисов
[borisov@computerra.ru]

Какие будут коментарии?
WBR

да, верхняя частота с возрастом снижается.
это обусловлено уменьшением подвижности(гибкости) слухового аппарата.
но можно ушки тренировать и не только их.

Наука, наукой, а вдруг Вы уникум. Самое простое взять тестовый диск с записью чистых тонов и проверить, лично я 17 кГц еще слышу, 18 ощущаю, а дальше все, это если слушать с одним уровнем, а если с 17,5кГц прибавлять громкости, то вполне возможно, что и дальше можно что нибудь услышать, я не пробовал, вроде как ни к чему.

Серафимушка,
Я не уникум, я человек любознательный.
Хотел выяснить отношение трудящихся к этому вопросу в разрезе проблеммы высоких частот в аккустике и усилителях. А то обсуждения идут, советы прут полным ходом, человек покупает технику, а насладиться не может потому что эти самые уши не позволяют.
WBR

idonno.gif та же фигня( 18к максимум, это еще при том что я постоянно верха накручиваю.
Отвечу сразу на следующий твой вопрос-: Зачем же делать аппаратурыру с частотой пропускания свыше 20к))))) Да затем что бы свои 17-18к ты слышал без искожений ввиду того что это значение предел.


___________________________________________
Звука много не бывает и быть не может))))

Oldman ой так и думал что такой вопрос будет =) тримя минутами опоздал
Так вот:
если обратить внимание на АЧХ акустических систем, то станет ясно что при более высоких частотах появляются спады и искажения звука, все равно что жигуля заставлять ездить на 4,5 тысячах оборотах, легче расширить диапазон частот чем стабилизировать предельные значения.

Re: Про УШИ

Oldman писал(а):

Какие будут коментарии?
WBR


ИМХО.
Я считаю, что беспокойства на эту тему можно назвать старческим маразмом. Объясню.
Моё отношение к технике изначально складывается после того, как я её услышу/увижу в работе. Потом отношения переодят к сугубо параметрическим характеристикам системы. НО! Есть большое НО. Я уважаю акустику, которая впервую очередь умеет ровно воспроизводить диапазон частот (если это полочник) 50Гц-16кГц. Замечу, что именно до 16кГц. Если АС могут воспроизводить диапазон выше, и делают это достойно и не навящиво, это замечательно, если нет, то горя никакого я не вижу и не слышу. А объсняется это очень просто, фактический порог слуха человека это 16кГц. Это та частота, которая хорошо различима и все неровности человеческий слух в реальности хорошо определяет именно до этой частоты. Частоты выше 16кГц, это довесок человеку (не более). Имеено на этой особенности человеческого слуха и основан метод scalefactor'а в енкодерах MP3/OGG/WMA и т.д. Который по сути, при сжатии аудиоматериала отрезает частоты выше 16кГц. Всё что выше этой частоты, сжимается немного по иному принципу. Но человек, никогда не заметит утраты этой высокочастотной составляющей. Человек заметит все остальные недостатки сжатия, но некоторую утерю в ВЧ компоненте он не заметит.

Так же замечу, и думаю большинство со мной согласятся. Что каждый из нас впервую очередь при прослушивании обращает внимание на качество НЧ-СЧ и ВЧ диапазона. Но ВЧ диапазон мы не имеем ввиду аж до 20 кГц. А по большому счёту прислушиваемся к тому, как отыгрываются тарелочки, хи-хэты, как слышно звук "С..." при человеческой речи, насколько это всё прозрачно звучит и т.д. А ведь это всё звуки, основная частота которых лежит в области куда ниже 16кГц. К тому же сейчас очень трудно найти материал, который реально содержал инструменты/звуки(даже синтезированные) частоты которых лежат в диапазоне от 14кГц-20кГц.
Что касаемо DVD-Audio/SACD, то в большей степени расширение частот квантования и разрядной сетки, это уменьшение искажений полезного сигнала в слышимой человеком области ~12Гц-16кГц, а уже потом и реальное расширение частотного диапазона (для большей прозрачности звука).
Так что трагедии в сужении слышимого ВЧ диапазона, я не вижу.

2 Rage
По научному сухо, по сути правильно и спорить ни кто , думаю, не будет, смысл расширения частотного диапазона и увеличения мощности несколько путано, но по сути верно пояснил Нерадист, смысл простой увести все возможные искажения далеко от слыщимого диапазона и на такие мощности которые ни кто и ни когда не использует.
Есть и другие причины, но с моей точки зрения они весьма спорны хотя бы потому, что записи не содержат того, что могжет техника, к сожалению.

то Серафим
Как же записи не содержат этих параметров??? icon_confused.gif
грусно, я считал что СДА(CD-audio) вполне удовлетворяет своими качествами или идет реч о первоначальных записях фонограмы??? ладно то что низа иногда плохо записаны все равно мало у кого акустика играет 20Гц.... но затупленные верха ни разу не встречал(((( icon_confused.gif

Как-раз таки если при кодировании в mp3(и т.п.), а также другой обработке, отрезаются частоты выше 17..18! КГц, инструменты резко теряют сочность звучания.
Синтезаторная музыка особенно критична к составляющим в этом верхнем диапазоне. Я проводил много экспериментов и пришёл к выводу, что резать нельзя ни капли. От этого, звучание становится сухим, обезжизненным и абсолютно безэмоциональным.
Вокал с чёткими звуками "С", превращается что-то ближе к глухому "ш".
Органные записи, к примеру, теряют свою необыкновенную ауру, превращаясь в буздушную синтетику.

ps
В свои 27лет, на потерю слуха в области высоких не жалуюсь.
ps
При том, что мы не обязательно можем отчётливо _слышать_ одиночные сигналы в 17..21Кгц, но их урезание влияет на звучание очень многих инструментов, в частности струнных и скрипок.

Можете дальше обсуждать звуко-ушную тему, но 10 лет медицины не дают промолчать.
Не хотите терять слух?
1. не находитесь долго в месте, где присутствует однотонный мощный однообразный звук. (метро, деревообработка, мощный электроинструмент и т.п.)
2. Если лезите повзрывать что-либо, перед взрывом откройте рот.(смешной совет, но пиротехников щас ху-ва туча)
3. Никогда не чистите ушные раковины, особенно пресловутой спичкой с ватой глубоко. Нужно промывать уши душем при мытье и после промокнуть полотенцем.
Раз в полгода промывать профилактически уши у ЛОРа.
4. никогда несморкаться сильно при гайморите, рените и т.п., лучше схаркнуть (сорри за термины)

Лично я кроме взрывов так и делаю. Проверка слуха на спец. аппарате показывает нулевую потерю слуха. Годам к 50-ти он обязательно начнет падать, но это особенности "изнашивания" самого организма.
Усе. Семинарий закончила icon_cool.gif

Елки самое главное забыла.
Если иметь превычку напялить наушники, врубить ТВ,систему и еще пытаться слушать чью-то речь одновременно, к 30 годам можете попращаться не только с диапазоном 20кгц
Для слуха, чем меньше мешанины разных раздражителей, тем лучше. Т.к. в организме все связано, то при таких издевательствах над собой можно еще полностью потерять сосредоточенность внимания, и приобрести рассеяность памяти.

а что это за спец аппарат для проверки слуха?

Neradist писал(а):
Как же записи не содержат этих параметров??? icon_confused.gif
грусно, я считал что СДА(CD-audio) вполне удовлетворяет своими качествами или идет реч о первоначальных записях фонограмы???

SACD это отдельный разговор, для этого формата и техника несколько другая нужна, АС с супертвидерами, и усь сдиапазоном до 50Кгц, многоканальный SACD меня разочаровал, не того я ждал, а вот твухканальный очень и очень.
Действительно, студийная запись не может передать всего того что есть в живом звуке, плюс к этому саунд продюссеры затачивают запись под конкретного слушателя и подж конкретные цели, а иногда просто не понятно как можно выпускать такую запись в продажу, яркий пример два последних совместных альбома Хъюэа и Тернера, это ж кошмарный ужас, слушать можно только в плеере или на балалайке.