Форум
Акустика

Повелители баса

Кому интересен вопрос качественного баса в домашней системе, предлагаю ознакомиться с данной статьёй http://radeon.ru/articles/sound/subs/

идиотский опус,- и за что-ж так насиловали крошку квейка?
Если-б это был не REL а что-нибудь другое то просто задымился неиначе.
Автор "забыл" упомянуть что ценовая категория в разы разная, т.е. сабы эти просто изначально несравнимы, да и не только ценовая, 7кг и 31кг это "слегка" разная весовая категория.
А пороллоновые затычки это просто перл, только истинный пендос мог такое придумать, неиначе идею подсказали замученные гулом юзеры саббубенов свен. icon_smile.gif)

Ну что остается сказать экстремалам,- копите килобаксы на пендосную "бомбу".

randol писал(а):

Автор "забыл" упомянуть что ценовая категория в разы разная, т.е. сабы эти просто изначально несравнимы, да и не только ценовая, 7кг и 31кг это "слегка" разная весовая категория.

на данный аспект автор указал в самом начале статьи: "Я понимаю, что прямое сравнение этих сабов неправомерно, их цена отличается в три раза, однако имеем то, что имеем, а познакомиться с такой техникой читателям все же наверняка интересно."
Здесь нет сравнения какой саб лучше, т.к. невозможно сравнивать младшую модель одной фирмы с топовой другой. Автор лишь поделился личным опытом испытаний данных сабов, которые нужно рассматривать независимо друг от друга, высказал мнение о согласованности саба и сателитов со стереоусилителем и ресивером и т.д. Поэтому рассматривать статью нужно ознакомительно, где приведены разные концепции подходов к воспроизведению баса. Была бы у автора возможность ознакомиться с REL STUDIO и младшим SVS или по отдельности - он бы и это сделал, где последний выглядел бы побледневшим. Поэтому не надо горячиться, если есть вопросы или замечания к автору - просто выскажите.

Автору статьи Илларионову Игорю - спасибо, я думаю что многим людям будет любопытно сравнение и краткое описание впечатлений от работы данных сабов в реальных условиях квартиры.

Для ShevaS
Даже самый младшенький из SVS "уделает" большинство своих собратьев. Я слышал REL Ouake и слышал SVS PB10-ISD (они в одном ценовом диапазоне), как и многие другие собирался купить REL, но не купил... :) Звук у них разный, но вообщем мои впечатления (и ощущения) совпадают с автором статьи.

[quote="ShevaS"]
тем белее, даже зная заранее пытаться сравнивать совершенно разные вещи.
Статья выглядит полным опусом уже из одного упоминания слова Quake, на звание "бомбы" он ну никак не претендует.
Эффект легкой контузии известен каждому, самого пару раз долбануло по ушам когда твикал свой сабвуфер.
Кроме того, сильно интересно как автор умудрился сделать такие огромные горбы АЧХ у саба без фазика, сабы в ЗЯ всегда отличались практически идеальной АЧХ с плавным спадом к суб-НЧ даже по теории. Помещение для промера было непригодно совершенно, и/или руки мерильщика.

Статей по разного рода обзорам/замерам свс-грохоталок в инете полно, да хоть и на оффсайте есть, зачем из типичного обзора ультра-бомбы сделали разгромную статью по квейку совершенно непонятно, а если у автора еще и комповый сабик под столом завалялся, вот бы его достать и сравнить!
Собственно, супер-стучалки полно кто делает, весь вопрос - зачем, и главное - куда?
Позволю себе напомнить, что суб-НЧ диапазон с такими бешенными уровнями проходит сквозь толстые бетонные стены насквозь как нож сквозь кисель.
Экстремалов придется огорчить - их хотелка уровня ограничена не закладыванием собственных ушей и прочностью своих окон а нервами соседей.
Уроду включившему скачущего тиранозавра на 110дб в квартире я-бы лично и с радостью оторвал уши, а кто другой подпалит хату и абсолютно правильно сделает, с подобными недоносками иначе бороться как правило, нереально.
Собственно, много раз слышал как бабахает настоящая граната, до этого уровня недотянет даже десяток ультра-стучалок от свс или еще кого. Не дешевле будет чтоб себя и соседа оглушить?
Сказать больше нечего - экстремалы, копите килобаксы, или на бюджетную стучалку в виде уродского, огромного сундука (младший svs) тоже вполне сойдет.
Но надо-ли брать этих монстров чтоб гонять на 10-20% по уровню от силы? Это дело кошелька каждого отдельно взятого экстремала, флаг в руки вобщем.

Статья отличная. Много полезных наблюдений, выводов, рекомендаций. Четко указаны границы применения маленьких и слабых сабвуферов, их, так сказать, нишу (а именно - они помогают сделать из имеющихся полочников напольники, не более того).

randol
Знаток

> Эффект легкой контузии известен каждому, самого пару раз долбануло по ушам когда твикал свой сабвуфер.

Сорри, но, видимо, крепко Вас тогда долбануло...

> Кроме того, сильно интересно как автор умудрился сделать такие огромные горбы АЧХ у саба без фазика,

Это не автор сделал - это программа построила, и я эти графики не от руки рисовал.
Автор всего лишь пытался сделать эти горбики как можно меньше, что и написано в статье для умеющих читать. В любом другом проложении вылезал правый горб, на частотах 80-90 Гц, нужно было публиковать их?

Видимо, в представлении господина знатока любые АС с исполнением ЗЯ всегда имеют плоскую АЧХ,
а ФИ (видимо, автоматически означающие сплошные горбы), в конструкциях используют сплошь одни неучи, не знающие этих прописных истин, и вопрос конструирования активных сабов сводится к одной лишь нехитрой дилемме - ЗЯ или ФИ.
Грустно наблюдать такой упрощенный подход у человека со статусом "знаток"...

> сабы в ЗЯ всегда отличались практически идеальной АЧХ с плавным спадом к суб-НЧ даже по теории.

На всякий случай пройдусь <и даже> по теории.
ЗЯ представляет собой акустический фильтр первого порядка, что означает спад 6 дБ на октаву ниже частоты среза.
ФИ представляет собой фильтр второго порядка, спад 12 дБ на октаву.
На частотах выше частоты настройки ФИ сам порт ФИ представляет для звука глухую "пробку" и далее на звук никакого влияния не оказывает. К "идеальности АЧХ" в рабочей полосе частот это (ФИ или ЗЯ) не имеет никакого отношения. Важно не что это (ФИ или ЗЯ), а как его готовят.

> Помещение для промера было непригодно совершенно, и/или руки мерильщика.

Еще добавьте "уши мерильщика"...
А модератором Мультимедиа на iXBT несколько лет я был, видимо, вообще по чистому недоразумению.
Упоминания в различных FAQ моих работ тоже, видимо, исключительно от кривизны моих рук.. Может, кривизной померимся, а?

Чем молнии с умным видом метать, взял бы сам да промерил, нашел бы в свободное время пару сабов одноранговых, да статью по ним написал. Вместе бы и прошлись по получившимся вдруг горбам... Это лучше, чем из угла тут гудеть...

Интересно вот только, каким же образом только в том же самом помещении на АЧХ другого саба получилась ровная "полочка" - на него, видимо, законы физики уже не распространяются? Такая простая мысль в голову не приходила?

> Статей по разного рода обзорам/замерам свс-грохоталок в инете полно, да хоть и на оффсайте есть, зачем из типичного обзора ультра-бомбы сделали разгромную статью по квейку совершенно непонятно

Разгромной статьи не заметил. Есть статья-обзор двух концептуально разных сабов, которые удалось собрать в одном месте.
Адаптация их в реальных помещениях, а не безэховой камере.

> а если у автора еще и комповый сабик под столом завалялся, вот бы его достать и сравнить!

Комповых сабиков, простите, не держим.
Есть АЧХ моего телевизора, где спад в том же помещении начинается почти там же, где у Квейк.
Есть АЧХ моих полочников, у которых спад в том же помещении начинается ниже, чем у Квейк.

> Собственно, супер-стучалки полно кто делает, весь вопрос - зачем, и главное - куда?

Вы много меряли супер-стучалок? На многих ли удавалось получить линейную АЧХ в "непригодном для прослушивания помещении и/или руках мерильщика"? Простите, с такими пустыми фразами вы неинтересны.

> Позволю себе напомнить, что суб-НЧ диапазон с такими бешенными уровнями проходит сквозь толстые бетонные стены насквозь как нож сквозь кисель.

И что дальше?
В усадьбе, где мы слушали это при 110 дБ, в сцене с выходом тиранозавра я отходил в другое на расстояние 15 м по прямой от саба, нас разделяли две тонкие межкомнатные двери, за которыми была абсолютно полная тишина (я сначала решил, что звук вообще выключили). Нож сквозь кисель - поинтересуйтесь затуханием и далеко ли он проходит...

> Экстремалов придется огорчить - их хотелка уровня ограничена не закладыванием собственных ушей и прочностью своих окон а нервами соседей.

Почитайте литературу, поинтересуйтесь также, как позиционируется на НЧ звук, поинтересуйтесь еще, для чего в музыке нужен запас и пиковые уровни, господин знаток...

> Уроду включившему скачущего тиранозавра на 110дб в квартире я-бы лично и с радостью оторвал уши,

За урода я и сам могу оторвать уши, тем более хаму.
60 кв. метров помещение - в отдельно стоящей усадьбе, куда бы вас просто близко не пустили.

> а кто другой подпалит хату и абсолютно правильно сделает, с подобными недоносками иначе бороться как правило, нереально.

Палите уж свою хату лучше, ей-богу, дешевле выйдет.

> Собственно, много раз слышал как бабахает настоящая граната, до этого уровня недотянет даже десяток ультра-стучалок от свс или еще кого. Не дешевле будет чтоб себя и соседа оглушить?

Это уж как хотите.
Вас вроде уже "пару раз долбануло по ушам когда твикал свой сабвуфер"?

> Сказать больше нечего - экстремалы, копите килобаксы, или на бюджетную стучалку в виде уродского, огромного сундука (младший svs) тоже вполне сойдет. Но надо-ли брать этих монстров чтоб гонять на 10-20% по уровню от силы? Это дело кошелька каждого отдельно взятого экстремала, флаг в руки вобщем.

Да уж, флаг в руки.
Интересно, кто вам знатока здесь присвоил и чего вы пеной-то брызжете?
Нет баксов на нормальный саб? Или все никак не доходит, что любой саб можно включать не только на 110 дБ, а и на разумной громкости (а тест на то и тест), но лучше, когда саб это держит без искажений и клиппинга даже на пиках и позволяет нормально слышать все частоты при любом уровне громкости, в том числе и минимальном?

PS: Всегда удивляло, откуда берутся типы, сами неспособные что-либо полезное написать, однако всегда с удовольствием обливающие грязью чужое, при этом, видимо, "растут в собственных глазах" и "наливаются авторитетом"... Чаще всего такие комплексанты встречаются именно в форумах, посвященных звуку, за годы модерирования достаточно насмотрелся. Неужели самодостаточности настолько не хватает, что приходится выезжать на других? Это его стиль поведения везде?

PPS: Еще раз поразился глубине знаний знатока.
Он искренне считает, что когда к активному сабу по 100 кОм входу подключен усилитель, и при этом саб начинает хрюкать (при добавлении усиления на самом сабе!), то виноват именно внешний усилитель - перегружается на входном импедансе 100 кОм усилителя саба...
Мда... с такими ограниченными типами даже дискутировать неинтересно, полное незнание предмета.

[quote="NEW"]

>Сорри, но, видимо, крепко Вас тогда долбануло...
вполне достаточно чтобы больше не захотелось повторить, а кто-то испытывает эстетическое наслаждение.

>Видимо, в представлении господина знатока любые АС с исполнением ЗЯ всегда имеют плоскую АЧХ,
возьмите программу для расчета сабвуферов и попытайтесь нарочно сделать горбы в ЗЯ, BassBox Pro 6, BassBox 5.1 - на выбор, смею уверить что это непросто даже нарочно, зато помещение добавит горбов очень малопредсказуемых.

>Упоминания в различных FAQ моих работ тоже, видимо, исключительно от кривизны >моих рук.. Может, кривизной померимся, а?
уважаемый, а оно мне надо? я-ж тут тусуюсь "для подъема статуса".

>Разгромной статьи не заметил.
глаза на собственные опусы шире открывать надо. ...после SVS REL стал неинтересен.

>Нож сквозь кисель - поинтересуйтесь затуханием и далеко ли он проходит...
уважаемый бывший модератор, идиота из себя строить не надо - включаем сабвуфер свен на ~70% и идем к соседу на прослушку. Ничего не слышно? Ноги выдернуть у недоноска-экстремала еще не захотелось ? В таком случае у кого-то явно что-то с ушами, мы друг-друга не поймем никогда. Мой саб сильно лучше свена и пробивает насквозь 3 бетонных стены до вполне слышимого уровня, причем по SPL до SVS ему очень далеко, да и ненадо.

>Интересно, кто вам знатока здесь присвоил и чего вы пеной-то брызжете?
модератор хобота забыл как присваиваются статусы рядом с ником? Читаем FAQ, и лучше не свои собственные.
А насчет "..брызжите", с некоторых пор питаю некое отвращение к пендосам-маркетологам, сетевым в том числе, и к их товару разумеется тоже, уважаемый, а вам-то оно зачем, или еще один басоголик ?

NEW писал(а):

PPS: Еще раз поразился глубине знаний знатока[/url].
[...]

Что несем-то, какая может быть перегрузка от 100кОм если УМ рассчитаны на нагрузку 4-8 Ом как правило?!
чудила-писатель, ты авторитет зарабатывать пришел или свс пропагандировать?
В таком случае напряги остаток извилин и припомни до какого реального диапазона работает средний полочник и до какого - саб. Справочник почитай что-ли, или глянь осцилографом что бывает на выходе у неисправных усилков ниже диапазона полочников, в котором саб и работает. Или еще какую бяку про меня поищи вумник ты наш очередной.

randol
> возьмите программу для расчета сабвуферов и попытайтесь нарочно сделать горбы в ЗЯ, BassBox Pro 6, BassBox 5.1 - на выбор, смею уверить что это непросто даже нарочно, зато помещение добавит горбов очень малопредсказуемых.

Ничего, если я возьму что-нибудь посерьезнее, например, lspCAD, учитывающий еще много чего при построении АС?
Ок, открываем программу lspCAD, оставляем все в дефолте, берем динамик Dynaudio 30W-100, без электроники, в close box и наблюдаем автоматом чудный такой горбик внизу АЧХ аж в 8 dB без всяких на то усилий (для графиков в half space на 1 м и в free air тоже). Вводим в конфиг extra mass значение 30 g, и горбик этот подрастает уже до 10 dB!
Кому любопытно, могут взять программу и повторить мои действия, чтобы убедиться. Динамик - далеко не самый паршивый, желающие могут ознакомиться с его впечатляющими параметрами и вне программы.

Может, прежде чем что-то эдакое предлагать, и самому проверить не мешает? Или хотя бы ознакомиться с тем, что используется для реальных разработок промышленной акустики? И не задумывались, откуда же эти якобы "трудно получаемые горбы" у ЗЯ берутся в реальных конструкциях и реальных условиях? Зря вы, ей-богу, в малознакомую область лезете, будете биты, лучше уж просто хамите, это у вас лучше получается.

> уважаемый бывший модератор, идиота из себя строить не надо - включаем сабвуфер свен на ~70% и идем к соседу на прослушку. Ничего не слышно?

Гм, бухтение на 140-180 Гц (с продуктами нелинейностей на частотах еще выше), полагаю? Только при чем тут сабвуферы?
Вы бас без явных искажений хоть раз в жизни-то слышали, чтобы судить об этом?
Выпад про идиота пропускаю.

> Мой саб сильно лучше свена и пробивает насквозь 3 бетонных стены до вполне слышимого уровня, причем по SPL до SVS ему очень далеко, да и ненадо.

Не вредно также посмотреть, на каких частотах это фиксируется и какие там торчат продукты нелинейностей. Заодно и выяснится, что лучше... И чем отличается чистый тон.

> глаза на собственные опусы шире открывать надо. ...после SVS REL стал неинтересен.

Гм. Кто-то виноват, что эти сабы - разные?
А мне они были интересны оба, как любой экспериментальный материал для исследований. Понимаете ли, мне интересны вопросы акустики и звуковоспроизведения вообще, которым и посвящены мои статьи. И эти сабы - лишь иллюстрация, фон массы вопросов звуковоспроизведения в низкочастотном диапазоне, которые мне пришлось затронуть, очень надеюсь, что именно эти рассуждения о практической адаптации сабов и ньюансы моим читателям в первую очередь и интересны. Мне интересно заставить читателя задуматься и узнать что-то новое для себя. Впрочем, насколько это получилось, судить им. Это, кстати, и насчет "басоголика". На моих полочниках по замерам на синусе на частоте 40 Гц получалось всего минус 1.5 дБ против 0 дБ на 500 Гц или 1 кГц (видимо, опять моя комната "кривая" или руки?), сорри, но острого недостатка в форсированном басе как-то не испытываю. А вот послушать, как звучит правильный бас, никогда не вредно.

> Что несем-то, какая может быть перегрузка от 100кОм если УМ рассчитаны на нагрузку 4-8 Ом как правило?!

Вот и я думаю, что вы несете? Над кем смеемся? Неужели дошло?

> чудила-писатель, ты авторитет зарабатывать пришел или свс пропагандировать?

Чудила, ты даже не представляешь, сколько уже лет мне авторитета хватает, чтобы не напрягаться подобными вопросами, в отличие от таких вот шавок.

randol писал(а):
[...]

Гм, мистер хам, боюсь, что я электронику ремонтировал тогда, когда ты еще в пеленки тихо гадил :) Бяки про тебя еще искать - слишком много чести, и так первый же пост, на который наткнулся - уже и так вот он весь :)

Ладно, мистер, Вы мне более неинтересны.
А будете продолжать хамить - размажу по учебнику физики, на глазах у всех.

[quote="NEW"]randol
>Ничего, если я возьму что-нибудь посерьезнее, например, lspCAD, учитывающий еще >много чего при построении АС?
BassBox и их подобия проще, ну сойдет и посерьезней, и заодно раз уж речь про LspCad заглянем и в Group Delay заодно.

>Вводим в конфиг extra mass значение 30 g, и горбик этот подрастает уже до 10 dB!
а если без извращений, исходя из реальности? Так ведь можно залезть в фильтр-дизайнер и рисовать горбы какие душе угодно.

>ознакомиться[/url] с его впечатляющими параметрами и вне программы.
Лейбл-то красив, а в остальном динамик как динамик, для 12" ход вобщем-то неплох, с диким Vas аж в 2,5кубометра если конечно не опечатка, а это кто-то неиначе с похмелья писал:
Lin. excursion Xmax(p-p) 8mm
Max. excursion (p-p) 28mm

ну и это:
Eff. area Sd 400cm2
для 12" обычно поболее бывает, в моем 12" sd 540см.
чуйка 91дб, согласен, совсем неплохо для 12", собственно, в моем также.

>И не задумывались, откуда же эти якобы "трудно получаемые горбы" у ЗЯ берутся в >реальных конструкциях и реальных условиях?
как уж не задумывался раз у самого именно такой саб, эти самые горбы как правило из-за помещений и берутся, см. в график room, хоть и ориентировочно но показательно что делает с АЧХ помещение.

>Вы бас без явных искажений хоть раз в жизни-то слышали, чтобы судить об этом?
Сабвуфер B&W с двумя длинноходами 10" (оба активны а не пассивный радиатор) и парой фазиков на роль саба "без явных искажений" сгодится?
По цене хоть и не ультра-бомба, но 1700у.е. тоже достаточно впечатляющая для саба цена.

> глаза на собственные опусы шире открывать надо. ...после SVS REL стал >неинтересен.
>Гм. Кто-то виноват, что эти сабы - разные?
да никто, от этого типичный и вроде как неплохой обзорчик и выглядит опусом.
Хотя если совсем по-уму то нужно было-бы взять RMAA или JustMLS, по крайней мере сейчас этим мерят все кому не лень этим заниматься.
Есть "извращенцы" которым 110дб просто не надо, равно как и граница 20гц, сказать почему? Возьмем толстый и умный учебник физики или еще чего познаниями которого так кичимся и посмотрим со скольки Гц начинается левая клавиша рояля, или самая нижняя нота бас-гитары. Лениво? Ну да ладно, Spectralab у факописателя найдется?
Снимем АЧХ с тех музыкальных дисков которые обычно слушаем, без включенных эквалайзеров и прочей ерунды разумеется, все еще хочется платить за 20гц или уже расхотелось ?
А линк на суб-бас-тест я и сам могу подарить, это исключение лишь подтверждающее правило:
http://www.primefan.ru/test.html#pt1

>Понимаете ли, мне интересны вопросы акустики и звуковоспроизведения вообще,
вобщем-то аналогично, только в отличии от вас уважаемый слепо идти на поводу у маркетологов как-то не тянет, хочется убедиться в надобности той или иной новомодной фишки лично.

>(видимо, опять моя комната "кривая" или руки?), сорри, но острого недостатка в >форсированном басе как-то не испытываю.
очень странно, как правило кого устраивают нормальные полочники сатанинское слово "сабвуфер" не интересует вообще.
У меня полочники поскромней, если верить тестам на стерео.ру от 43гц -3дб, однако легкая подпорка на суб-нч субъективно очень полезна, главное чтоб НЧ не выпирало и не позиционировалось, "форсированный" по уровню бас только поганит звук.

> Что несем-то, какая может быть перегрузка от 100кОм если УМ рассчитаны на >нагрузку 4-8 Ом как правило?!
>Вот и я думаю, что вы несете? Над кем смеемся? Неужели дошло?
я сказал что САБ перегружает усилок? Читаем исходное еще раз, если этого мало то раз 10, вроде никто не переспросил и все поняли, может научимся понимать не через жопу?

>Гм, мистер хам, боюсь, что я электронику ремонтировал тогда, когда ты еще в >пеленки тихо гадил icon_smile.gif Бяки про тебя еще искать - слишком много чести, и так первый >же пост, на который наткнулся - уже и так вот он весь icon_smile.gif
этот пост был написан далеко не вчера и даже не месяц назад, и надо-ж так удачно мышой тыркнуть, а что-ж уважаемый авторитетный факописатель в столь преклонных лет возрасте уподобляться прыщавому тинейджеру и рыться в поисках компромата на оппонентов, это стиль жизни такой или привычка модерская для поднятия стадного авторитета?

>Ладно, мистер, Вы мне более неинтересны.
неужели, а что-ж тогда продолжаем каркать из под стола? Я и на себя сам компромат найду если надо, можно было просто спросить.