Форум
Домашний кинотеатр

Dolby Digital, DTS, EX, ES.....

Dolby Digital, DTS, EX, ES.....

Пожалуйста, помогите разобраться.

Процитирую мануал к ресиверу:

Dolby Digital Surround EX
это расширение кодировки Dolby Digital, в
котором на правый и левый каналы объемного звучания
накладываются (матрицируются) данные заднего канала, что
позволяет воспроизводить 6.1-канальный звук.

Dolby Pro Logic IIx и Dolby Surround

– улучшенная версия системы
декодирования Dolby Pro Logic II (и Dolby Pro Logic).
• Dolby Pro Logic – 4.1-канальный звук (монофоническое
объемное звучание) из любого стереоисточника
• Dolby Pro Logic II – 5.1-канальный звук
(стереофоническое объемное звучание) из любого
стереоисточника
• Dolby Pro Logic IIx – 6.1 или 7.1-канальный звук
из двухканальных или 5.1 (и 6.1)-канальных источников

Dolby Surround – система кодирования, в которой данные
объемного звучания встраиваются в звуковую стереодорожку
и затем используются декодером Dolby Pro Logic для
улучшенного объемного звучания с повышенной
детализацией.

DTS Digital Surround
представляет собой систему 5.1-
канальной кодировки аудиосигнала
DTS-ES
– декодер, способный к воспроизведению
источников с кодировкой DTS-ES Discrete 6.1 и DTS-ES Matrix
6.1. Схема DTS-ES Discrete 6.1, включающая отдельный
(дискретный) задний канал объемного звучания, дает
“настоящий” 6.1-канальный звук. В схеме DTS-ES Matrix 6.1
данные заднего канала накладываются (матрицируются) на
правый/левый каналы объемного звучания

DTS Neo:6
Система DTS Neo:6 способна генерировать 6.1-канальный
объемный звук из любого матрицированного стереоисточника
DTS 96/24
DTS 96/24 представляет собой расширение исходной схемы
DTS Digital Surround, которое обеспечивает высокое качество
звучания 96 гГц / 24 бит с использованием декодера DTS 96/24.


К сожалению я многое не могу понять.
1. Когда речь идет о матрицировании, то имеется ввиду аналоговая или цифровая передача сигнала?
2. Какие из этих декодеров предназначены для воспроизведения реально существующих каналов, а какие для сублимирования?
3. При цифровом подключении проигрывателя к ресиверу, ресивер сам должен определить формат в котором записан саундрэк. Имеет ли смысл переключить тип декодера и к чему этому приведет ?
4. При аналоговом подключении декодер все равно придется выбирать вручную?

Заранее спасибо за разьяснения.

Подобные вопросы поднимались уже не раз и отвечать однообразно на одно и то же нет никакого смысла. Думаю, Вам имеет смысл прогулятся вот сюда - там в доступной форме даны ответы практически на все Ваши вопросы, а заодно почитать как отчего в домашнем кино полезно для общего развития.
Так же по поводу декодеров (и не только) была у нас беседа (там смотрите с третьего сообщения в тему и ниже) с продолжением, если интересено. Рекомендую почитать.

А если останутся какие-то вопросы, неосвещённые в этой статье и в указанных ссылках - задавайте их тут.

Большое спаcибо за ссылку, однако вопросов не стало меньше.

Итак,

1. Какие из этих декодеров предназначены для воспроизведения реально существующих каналов, а какие для сублимирования?

Поясню вопрос. Насколько я понял грубо существует 3 возможных способа прослушивания: а) Многоканальная информация с диска честно попадает на громкоковорители (которых несколько). b) Стерео сигнал (здесь кстати очень мутно выбрана терминология: иногда под стерео сигналом понимают обыкновенный стерео сигнал, а иногда 2-х канальный сигнал содержащий информацию о других каналах), именно обыкновенный стерео сигнал искусственно раскладываеться на многоканлье и податься на динамики (которых по прежнему несколько). и наконец с) Многоканальный сигнал изменяеться таким образом, чтобы создать виртуальное ощущение нескольких каналов всего на 2-х динамиках.

Насколько я понял, для пункта с) предназначены различные встроенные режимы surround-а. Касается ли это декодеров Dolby или DTS?

И еще один момент, современные ресиверы способны автоматически подмешивать информацию в каналы существующих динамиков для эмуляции несущесвтующих громкоговорителей. Это возможно при любом декодере и не имеет с декодированием ничего общего?.

2. При цифровом подключении проигрывателя к ресиверу, ресивер сам должен определить формат в котором записан саундрэк. Однако даже при цифровом подключении существует возможность переключить декодер. Зачем?

3. При аналоговом подключении декодер все равно придется выбирать вручную согласно тому, что написано на коробке DVD?

4. Исходя из статьи, DVD фильм может быть записан в любом из перечисленных форматов. Однако на практике мы встречаем лишь Dolby Digital и редко обычный DTS. Почему?

Заранее прошу прощения за возможно глупые вопросы, но это единственный способ разобраться.

Anonymous писал(а):

1. Какие из этих декодеров предназначены для воспроизведения реально существующих каналов, а какие для сублимирования?

Все декодеры, работающие с аналоговым сигналом (например, Dolby ProLogic, Dolby ProLogic II, DTS NEO 6) "сублимируют" дополнительные каналы.
Все "матричные" цифровые декодеры (например, Dolby Digital EX, DTS ES Matrix) "сублимируют" дополнительные каналы.
Остальные работают с тем, что есть, не добавляя ничего от себя.
Anonymous писал(а):
... грубо существует 3 возможных способа прослушивания:
а) Многоканальная информация с диска честно попадает на громкоковорители (которых несколько).
b) Стерео сигнал ... искусственно раскладываеться на многоканлье и податься на динамики (которых по прежнему несколько).
с) Многоканальный сигнал изменяеться таким образом, чтобы создать виртуальное ощущение нескольких каналов всего на 2-х динамиках.

Для начала, давайте разделим декодеры, обеспечивающие многоканальность (к которым относятся первые два пункта в Вашем вопросе), и имитаторы отсутствующих АС (последний пункт).
Что касается декодеров многоканальности, то, привязываясь к Вашим пунктам:
а) многоканальный сигнал источника (аналоговый или цифровой) попадает на соответствующее количество АС.
б) двухканальный сигнал источника (с "внедренными" метками многоканальности или без оных) - цифровой или аналоговый - попадает в результате некоторой обработки на определенное количество АС.
в) многоканальный сигнал источника попадает на бОльшее количество АС, чем каналов в сигнале.
Что касается имитации отсутствующих АС, то это отдельная песня. Я бы подразделил их тоже на три группы. хотя многие с этим не согласятся (и правильно сделают - я здесь тоже не истина в последней инстанции):
а) что-то типа SRS Surround, нппример, позволяющие получить "объемный" звук из двух АС.
б) побочный продукт матричной технологии (например, виртуальный задний тыл в некоторых цифровых декодерах).
в) специализированные программно-аппаратные комплексы (например, Yamaha-овский звуковой процессор, также встречал в ДК в одной коробке АС, излучающие разные сигналы в разных направлениях и пр. примеры).

Anonymous писал(а):
И еще один момент, современные ресиверы способны автоматически подмешивать информацию в каналы существующих динамиков для эмуляции несущесвтующих громкоговорителей. Это возможно при любом декодере и не имеет с декодированием ничего общего?

Здесь все зависит от реализации. Как Вы, наверное, поняли из того, что я написал выше, процесс имитации объемного звучания (в прямом и полном понимании этого понятия, то есть, практически исключая пункт б)) несколько отделен от процесса декодирования. И возможность его применения напрямую зависит от того, с каким именно сигналом работает данный "имитатор" (то есть, стоит он до декодеров или после). В большинстве случаев предпочтительнее использовать эту "фичу" уже в плейере, хотя это спорный момент.

Anonymous писал(а):
2. При цифровом подключении проигрывателя к ресиверу, ресивер сам должен определить формат в котором записан саундрэк. Однако даже при цифровом подключении существует возможность переключить декодер. Зачем?

Как правило, такая возможность возникает только тогда, когда в этом есть смысл (например, эмулировать задний тыл или нет).

Anonymous писал(а):
3. При аналоговом подключении декодер все равно придется выбирать вручную согласно тому, что написано на коробке DVD?

При аналоговом подключении декодер выбирает плейер. В остальном, этот выбор (и его автоматизация) не отличается от того же процесса в ресивере. Для ресивера приходящий аналоговый сигнал декодировать не требуется (если мы не говорим о дополнительном матрицировании если, допустим, сигнал - stereo, поступающий на соответствующий stereo-analog-вход; для многоканального входа никакие матрицирования, переназначения и декодирования не действуют).

Anonymous писал(а):
4. Исходя из статьи, DVD фильм может быть записан в любом из перечисленных форматов. Однако на практике мы встречаем лишь Dolby Digital и редко обычный DTS. Почему?

Записывать фильм в аналоговых (стерео) многоканальных режимах смысла нет, поскольку есть DD и DTS icon_biggrin.gif . Однако, музыкальные диски имеют часто также PCM-стерео дорожку.
Более современные форматы часто вызывают у производителей "шизофрению по пиратству", поэтому используются реже.

Хех, вот у вас тут как всё развернулось... Наверное стоит всего лишь поделить все существующие "декодеры" на борту ресивера на две основные группы:
1. работающие со стерео сигналом, как изначально аналоговым (со стереовходов ресивера), так и полученным после декодирования (например, из принятого РСМ с цифрового входа): DPL во всех реинкорнациях, DTS Neo:6, другие декодеры (вроде CS), о который в мануале написано, что они работают со стерео.
2. работающие с цифровыми потоками, допускающими передачу от одного до нескольких (больше двух) каналов: DD, DTS\DTS ES, MPEG, их надстройки, работающие с цифрой, но эмулирующие доп. каналы уже из декодированных цифровых каналов: DD EX, DTS ES Matrix. Есть ещё момент: например в случае с DD мы можем выбрать собственно DD и слушать как есть, либо можем включить DPL. Но DPL будет включен как бы последовательно после DD, т.е. изначально всё равно отработает DD, декодируя поток ас3, потом отработает даунмикс (так как DPL работает только со стерео), а потом уже после даунимкса будет включён DPL. Изврат? Возможно, но только в случае, когда дискретных каналов в ас3 больше двух, в случае же DD 2.0 такой вариант вполне оправдан - можно вывести как есть (стерео), а можно разложить на многоканалье, независимо, есть там "фазовая" инфоомация для серраунда, или нету её там...
Всё остальное, включая фирменные обработки для эмулирования бОльшего кол-ва каналов, или для создания исскуственных ревербераций и т.п., в любом случае включаются после отработки основных фирменных декодеров, т.е. после получения реальных каналов из единого потока.
Собственно вто это основа, и все пляски нужно вести отсюда. И ничего тут непонятного вроде как нет... icon_smile.gif
В случае, когда ресиверу указано на присутствие только двух АС, всё происходит точно так же, но в конце концов сигнал ожидает процесс даунмикса в стерео. Т.о. все даунмиксы должны выполняться на последней стадии - после декодирования \ обработки потока. Кроме наверное тех случаев, когда на выходе применяются декодеры, создающие ощущение виртуальных АС (вроде Dolby surround virtual, или Tru Surround SRS) - они как раз работают с сигналом, прошедшим даунмикс и содержащим информацию для восстановления по матрице DPL. Хотя на счёт этого момента за всех не скажу - наверное тут возможны варианты...

poty пишет
Цитата:
Все "матричные" цифровые декодеры (например, Dolby Digital EX, DTS ES Matrix) "сублимируют" дополнительные каналы.

Серега пишет
Цитата:
Если же подавать на ресивер цифровой сигнал, то, при наличии информации о многоканальном звуке в сигнале, ресивер естественно разложит его сам на полагающееся кол-во каналов (зависит от того, что на диске и от Вашего пожелания и кол-ва АС), используя цифровые декодеры, а не матричные.

Не могли бы Вы внести ясность в термин матричные.

И еще пара вопросиков:
1. неужели DTS (Digital Theater System) NEO 6 работает с аналоговым сигналом.

2. poty
Цитата:
Остальные работают с тем, что есть, не добавляя ничего от себя.

А какие это остальные-то?

Мдя... однако пространные тексты вверху 8-)))

поэтому буду относительно краток - ИМХО, "искуственно" воссоздают информацию для каналов только аналоговые декодеры, то есть все Пролоджики и DTS NEO. И то утверждать это можно только с натяжкой, потому что если по стереоканалу (это может быть и видеокассета и спутниковая передача и проч.) идут корректно ЗАКОДИРОВАННЫЕ в стереосигнал 5-6-7 независимых каналов, тогда и раскодируются они БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ (с потерями ессно) в те же самые каналы при применении соответствующего ДЕКОДЕРА. Другое дело, если применять декодер PLIIx (7.1) для видеокассеты на которой максимум что закодировано - обычный 4-х канальный PL - что выйдет в результате ?.... icon_cool.gif
Кстати, мой ресивер соня 795 для аналоговых подключений даёт выбрать вручную любой аналоговый декодер. Кажется мне попадались такие экзотические диски, на которых при звуке DD2.0 была ещё записана информация для ресивера, что эти 2.0 надо декодировать, например, Пролоджиком, так что при ЦИФРОВОМ подключении ресивер сам втыкал соответствующий декодер.
Все остальные декодеры восстанавливают реальную информацию как для 5.1, так и для 6-7.1, просто местами доп.каналы закодированы ещё и аналоговым способом.

Всех благ.

Рисую ситуацию:

По цифре пришел сигнал - обыкновенный DD 5.1.

Что будет если выставить:

1. DTS ES D или М, NEO, 96, MOVIE, MUSIC, DIGITAL SURROUND

2. DD Surround EX.

3. Обычный Direct (surround останется?)

4. Подрубить THX (которого на диске реально нет)

poty, Серега - большое спасибо.

Правильно ли я понимаю, что плееровский SRS Tru Surround будет работать только при аналоговом снятии сигнала с привода?

VladKorn писал(а):
Рисую ситуацию:

По цифре пришел сигнал - обыкновенный DD 5.1.
Что будет если выставить:
1. DTS ES D или М, NEO, 96, MOVIE, MUSIC, DIGITAL SURROUND
2. DD Surround EX.
3. Обычный Direct (surround останется?)
4. Подрубить THX (которого на диске реально нет)


Если пришел сигнал ДД5.1 по цифре, то врубить другой декодер не получится, по крайней мере я таких ресиверов не знаю, которые позволяли бы это делать.... Можно включить "фирменную" постобработку типа THX/Music|Movie и прочие трали-вали, которыми добиться некоторого положительного или не очень искажения исходного 5.1. Direct в большинстве случаев работает с аналоговым 2-х канальным сигналом и принудительно отрубает все декодеры, поэтому многоканалья в данном случае не будет а будет только условно чистый 2-х канальный сигнал.

Цитата:
И то утверждать это можно только с натяжкой, потому что если по стереоканалу (это может быть и видеокассета и спутниковая передача и проч.) идут корректно ЗАКОДИРОВАННЫЕ в стереосигнал 5-6-7 независимых каналов, тогда и раскодируются они БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ (с потерями ессно) в те же самые каналы при применении соответствующего ДЕКОДЕРА.

Ну что сказать... Вызвало улыбку. Для начала скажите честно, Вы видели когда-нибудь указания, или обозначения, из скольких каналов состоит конкретно взятый микс (стерео) на конкретном носителе? И, кстати, как Вы определите, какой именно декодер включить для стерео, если поток Вы берёте, например, со спутникового тюнера? Ведь пользовать можно любой из "матричных" по усмотрению... Я пока никаких установок на использование конкретного декодера с конкретным стерео не встречал, а новые матричные 6.1 декодеры вполне успешно раскрывают и старые миксы в Dolby Surround с видеокассет (которые большей частью выполнены из 5.1, и всё реже с киношных Dolby Stereo 4.1, где действительно некоторой информации просто нет).
Далее, на счёт 7.1. А что, у много у нас дискретных 7.1? А Вы знаете, как получают эти домашние 7.1? icon_wink.gif Сегодняшние домашние 7.1 - это большей частью 5.1, размазанные по каналам (сначала по матрице, схожей с ДПЛ получают 6.1, затем по ТНХ размазывают этот матричный центр по двум каналам - в поиск по словам адаптивный декоррелятор ТНХ). Так зачем эту размазню паковать в серраунд, если изначально упакованный оригинал 5.1 даст такие же результаты? Хе-хе...

Цитата:
Кстати, мой ресивер соня 795 для аналоговых подключений даёт выбрать вручную любой аналоговый декодер.

Это умеет любой ресивер...

Цитата:
Кажется мне попадались такие экзотические диски, на которых при звуке DD2.0 была ещё записана информация для ресивера, что эти 2.0 надо декодировать, например, Пролоджиком, так что при ЦИФРОВОМ подключении ресивер сам втыкал соответствующий декодер.

Странно, конечно... Мне такие не попадались. Думаю, никакой доп. информации там не записано - поток ДД 2.0 можно декодить либо в оригинале - собственно в 2.0, либо применить после ДД тот же ДПЛ. Впрочем, об этом варианте я уже писал выше...

Цитата:
poty пишет
Цитата:
Все "матричные" цифровые декодеры (например, Dolby Digital EX, DTS ES Matrix) "сублимируют" дополнительные каналы.

Серега пишет
Цитата:
Если же подавать на ресивер цифровой сигнал, то, при наличии информации о многоканальном звуке в сигнале, ресивер естественно разложит его сам на полагающееся кол-во каналов (зависит от того, что на диске и от Вашего пожелания и кол-ва АС), используя цифровые декодеры, а не матричные.

Не могли бы Вы внести ясность в термин матричные.

Ну что тут не понятного? icon_smile.gif "Матричный" - работающий по мартице Dolby Pro Logic (можно в поиск по яндексу с этой фразой для подробного изучения). Конкретно DD EX и DTS ES Matrix используют для создания заднего тыла матричный принцип, взятый из DPL. Поэтому их можно назвать "матричными цифровыми". Но из всего "богатсва" используется лишь центр, который реализуется в качестве центрального тыла в DD EX и DTS ES Matrix.

Цитата:
неужели DTS (Digital Theater System) NEO 6 работает с аналоговым сигналом.

Да.

Цитата:
Правильно ли я понимаю, что плееровский SRS Tru Surround будет работать только при аналоговом снятии сигнала с привода?

В общем-то да. По цифре это не передаётся (не должно по крайней мере). Вообще эта "фича" плееров предназначенна для использования только на стереосистемах, т.к. структура сигнала уже изменена и смикшированна по-новому и совсем не по матрице dolby surround. Конечно, потом можно будет это дело декодить с помошью ДПЛ1\2, но то, что получится на выходе будет немного не тем, что должно было быть...