Форум
Автомобильная аудиотехника

Jerode,помогииии!!! Акустика в девятку!

Jerode,помогииии!!! Акустика в девятку!

Я уже два месяца сижу в НЕТе, а такого спеца еще не встречал icon_eek.gif -толково, с умом, КОНКРЕТНО, без воды все обьяснить-по-моему уровень реального профи! icon_surprised.gif ,преклоняюсь !!!А теперь,покончив с мелким подхалимажем, просьба о помощи! Я давеча прикупил Pioneer - 5700 и к нему акустику ORIS на фронт - двухполосная(не помню модели,30$), а на тылы - 6 дюймовые овальные четырехполосны коаксиалы GL-6940(40$).В ближайшее время ничего больше не предвижу(бабла нима) Теперь чешу репу как это все установить по уму. Саму систему я точно не поставлю - руки росли, но потом оказалось что не из правильного места,так что скорее всего поеду к каким-то спецам. Машина ВАЗ-21093, 2004 г.в. Да и особая проблема - как усилить заднюю полку, ведь овалы по 3-5 кг каждый cry.gif ,боюсь провалит полку в багажник icon_lol.gif .Те усиленные полки,что видел на базаре за 20 баксов, на мой непроффесиональный взгляд гавно, а на проффесиональный - полное гавно и еще с запахом, то если мона опиши как самому усилить то что есть(заднюю полку)
если шо, пиши на мыло cryangel@rambler.ruИ если можешь, то дай свое мыло,а?

Re: Jerode,помогииии!!! Акустика в девятку!

Хоть вопрос и не ко мне, попробую дать ответ:

1. В вазовской девятке изначально мест для мидбаса нет, поэтому как минимум придется перекраивать передние двери и делать подиумы под них. Другой вопрос: какого размера у вас динамики? 10, 13, 16 см и чем вы руководствовались при выборе этого размера?

2. Задняя полка - это и правда важно, нужно обратится к специалистам.

3. голова Pioneer - 5700 - хорошая, недавно тестировали icon_wink.gif


Советую обратится к профессионалам, хоть цену узнаете:
Блюзмобиль-Винница 8(067) 992-59-05, 8 (050) 353-79-96

http://bluesmobil.com.ua/page.php?id=3
http://splclub.com.ua/photoreports.php?id=26

Re: Jerode,помогииии!!! Акустика в девятку!

SOUNDMASTERу - пасиба за ссылки. И вообще, если кто может что-то дельное посоветовать - пишите, буду признателен icon_exclaim.gif icon_exclaim.gif icon_exclaim.gif

Передние динамики-двухполосники-...,блин из памяти выпало, по-моему 13 см, в общем они без проблем влезут в переднюю панель, и честно говоря я их туда и рассчитываю поставить, т.к. не хочу лезть к дверям, да и как говорил уже, слабоват я в этом.Но если подскажите хороший вариант, то подумаю. А задние - четырехполосные овалы 6*9, только вот не знаю как они будут сочетатся в комплексе - двухполосный фронт и черытехполосный затылок icon_question.gif icon_question.gif icon_exclaim.gif

ЧЕм руководствовался в выборе? Ну хочется и нормальную систему и нету возможности выделить на это много деньгов, но признаюсь, что покупая динамики,опирался в основном на совет продавца, больше никто не мог что-то определенное подсказать.
Может кто подробно как усилить заднюю полку СВОИМИ руками - хочу попробовать icon_question.gif icon_question.gif icon_lol.gif

Доброго всем времени суток icon_biggrin.gif
Сорри пару дней на этот форум не заглядывал, грешен, каюсь.

Виталиуc ты просил мои координаты, кидаю
e-mail:jerode_fox@simferopol-ua.com
icq#:94399602
мыло возможно в скором времени (1-2 месяца) поменяется в связи со сменой провайдера, а вот номер аськи менять не собираюсь.
Ты спрашивал каким макаром укрепить заднюю полку в девятке? Я бы на твоем месте не укреплял ее, а изготовил новую из клееной березовой фанеры 15мм.
Для этого понадобиться кусок фанеры примерно в 2-2,5 раза больший по площади чем заводская полка, электко-лобзик, дрель, сверла по дереву, простой карандаш, клей ПВА, возможно еще какой ни будь клей или герметик и некоторое количество свободного времени и терпение.
Снять с торсионов родную полку и внимательно ее осматриваешь, я плохо помню ее конструкцию, если рельефный рисунок (вогнутости, выпуклости, ребра жесткости) заводской полки позволяют наложить с тыльной стороны (та которая смотрит в багажник) цельный кусок фанеры с незначительными пропилами под динамики и ребра жесткости заводской полки -прекрасно! если нет то ее придется изготовить заново.
Вариант 1: Усиливаем заводскую полку. Для этого необходимо снять с заводской полки лекала на картон или ватман, только так чтобы бы вырезанные по ним фанерные заготовки бел излишнего насилия ложились на тыльную сторону полки.
Поскольку вес динамиков может быть достаточно большим, а при работе особенно при отыгрывании динамиками низкочастотного диапазона нагрузка на детали полки будет существенно возрастать и одного слоя фанеры может оказаться недостаточно. Следовательно чтобы не испытывать судьбу укреплять полку двумя слоями фанеры нужно с самого начала. icon_biggrin.gif Только вот один нюанс, второй слой фанеры вырезается по темже лекалам с возможной их корректировкой. Чтобы снизить вес готового изделия не в ущерб ее прочности во втором слое фанеры рекомендую сделать небольшие вырезы (форму необходимо смотреть на месте), вырезы эти не должны быть слишком большими по размеру дабы не снижать жесткость конечного изделия.
Итак после определенных мучений с электролобзиком мы получили две фанерные заготовки, теперь их необходимо склеить между собой, для этого превосходно подходит клей ПВА. Перед склеиванием рекомендую наложить фанерки одна на одну засверлить по периметру несколько отверстий под тонкие саморезы, которые при склеивании сыграют роль направляющих, чтобы половинки под грузом не сместились. Склеиваемые поверхности очистить от пыли, слегка пройтись не грубой наждачкой, разболтать клей ПВА и широкой кистью ровным тонким слоем нанести на склеиваемые поверхности. Получившийся сырой "бутерброд" стянуть направляющими саморезами, положить на ровную поверхность, сверху положить груз. В качестве груза можно использовать разобранные гантели, блины от штанга, мраморные или гранитные плиты, накрайняк 3-х литровые бутыльки наполненые водой. Дать просохнуть "бутерброду" примерно сутки. После высыхания "бутерброда" рекомендую обработать фанеру по торцу, масляным или яхтовым лаком, это существенно снизит вероятность расслоения фанеры при перепадах температуры и повышенной влажности.
Теперь полученную фанерную полку необходимо приклеить к тыльной стороне родной, заводской полки. Я очень смутно помню материал из которого она сделана, поэтому конкретный клей посоветовать не могу icon_sad.gif но процедура наклейки будет сильно напоминать склейку бутерброда, то есть придется тоже использовать груз.

Отверстия под динамики лучше вырезать отдельно в заводской полке и бутерброде до из склейки, так будет легче. Для этого на электро-лобзик придется поставить полотно по металлу при пропиливании заводской полки, а при работе с фанерой полотно, не дающее сколы с обоих сторон, для работы с ламинатом (ламинированое ДСП). Лобзик при распиловке фанеры должен работать на высоких оборотах, и не надо сильно торопиться, лучше медленнее, но аккуратнее.
Дырки под саморезы крепления динамиков сверлятся только после окончательной склейки полки, недольшого диаметра, сверлом по дереву. Штатные саморезы (по металлу) придется заменить на саморезы такого же сечения, с такой же шляпкой, но по дереву или гипсокартону.

Вариант 2: Процесс изготовления полни аналогичен описанному ранее, только в силу того что фанерные болванки не удалось наклеить на заводскую полку из-за ее рельефности, вновь изготовленную полку, придется обтянуть карпетом, ковролином или кожзамом, по желанию заказчика. А также продумать крепление вновь сделанной полки к торсионам (такие фигни напоминают по внешнему виду амортизаторы).

SOUNDMASTER сказал правильно, в Блюз-Мобиле работают очень не глупые ребята, вопрос в том сколько денег они запросят за свою работу. К ним все равно нужно будет обращаться по поводу грамотной установки фронтальной акустики, а вот шумку кузова можно сделать и самому, выходит намного дешевле. И еще такой немало важный факт, при обработке кузова, рекомендую пользоваться мастикой хотя бы первый слой к металлу кузова, почему именно мастикой я писал в теме "Музыка в копейку". Дело в том что вибромат или как он тама называется при перепадах температур, особенно через годик эксплуатации, на летней жаре может начать отклеиваться, последующее попадание конденсата влаги в эти полости вызовет ускоренное старение и разрушение лакокрасочного покрытия, а затем ускоренную коррозию металла. А так как кузова наших автомобилей, в отличие от иномарок не могут похвастаться оцинкованным железом кузова, данный аспект становится довольно актуальным.
Если хочешь я тебе скину статейку, описание моих мытарств, при нанесении антикоррозийного покрытия на днище автомобиля, все то, что тама написано применимо и к салону.

P.S. почту проверять каждый день не всегда получается, так что если что, пиши на форуме.

Вдогонку скорее не по теме данного топика, а в качестве познавательной информации к размышлению! icon_rolleyes.gif
В отношении кар-аудио, или говоря нормальным русским языком, в автомобильных аудио системах 90% сгоревших и вышедших из строя динамиков приходится на МАЛОмощные усилители и только 10% на совокупность мощных усилителей, корявых рук установщиков и пользователей!
И причиной этому то что от встроенного в магнитолу мостового усилителя H-класса с питанием 12V мы хотим получить как минимум 50-60W реальных, а не написанных в рекламном проспекте! icon_evil.gif А в реальности дело обстоит немного по другому, дело в том, что в силу своей внутренней схемотехники усилители H-класса накапливают ток на питающих конденсаторах (емкостях) и на пиках "подбрасывающих" напряжение ( если не ошибаюсь в 1,4 раза - корень квадратный из 2), дополнительно к емкостям на микрухах при высоком уровне входного сигнала (на пиках) открывается дополнительный канал питания +/- 30V (через встроенный преобразователь), что на очень короткое время позволяет при разумном значении нелинейных искажений выдать на акустику те самые пресловутые 45-50W. Но так как внутреннее пространство магнитолы не позволяет реализовать полноценный преобразователь питания (поднять напряжение трансформатором можно только по переменному току), то реализовать полноценный усилитель класса АВ просто не реально. Реальная номинальная мощность (RSM) большинства современных магнитол при напряжении питания 14,4V (при работающем генераторе) составляет 27-29W, а при 12V 24-25W.
А при выкручивании ручки громкости более чем на 2/3 на выходных каскадах начинает резко расти количество нелинейных искажений, что на слух выглядит как хрипы в низкочастотном диапазоне и скрипению на высоких, и как результат этих экспериментов пара сгоревших овалов с номинальной мощностью 55-60W, а у пользователя округляются глаза до размера полтинников, как так ведь маг всего по 27W выдает?! icon_confused.gif
И для сравнения если взять честный усилитель - приличных размеров ящик, куда больше чем магнитола, а предохранитель там стоит на 30-35А, а не 10-15 как в магнитоле, и выдает то он всего 30-35W на каждый из 4 каналов, но очень реальных и честных 30W, то вы заметите огромную разницу в звучании, отдаче динамиков!

И еще касательно овалов. Дело в том что большинство овалов заточено для установки в заднюю полку автомобиля и игре на отражение от заднего стекла, так что при прямом прослушивании на стенде уровень ВЧ диапазона может бать довольно сильно приподнят, что сразу бросается в глаза и отбивает всякое желание брать эту акустику!
Стекло, и еще в большей степени тонировочная пленка способствует частичному поглощению и рассеиванию ВЧ частот.
Об этом знают довольно немногие продавцы в магазинах, которые могут нормально объяснить природу данного явления, остальные же и чтобы впарить покупателю ту или иную модель овалов просто корректируют звук тембра-блоком.
Мой вам совет на будущее, хотите узнать реальное звучание аппарата или акустики, слушайте их с отключенным тембра-блоком и тогда все станет предельно ясно, на что способна магнитола и акустика.

Jerode писал(а):
.


Ну ты тут прямо шаровой ликбез устроил. И не лень столько набирать? icon_rolleyes.gif icon_lol.gif

SOUNDMASTER писал(а):
Ну ты тут прямо шаровой ликбез устроил. И не лень столько набирать? icon_rolleyes.gif icon_lol.gif

Если честно, то лень icon_confused.gif но просто, когда я в первые попытался установить аудио систему в машину, такой хреновины напорол, что по сей день расхлебываю, и тогда некому мне было подсказать как правильно сделать те или иные работы icon_sad.gif так что вот теперь по мере сил и возможностей стараюсь уберечь таких же как и я, от не однократного наступания на те же грабли!
Любые знания и навыки приходят с опытом, пусть и не очень большой, но такой опыт я накопил, а где моих познаний и навыков не хватает, я обращаюсь за помощью к нормальным специалистам, которые по мере сил и возможностей помогают словом и делом и я им за это очень благодарен.

Одним словом, делай добро и бросай его в воду icon_lol.gif

Динамики в переднюю панель

Anonymous писал(а):
Передние динамики-двухполосники-...,блин из памяти выпало, по-моему 13 см, в общем они без проблем влезут в переднюю панель, и честно говоря я их туда и рассчитываю поставить, т.к. не хочу лезть к дверям, да и как говорил уже, слабоват я в этом.

Чета я немного не понял, мне конечно редко доводиловь ездить в девятке, но неприпомню я чтобы там в торпеде были места под установку динамиков, а если там стоит торпеда от 15-й то тем более штатное место установки фронтальной акустики накладные карманы на двери и звучит она там жутко глухо если не заморачиваться на ориентируемые подиумы.
Если есть возможность кинь фотку на форум, посмотрим че там у тебя за торпедо.

Посмотрел топеду девятошную, и места под динамики, одним словом Г с большой буквы icon_evil.gif хуже только в 2105-07, производитель явно не был знаком с азами акустики icon_eek.gif . При установке динамиков в штатные места, рискуете просто не услышать половину звукового спектра, будет слышно бум-ца, бум-ца, бум-ца-ца... icon_confused.gif возможно к этой каше добавиться еще немного верхов и серединки. Так что в девятке, только в передние двери!

Jerode писал(а):
Посмотрел топеду девятошную, и места под динамики, одним словом Г с большой буквы icon_evil.gif хуже только в 2105-07, производитель явно не был знаком с азами акустики icon_eek.gif . При установке динамиков в штатные места, рискуете просто не услышать половину звукового спектра, будет слышно бум-ца, бум-ца, бум-ца-ца... icon_confused.gif возможно к этой каше добавиться еще немного верхов и серединки. Так что в девятке, только в передние двери!


Что и требоволось доказать. icon_biggrin.gif
Кстати "бум" там наверное не услышишь. Только дребезжание панели и гнусавую середину. [/img]

Блин, не могу войти под своими позывными, какой-то Хенде Хох прямо!!! icon_evil.gif
Если не узнали, это Виталиус!!! Здравствуйте icon_smile.gif
Jerode, пасиба за подробные консультации и за интересные ссылки!!! icon_biggrin.gif icon_biggrin.gif icon_eek.gif
По поводу письма - то я так понимаю все таки лучше расположить тыловые овалы не под углом, а стандартно, продольной осью параллельно по отношению к фронту icon_question.gif
А вообще изменение угла расположения овалов каким макаром влияет на распространение звука, ведь звук волна отражается от заднего стекла и распространяется по салону? Приблизительно представляю, но очень хотел бы услыщать ваше мнение ?
Насчет тылов хочу спросить вот что. я тут пару дней походил, прикинул - а что, если взять один лист фанеры, снизу, другой сверху, а между ними расположить полку, ну естественно подогнав фанеру соответственно декоративным изгибам и ребрам жесткости, приклеить фанеру(и сверху и снизу), как писал Jerode(под пресом и т.д.), закрепить это все дело саморезами через равные промежутки?
Только вот не могу никак придумать,как заменить держатели полки, которыми она вставляется в боковые стенки багажника - те что сейчас стоят - из пластмассы, уже гнутся и прогибаются, хотя я всего лишь пару раз снял полку, когда груз перевозил. Думаю может эти пластмаски выломать, и найти на базаре какие то металлические заменители?
icon_idea.gif Тогда их можна было бы закрепить между двумя листами фанеры???
Насчет фронта Вы меня переубедили, попробую поставить в двери.Я так не хотел к ним лезть. icon_sad.gif Но не знаю самому делать или лучше у спецов,ведь это работа потоньше, чем усиление полки???Да и Jerode, по моему,советовал с фронтом ехать к профи?

По поводу питания магнитолы-из "Музыку в "копейку" я понял, что при таком подключении надо обязательно предохранитель специальный? Но честно говоря я себе слабо представляю как это по уму сделать, у меня магнитола на евроразьеме, то получается что провода питания от "папы" надо вывести прямо на аккумулятор через предохранитель?
Пасиба за советы icon_biggrin.gif .С нетерпением жду новых icon_lol.gif

Прежде чем что-то делать, заскочи в отделение Блюз-Мобиля (SOUNDMASTER давал ссылку), и проконсультируйся там по поводу задней полки и подиумов в передние двери, может ребята тебе подскажут по месту, что и как лучше сделать, заодно узнаешь и цены.

Jerode писал(а):
Прежде чем что-то делать, заскочи в отделение Блюз-Мобиля (SOUNDMASTER давал ссылку), и проконсультируйся там по поводу задней полки и подиумов в передние двери, может ребята тебе подскажут по месту, что и как лучше сделать, заодно узнаешь и цены.


Я могу предсказать, что там скажут по поводу задней полки - ЕЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ. ПО крайней мере для блинов. Любая широкополосная тыловая подзвучка непоправимо разрушит звуковую сцену. И если вы не любитель дискотеки и хотите СЛУШАТЬ МУЗЫКУ то все-таки поговорите со специалистами.

Это статья для начинающих из одного автозвукового журнала:


Структура аудиосистемы.

Мы продолжаем публикации серии «Спросите мастера», и на сей раз наша тема – вопрос правильного выбора структуры вашей автомобильной аудиосистемы. Как показывает опыт, неосведомленность в самых банальных звуковых истинах приводит к тому, что на ветер выбрасываются десятки, сотни, тысячи вечноусловных и вечнозеленых единиц, а результаты – все равно плачевны. Нет звука, испорченные нервы, потраченное время... Чтобы избежать досадных разочарований, уделите несколько минут чтению, и это будет не зря потраченное время, так как даже заочная консультация НАСТОЯЩЕГО специалиста способна развеять многие мифы и бредни, распространяемые недобросовестными «кустарными» установщиками и мастерами – «криворучками». Доверять или нет – ваше дело, все равно – рано или поздно – человек приходит сам к правильным ответам. Вопрос только в том, чтобы это случилось все-таки «рано», а не поздно – причем с минимальными затратами. Так что подумайте, – стоит ли самому наступать на весьма недешевые грабли, да еще и за свой счет? Если –нет – то вперед, к музыке!

перед тем, как приступить непосредственно к разговору, мы хотели бы сначала уточнить, что на сегодняшний день существует несколько основных вариантов построения аудиосистемы.

1. Классическое стерео. До сих пор большинство специалистов и аудиолюбителей считает, что МУЗЫКУ лучше всего слушать именно в двухканальном формате. И если уж быть точными, то еще и в трифоническом – когда к двухканальной системе на самых низких частотах присоединяется сабвуфер.
2. Мультимедийные системы с количеством каналов 4.1, 5.1, 6.1 и т.д. – на сколько хватит фантазии и средств. Обычно это автомобильные «домашние кинотеатры».

Сегодня мы будем говорить об основах построения автомобильной аудиосистемы только в первом варианте, то есть стерео. Тема многоканального воспроизведения в автомобиле гораздо более сложна и неоднозначна (и одновременно интересна), так что ей тоже придется уделить самое пристальное внимание, но это – в будущем...

А пока (уже во второй раз) у нас в гостях многократный чемпион Украины и России, обладатель кубков чуть ли не всех версий соревнований по автозвуку Геннадий ДОЛЯ, – руководитель киевской студии «Блюзмобиль», а также глава украинского SPL-клуба. Итак, – занятие второе.

В одном из предыдущих номеров мы сформулировали основные требования к высококачественной автомобильной стереосистеме и определили задачи, выполнение которых позволит такую систему создать. Напомним совсем коротко, – для создания качественной автомобильной аудиосистемы необходимо:
1. Определиться со структурой и составом создаваемой аудиосистемы;
2. Правильно подобрать компоненты;
3. Качественно установить музыкальную систему в автомобиле.
Все три составляющие имеют важнейшее значение! Невыполнение хотя бы одной из них неизменно повлечет катастрофические последствия, – затея получить хороший звук с треском провалится.
Хорошо подобранные и очень качественные компоненты могут играть вполне посредственно или вообще не играть, если установить их неправильно. С другой стороны, даже великие мастера-инсталляторы не получат хороший результат, если будут создавать систему из составляющих низкого уровня.
Начинать все же следует с определения структуры, конфигурации будущей системы – с самого начала.

А сначала было МОНО – воспроизведение записанного на пленку звука одним каналом, –
фактически из одной точки.
Попытки обеспечить пространственность воспроизводимой фонограммы привели к созданию в 30-е годы прошлого столетия формата «стерео» (от греческого stereos –пространственный, объемный). Изначально этот термин использовался для названия многоканальной записи: первые эксперименты с объемным звучанием проводились с тремя
каналами. Окружающий звук в кино (даже если там использовалось шесть дорожек) тоже
долгое время назывался «стерео». Ассоциация слова «стерео» именно с двухканальными
фонограммами была вызвана тем, что первые стереопластинки и появившееся в 1961 году стереофоническое FM-радиовещание были именно с двумя каналами. Однако в кинопроизводстве еще долго пользовались термином «стерео» для названия многоканальной фонограммы к фильмам. Даже 4-канальная система Dolby, начавшая распространяться в 1976 году, называлась «Dolby Stereo». А вот в наше время термин «стерео» у большинства ассоциируется именно с двумя каналами.Так что давайте не будем устраивать революцию в умах и согласимся: стерео – это формат, при котором звук воспроизводится двумя каналами – левым и правым.

Так что же нужно для создания стереосистемы вообще, а автомобильной – в частности?
Нужен источник сигнала, усилитель этого сигнала до уровня, необходимого для нормальной работы динамиков, и пара этих самых динамиков.
Применительно к автомобилю, источник и усилитель – это традиционная магнитола, а простейшая схема стереосистемы выглядит так:

Схема эта, кстати, достаточно распространенная, имеющая свои достоинства и недостатки. Основное достоинство – минимум компонентов и, соответственно, невысокая стоимость. Играть такая система может довольно прилично, но негромко. Мы уже отмечали, что сигнал должен быть усилен до уровня, достаточного для нормальной работы акустических систем. Так вот, в данной конфигурации уровня сигнала как раз будет недостаточно. Дело в том, что надпись на любой современной автомагнитоле, например, 4 х 50 Вт – не более чем маркетинговый ход, которым пользуются практически все производители. Реально «номинальных», то есть неискажённых Ватт так 15-18, – и это еще хороший «магнитольный» усилитель. Думаю, многим приходилось слышать рассказ начинающего любителя автозвука: «Купил магнитолу 4 х 50 Вт, мощные динамики (например, ”блины” размером 6 х 9” по 300 Вт), а они оказались слабыми. Хрипят!» Традиционное заблуждение! Динамики здесь совершенно не виноваты. Для того, чтобы эти динамики играли хорошо и громко, на них нужно подать достаточно мощный сигнал. Может, заявленных 50 Вт как раз хватило бы, но магнитола на такой мощности выдает сигналы, далекие от музыкальных. Искажения на полной громкости настолько велики, что именно эти «хрипы» и воспроизводятся ни в чем не повинными динамиками. «Этот стон у нас песней зовётся…»
Вывод: для качественного звука нужен дополнительный усилитель, например, 2-х канальный (мы ведь рассматриваем стереосистему, а она подразумевает воспроизведение звука двумя каналами). Одна из аксиом автозвука: серьезная музыкальная система начинается с установки дополнительного усилителя мощности и выглядит так:

Ну вот, казалось бы, наконец, получили полноценную систему. Все!
К сожалению, не все.
Стандартные по размеру динамики по своим конструктивным особенностям не в состоянии воспроизводить самую низкую часть музыкального спектра. И в домашних, и в автомобильных системах эта задача возлагается на сабвуфер ( англ. «subwoofer»: sub – под, суб; woofer – басовый, т.е. низкочастотный громкоговоритель, если объеденить то – субнизкочастотный громкоговоритель), который доносит до нашего слуха и других органов звучание самых низких басовых инструментов. Очень распространённое и, естественно, ошибочное мнение: «Люблю слушать спокойную музыку, поэтому сабвуфер, от которого «крышу сносит», мне не нужен». «Сносить крышу»- не основная и далеко не единственная задача сабвуферного звена. Думаю, нетрудно представить себе такую картину. Вы слушаете в концертном зале «живой звук», и вдруг умолкает контрабас, а барабанщик перестает стучать в бас-барабан. Это вряд ли понравится даже тем, у кого в детстве медведь потоптался по органам слуха.
Аналогичная ситуация с аудиосистемой без сабвуфера: вы просто не будете слышать часть воспроизводимой фонограммы, причем очень значительную часть. Поэтому для качественной музыкальной системы как минимум нужен хотя бы один сабвуфер и ещё один канал усиления. «Но как же стереокартинка, создаваемая двумя каналами?» – спросите вы. Введение в систему третьего, басового канала стереоэффект не разрушает, даже если сабвуфер располагается сзади (в автомобиле – чаще всего в багажнике). Дело в том, что частоты ниже 70 – 80 Гц не информативны, то есть не локализуются и не «тянут» на себя информацию. Стереоэффект на этих частотах тоже не работает, поэтому на практике чаще всего используется один сабвуфер, на который подаётся монофонический сигнал повышенной мощности.

Совсем уже полноценная схема выглядит так.
СХЕМА 3

Это – минимальная схема, в которой чаще всего используется 4-х канальный усилитель, два канала которого подключены к фронтальной акустике, а два других соединены мостом и обеспечивают работу сабвуфера. Достоинства такой схемы очевидны: небольшое количество компонентов позволяет существенно сэкономить на расходах.
В более «навороченных» системах применяются два и более усилителя мощности, компонентная акустика, несколько сабвуферов,различные дополнительные устройства – активные и пассивные кроссоверы, эквалайзеры, процессоры звуковых сигналов, буферные конденсаторы и т.д. Список этот полным не будет никогда и зависит от поставленных задач, желания и возможностей. Тема эта тоже бесконечна, мы к ней регулярно будем возвращаться. В отведенных для нас рамках этого номера мы рассматриваем общие, базовые понятия, минимально необходимые условия для получения полноценного звука.
Ну и совсем уж традиционные вопросы: «А что же, задние динамики совсем не нужны? А как же задняя полка? Как же надпись на магнитоле 4 х 50? Зачем четыре? Как понять производителей акустики, которые упорно и в больших количествах выпускают динамики размером 6 х 9 дюймов, так называемые «лопухи» или «блины»?
Да, действительно, в формат высококлассной стереосистемы полноценные задние динамики не вписываются. Их производство и популярность объясняется несколькими причинами.
1. Задняя полка, особенно в кузовах типа «седан», – удобное место для размещения динамиков. В автомобилях «удобных» мест немного, поэтому часто динамики ставят «куда влезут», а не туда, где они оптимально будут звучать.
2. Иллюзия так называемого «объемного» звука. Различные инструменты и исполнители не просто слышатся «откуда попало», но чаще всего вообще не локализуются Невозможно понять – откуда исходит этот звук. Чаще всего неграмотную бездарную установку динамиков оправдывают понятием «объемный звук». А истина проста: динамики ставят туда, куда удобно, чаще всего пренебрегая результатом.
И все-таки мы не станем категорически утверждать, что тыловые динамики в серьезных автомобильных стереосистемах не устанавливаются вообще. Есть такое понятие «тыловая подзвучка» – создание эффекта отраженного сигнала, грамотное применение которого позволяет достаточно реально передать атмосферу «живого» концертного зала. Задача создания правильной подзвучки не так проста, как может показаться на первый взгляд.
О том, как правильно организовать себе «крепкий надежный тыл» – в ближайших номерах.

SOUNDMASTER спасибо за статейку, очень грамотно написана, а главное без лишнего груза, когда то читал нечто подобное, но ссылки по глупости потерял при переустановке Виндов. А автору топика, да и всем заходящим посмотреть этот топик, будет интересно это почитать

SOUNDMASTER писал(а):
Я могу предсказать, что там скажут по поводу задней полки - ЕЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ. ПО крайней мере для блинов. Любая широкополосная тыловая подзвучка непоправимо разрушит звуковую сцену. И если вы не любитель дискотеки и хотите СЛУШАТЬ МУЗЫКУ то все-таки поговорите со специалистами.

В этом случае автору топика все таки стоило вначале получить квалифицированную консультацию профессионала, а затем уже брать динамики, в идеале для начала двух полосный компонентный фронт с мидбасами 16-17см., или на крайняк если уже есть 2-х полосные коаксиалы на 13-17см. докупить к ним компонентные пищалки.
Но вопрос был задан, когда все компоненты системы уже были приобретены, из этого и исходим. Полку я бы все таки изготовил заново целиком из фанэйры, предварительно продумав систему ее крепления.

Вот статейка по разновидностям силовой арматуры, и применению ее в цепях питания автомобильных аудио систем http://www.avtozvuk.com/az/AZ_9/p44_49.htm

Продолжаю снабжать читателей интересными ссылками icon_wink.gif обязательно посетите сайт Железного Шихмана http://www.bluesmobil.com/shikhman/ особенно рекомендую почитать Автозвук: устанавливаем сами, оглавление темы находится вот на этой страничке http://www.bluesmobil.com/shikhman/arts/index.htm

SOUNDMASTER писал(а):
Jerode писал(а):
Прежде чем что-то делать, заскочи в отделение Блюз-Мобиля (SOUNDMASTER давал ссылку), и проконсультируйся там по поводу задней полки и подиумов в передние двери, может ребята тебе подскажут по месту, что и как лучше сделать, заодно узнаешь и цены.


Я могу предсказать, что там скажут по поводу задней полки - ЕЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ. ПО крайней мере для блинов. Любая широкополосная тыловая подзвучка непоправимо разрушит звуковую сцену. И если вы не любитель дискотеки и хотите СЛУШАТЬ МУЗЫКУ то все-таки поговорите со специалистами.


ну-ну, клоун, подвучки широкополосной не должно быть... icon_eek.gif icon_lol.gif icon_lol.gif

Мракобес писал(а):

ну-ну, клоун, подвучки широкополосной не должно быть... icon_eek.gif icon_lol.gif icon_lol.gif


Ты еще тут? Ну расскажи нам, раз ты такой специалист про тыловую подзвучку, про то какой у нее должен быть уровень относительно фронта, и на каких частотах сверху и снизу нужно обрезать, а также почему она предпочтительней в моноварианте? А также почему ее никогда не будет в машине человека со слухом, соревновательной машине, и машине, кооторую будет делать любой серьезный установочный центр (если это конечно не домашний кинотеатр на колесах). Почему среди всех специалистов, тыловая подзвучка считается просто плохим тоном и показателем низкого уровня профессионализма, почему с тылом никогда не получится звуковой сцены и картинка будет непоправимо разрушена. И вообще лучше не позорся, этой фразой ты опустил себя на несколько порядков ниже, как в моем представлении так и в представлении других участников форума, которые в этом разбираются. icon_twisted.gif Причем ты сам прокололся, никто тебя за язык не тянул. icon_rolleyes.gif

SOUNDMASTER писал(а):
Ну расскажи нам, раз ты такой специалист про тыловую подзвучку, про то какой у нее должен быть уровень относительно фронта, и на каких частотах сверху и снизу нужно обрезать, а также почему она предпочтительней в моноварианте? А также почему ее никогда не будет в машине человека со слухом, соревновательной машине, и машине, кооторую будет делать любой серьезный установочный центр (если это конечно не домашний кинотеатр на колесах). Почему среди всех специалистов, тыловая подзвучка считается просто плохим тоном и показателем низкого уровня профессионализма, почему с тылом никогда не получится звуковой сцены и картинка будет непоправимо разрушена. И вообще лучше не позорся, этой фразой ты опустил себя на несколько порядков ниже, как в моем представлении так и в представлении других участников форума, которые в этом разбираются. icon_twisted.gif Причем ты сам прокололся, никто тебя за язык не тянул. icon_rolleyes.gif

SOUNDMASTER какая же ты зануда! Ты прикинь в уме или на листочке, каково соотношение "ухастых" профессионалов и просто людей которые слушают в машине музыку по пути на работу, домой и тп.
Про соревновательные машины я вообще промолчу, так как в обычной жизни найдется не так уж и много желающих слушать это скопище "правильно" установленных компонентов! в большинстве своем мы боремся за чистый, не искаженный, комфортный звук и пусть при этом не каждый сможет построить систему с правильно сориентированной сценой - главное чтобы звук был комфортным для пользователя этой машины

Jerode писал(а):

SOUNDMASTER какая же ты зануда! Ты прикинь в уме или на листочке, каково соотношение "ухастых" профессионалов и просто людей которые слушают в машине музыку по пути на работу, домой и тп.


Зануда, это ты. Я объясняю дилетанту, что правильный акустически вариант, это когда нет никакой подзвучки сзади, просто он этого не знает и нападает на меня, думая, что прав. Другой вопрос для чего ставится музыка - для фона и дискотеки, или для аудиофила, меломана, просто любителя HI-FI. Если человек тратит на звук более 1 тыс у.е., то тыл ему нормальный инсталлятор не поставит. ЭТО ИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ. Про обывателя я не говорю.

У тебя неправильная информация по соревнованиям. Люди ставят себе качественный звук, и иногда заезжают на соревнования, между собой посоревноваться. И не у многих бюджет больше 1000$. Просто они ХОТЯТ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ КАЧЕСТВЕННО! Так же как и дома, а может даже лучше. Ставят ее сами, либо с чьей-то помошью. И на нормальных соревнованиях встречаются именно те машины, звучание которых обычно понравится ВСЕМ (к ЕММЕ это не относится). И естественно на соревнованиях учитывается сцена, тональный баланс, количество резонансов, микро и макродинамика, натуральность передачи инструментов и други параметры - но это и есть КОМФОРТНОСТЬ ЗВУЧАНИЯ. Но опять же, тут люди стремятся к идеалу, и чем ближе к нему будет любой из нас, тем для нас же и лучше. В разумных пределах, конечно, но тыловые динамики точно сюда не вписываются.

Я рад за тебя если ты счастливый обладатель двухместного купе, а нам простым смертным иногда приходится ездить и на заднем сидении в качестве пассажиров, и вот тут и всплывает потребность в тыловой акустике для широких масс населения icon_lol.gif
Кроме того, на соревнованиях довольно часто попадаются машины с тыловой акустикой (в классе новичек и любитель), и даже занимают призовые места, если только не теряют слишком много балов на отсутствии фотоальбома, не эстетичности инсталляции и прочих мелочах.

Jerode писал(а):
Я рад за тебя если ты счастливый обладатель двухместного купе, а нам простым смертным иногда приходится ездить и на заднем сидении в качестве пассажиров, и вот тут и всплывает потребность в тыловой акустике для широких масс населения icon_lol.gif


Это не зависит от конструкции машины. Если у меня есть пассажиры, это не значит, что я должен портить себе сцену. Хотя ты прав, если поставить в двери и включить не громко, то может бюыть. Просто речь шла про ОСНОВНУЮ СИСТЕМУ. И товарищ мракобес отдает в ней блинам чуть ли не равноценную фронтам роль.

Jerode писал(а):
Кроме того, на соревнованиях довольно часто попадаются машины с тыловой акустикой (в классе новичек и любитель), и даже занимают призовые места, если только не теряют слишком много балов на отсутствии фотоальбома, не эстетичности инсталляции и прочих мелочах.


Я просил не говорить про ЕММУ. эТО НЕ СОРЕВНОВАНИЯ, А ПОКАЗУХА. На нормальных соревнованиях (SPL, FSQ) СЛУШАЮТ ТОЛЬКО ЗВУК, инсталляция никакого значения не имееет, как впрочем и ее цена. И я еще не видел и не судил машин со включеным тылом. Победное место ей будет не по зубам.

SOUNDMASTER писал(а):
Мракобес писал(а):

ну-ну, клоун, подвучки широкополосной не должно быть... icon_eek.gif icon_lol.gif icon_lol.gif


Ты еще тут? Ну расскажи нам, раз ты такой специалист про тыловую подзвучку, про то какой у нее должен быть уровень относительно фронта, и на каких частотах сверху и снизу нужно обрезать, а также почему она предпочтительней в моноварианте? А также почему ее никогда не будет в машине человека со слухом, соревновательной машине, и машине, кооторую будет делать любой серьезный установочный центр (если это конечно не домашний кинотеатр на колесах). Почему среди всех специалистов, тыловая подзвучка считается просто плохим тоном и показателем низкого уровня профессионализма, почему с тылом никогда не получится звуковой сцены и картинка будет непоправимо разрушена. И вообще лучше не позорся, этой фразой ты опустил себя на несколько порядков ниже, как в моем представлении так и в представлении других участников форума, которые в этом разбираются. icon_twisted.gif Причем ты сам прокололся, никто тебя за язык не тянул. icon_rolleyes.gif



Сходи в концертный зал, а потом послушай свою "сцену"
"Картинка"? это ты лучше расскажи чем сцна формируется.

Почеу "не будет" - ну потому что некоторые божатся сертификастом судей каких-то соревнований. "плохой тон" Это к музыке не относится. Установщики - установщиками, у них свои правила.

Ты всё более и более вырисовываешься как некто, загруженый шаблонами, проспектами, статями, цитатами и т.д. по самое нехочу.

SOUNDMASTER писал(а):
Я просил не говорить про ЕММУ. эТО НЕ СОРЕВНОВАНИЯ, А ПОКАЗУХА. На нормальных соревнованиях (SPL, FSQ) СЛУШАЮТ ТОЛЬКО ЗВУК, инсталляция никакого значения не имееет, как впрочем и ее цена. И я еще не видел и не судил машин со включеным тылом. Победное место ей будет не по зубам.

И что ты прицепился к тыловой акустике?! Между прочим с помощью именно тылов можно сделать сцену намного глубже, только придется очень повозиться с временными задержками (фазовым сдвигом), эта проблема довольно легко решается с помощью процессора, но звук после него становится каким то пластмассовым, не живым! Так что приходится мутить с кроссоверами и переполюсовкой (разворотом фазы на 180 градусов)

Мракобес писал(а):

Сходи в концертный зал, а потом послушай свою "сцену", дурачёк.
"Картинка"? это ты лучше расскажи чем сцна формируется..


Не смеши звукорежиссера концертным залом. Когда в концертном зале часть МУЗЫКАНТОВ ПОСАДЯТ ПОЗАДИ КРЕСЕЛ, тогда ты поймешь, что такое разрушенная сцена.

Цитата:

Ты всё более и более вырисовываешься как некто, загруженый шаблонами, проспектами, статями, цитатами и т.д. по самое нехочу.

Специалисты для того и существуют, чтобы учить таких как ты неучей. Лучше бы слушал и учился, чем как зашореный селюк козырять своей безграмотностью.

Цитата:

И что ты прицепился к тыловой акустике?! Между прочим с помощью именно тылов можно сделать сцену намного глубже, только придется очень повозиться с временными задержками (фазовым сдвигом), эта проблема довольно легко решается с помощью процессора, но звук после него становится каким то пластмассовым, не живым! Так что приходится мутить с кроссоверами и переполюсовкой (разворотом фазы на 180 градусов)

Я полностью с тобой согласен, пора это давно понять!
Я пытаюсь раззомбировать сельского мастера Мракобеса, который не желает вникать голосу разума, думая что он мастер из мастеров, так как научился ставить блины в полку!


http://www.avtozvuk.com/articles/rear/index.htm

Тыл

Но вначале давайте расставим стратегические приоритеты. Тылом имеет смысл заниматься только после того, как стабилизируется положение на фронте и будут одержаны важные победы: получена гладкая частотная характеристика фронтальной акустики, сформирована звуковая сцена, решен вопрос с басами. Только после этого можно обращаться к тыловым каналам, ибо роль их в качественной мобильной установке - существенно вторичная.

И еще: сразу оговоримся, что речь пойдет о тыловой акустике, поддерживающей звуковую картину для сидящих на переднем сиденье, а не о системе обслуживания задних пассажиров.

Нравится нам это или нет, но в традиционном виде автомобильная аудиосистема настроена именно на эту часть населения, находящегося на борту. Случай лимузинов и членовозов здесь не рассматривается - там совсем другие критерии и решения.

Теперь картинка, олисестворяющая предмет устремлений при построении тыловых каналов. Она изображает акустическую обстановку в реальной жизни и перенесена сюда не откуда-нибудь, а из официального издания "Руководства для судей на соревнованиях IASCA" (Official IASCA Competitor Judging Handbook), стр. 87, где она помещена с подписью "Идеальная звуковая сцена". В реальном зале большая часть звука приходит к слушателю непосредственно. В то же время часть его отражается от стен и других "местных предметов". И хотя интенсивность отраженных звуков намного уступает интенсивности прямых, именно отзвуки создают ощущение богатого, наполненного звукового поля, претендующего на сходство с реальным.
Тыловая часть звукового поля в машине должна быть именно добавкой к основному (т.е. фронтальному) звуку, а не давать самостоятельный звук. В этом смысле стихийно родившийся у нас термин "подзвучка" уступает по семантической состоятельности английскому "rear-fill", т.е. "тыловое заполнение", но тут уж ничего не сделаешь... В техническом смысле термин "тыловая подзвучка" означает звуковое поле, воспроизводимое вспомогательными громкоговорителями, расположенными позади слушателя. Целью подзвучки является добавить глубины и реализма звучанию основной (фронтальной) акустической системы.



Распространенное заблуждение, что сзади должна стоять мощная широкополосная акустика, является своего рода атавизмом того периода развития автостерео, когда наиболее подходящим местом для установки динамиков считалась задняя полка. До сих пор, надо заметить, многие автомобильные производители, не желая себя обременять компоновочными проблемами, неизбежно связанными с установкой качественной фронтальной акустической системы, ставят в штатном варианте в заднюю полку излучатели значительно большие по размеру, нежели установленные в передних дверях или панели приборов.

Более того, идя на поводу у столь укоренившихся фактов жизни, производители головных аппаратов часто коммутируют встроенные усилители и RCA выходы таким образом, что сигнал на линейном выходе (т.е. предназначенный для дальнейшего усиления, обозначается как тыловой.

Относится ли это к высококачественным аудиосистемам? Безусловно - нет. Давайте рассмотрим свойства тылового звукового поля, исходя из общего принципа звукового проектирования автомобильной системы, а именно - добиться наиболее реалистического воспроизведения звука.

В реальных условиях звук, приходящий к нам сзади - это отраженная и рассеянная часть звука, приходящего спереди, со стороны сцены. В этом легко убедиться при посещении концерта любого музыкального жанра. Сколько музыкантов (или громкоговорителей) расположились в последнем ряду партера? Вот именно: ни одного…

Итак, какой же звук приходит сзади и какой, следовательно, нам предстоит имитировать имеющимися у нас средствами? Во-первых, отраженный звук не содержит осмысленных басов. Это происходит не потому, что они не отражаются, а потому, что отражаясь, низкие звуки не несут информации о направлении на источник звука, именно поэтому сабвуфер можно устанавливать где угодно. Во-вторых, высокочастотных составляющих в отраженном звуке почти нет, поскольку они сильно ослабляются с расстоянием и при отражении от большинства поверхностей, встречающихся в реальной жизни. Типичная акустическая обстановка может быть воссоздана с помощью фильтра нижних частот с крутизной спада 6 дБ/окт и частотой среза 4 - 5 кГц.



Искомая АЧХ тыловых каналов дана на рисунке. В-третьих, оставшиеся средние частоты приходят к нам сзади после нескольких отражений от различных поверхностей, находящихся от нас на различных расстояниях. Подобный сигнал называется диффузным (размытым) и, вообще говоря, затрудняет определение направления на источник звука. И наконец, тыловой отраженный сигнал достигает нас значительно ослабленным, обычно на 18 - 24 дБ по отношению к фронтальному. Вывод может показаться довольно неожиданным: для реалистического воссоздания акустической обстановки с помощью тыловой акустики последняя должна обладать ровно теми свойствами, которых мы всеми силами стараемся избежать при создании фронтальной звуковой сцены: нет басов, нет верхов, размытые средние и низкий уровень. И наоборот, в чем многие убедились, успев, к сожалению, при этом потратить зря и силы и средства, - чем более широкополосный и четкий звук производит тыловая акустика, тем более размытой и неясной становится фронтальная звуковая сцена.
В терминах практических решений:

Не устанавливайте высокочастотных излучателей сзади. Там они не нужны, лучще направьте сэкономленные средства на качественные пищалки для фронтального комплекса, за которые переплатить - трудно.
Не устанавливайте больших динамиков - идеальными для тыла являются 3,5 - 4 дюймовые среднечастотные или широкополосные головки, 5-дюймовые - допустимы, 6 - дюймовые - излишество, 6 х 9 - явная несуразица. Более того, небольшие по размеру излучатели являются даже предпочтительными, поскольку создают меньше проблем с диаграммой направленности в верхней части рабочего диапазона (3 - 4 кГц). Для относительно скромных систем можно удовлетвориться штатными динамиками, если это - 4 - 5-дюймовые широкополосные головки. Если же Вас беспокоит, что дешевые головки, помимо ограниченного частотного диапазона, привнесут в общую звуковую картину повышенные искажения или неравномерность тонального баланса - лучше поставить небольшие, но качественные (но не шикарные) головки.
Не предусматривайте большой мощности тыловых каналов: уровень мощности, который будет достигнут после настройки, окажется меньше мощности, подводимой к передней акустике в 20 - 100 раз, то есть будет измеряться единицами ватт даже при максимальной громкости. Нет смысла использовать для этих целей два полновесных канала усиления мощности, зная, что усиление на их входах предстоит установить вблизи нижнего предела регулировки. В большинстве случаев мощности встроенных усилителей головного аппарата оказывется вполне достаточно, тем более, что в высококачественных установках они, как правило, оказываются вакантными. Один из вариантов включения тыловой акустики, успешно применявшийся в призовых установках, вообще может работать с одним каналом усиления, на чем мы остановимся отдельно.
Желательно, чтобы излучение тыловых динамиков достигало слушателей не непосредственно, а в результате отражения, например, от заднего стекла. Это способствует воссозданию диффузного звукового поля.
Если в багажнике иди грузовом пространстве хетчбека установлен сабвуфер, а тыловые громкоговорители не изолированы от объема багажного отделения, низкочастотные колебания будут воздействовать на тыльную сторону диффузоров, заставляя их работать как пассивные излучатели и создавая неизбежные и очень неприятные на слух интермодуляционные искажения. Обязательно отделите тыловые динамики от звукового поля сабвуфера герметичными боксами, размер которых, с учетом довольно высокой нижней границы рабочего диапазона, может быть минимальным. Это заодно улучшит демпфирование тыловых головок и связанные с этим переходные характеристики.
Формирование частотного диапазона тыловых громкоговорителей лучше всего доверить пассивным L-C цепям, тем более, что настройки и подбора номиналов компонентов, как правило не потребуется.
Схема подключения тыловой акустики с коррекцией частотной характеристики показана на рисунке.

Номиналы элементов фильтра подобраны для сопротивления динамиков 4 Ома (в рабочем диапазоне 400 Гц - 4000 Гц) и приведенной выше частотной характеристики.

Конденсатор такой емкости, естественно, придется применять электролитический неполярный. Они у нас, с такими номиналами - редкость и, по всей вероятности, придется пойти на встречно-последовательное включение двух обычных конденсаторов удвоенного номинала, которых - навалом. Рабочее напряжение конденсаторов 16 или 25 вольт. Требования к катушке фильтра минимальные (в смысле сопротивления): можно применять провод вплоть до 0.5 - 0.6 мм, там витков-то - кот наплакал.



--------------------------------------------------------------------------------

Содержание сигнала
Вся вышеизложенная логика предполагала, что с точностью до спектрального состава тыловой сигнал повторяет по содержанию фронтальный. Однако здесь возможны варианты, и они-то, как правило, и сопряжены с наилучшими результатами.
Когда в начале семидесятых аудиоиндустрией овладела идея четырехканального воспроизведения, конструкторы изо всех сил пытались уйти от необходимости вводить два дополнительных полноценных канала записи-воспроизведения и искали способ выделить пространственную информацию из основных стереоканалов. Так родились матричные системы кодирования квадросигнала, пожили немного и тихо, не просыпаясь, скончались. Однако во время этой недолгой жизни обнаружилось, что значительная часть пространственной информации содержится в разностных компонентах стереосигнала, т.е. в той части сигнала, которая не совпадает в правом и левом каналах. Получается такой сигнал путем вычитания сигнала одного канала из другого: L - R (или R - L, что означает всего лишь тот же сигнал, но в противофазе). Разностный сигнал получается тем больше, чем больше разделение каналов, то есть шире стереобаза, и, по теории, должен нести сведения о том, насколько разнообразны и структурированы отзвуки основных звуков. Естественно, при воспроизведении моносигнала разностный равен нулю. Долго, впрочем, и этот метод не прожил, и виновато в этом несовершенство носителей записи того времени. Дело в том, что, при вычитании сигналов правого и левого каналов значительная часть полезной информации, идентичной для обоих каналов, взаимно уничтожалась, а вот шумы в стереоканалах, которые между собой никак не коррелированы, оставались неизменными. Поэтому отношение сигнал/шум в разностных каналах было аховое: треск и шипение виниловой пластинки преобладали над всеми остальными звуками. Идея, впрочем, была эксгумирована при разработке техники для домашнего кинотеатра. При всей мудрености названий систем surround sound, в основе лежит все то же разностное преобразование, иногда осложненное введением искусственной временной задержки. Шумы теперь - не проблема, если речь идет о компактных дисках, так что к разностной схеме вернулись и в автосистемах.

Простейший способ выделения разностного сигнала из двух стереоканалов - подключить тыловые громкоговорители между синфазными выходами стереоканалов. Тогда одинаковые для обоих каналов составляющие воспроизводиться не будут, а разность - будет. Такая схема получила название схемы Хаффлера. Ее реализация в автомобильной системе показана на схеме.

Обратите внимание, что, поскольку в схеме Хаффлера тыловые динамики оказываются соединенными последовательно, и их суммарноый импеданс вдвое больше, чем у каждого динамика, номинал емкости фильтра уменьшается вдвое, а индуктивности - увеличивается.



Есть еще одна разновидность разностной схемы включения тыловой акустики. Поскольку тыловые динамики воспроизводят, по существу, монофонический сигнал, только в противофазе, некоторые установки (сам видел и слушал) вообще обходятся одним тыловым динамиком, подключенным как показано на схеме.




Ну вообще-то, есть и дальнейшие вариации, где используется смесь основных каналов с разностными, по формуле типа (L - kR), (R - kL), но согласитесь, мы и без них уже ушли довольно далеко от исходного стереотипа "у меня сзади динамики - ваще ВО КАКИЕ!". На том пока и остановимся.

to SOUNDMASTER Все это конечно классно, но немного не стыкуется с тем контингентом пользователей облюбовавших этот форум, вернее даже не с контингентом а с нашим менталитетом icon_lol.gif !
А вот про пассажилов лимузинов и членовозов ты очень зря так отозвался icon_evil.gif приходилось мне пару тройку раз ездить в машинах не представительского класса с хорошей системой (фротн+саб), но за 2-2,5 часа пути мне как заднему пассажиру жутко осточертело слушать бумканье саба при отсутствии верхов и середины cry.gif , а ОНИ (водитель и первый пассажир) в это время тащились от звука >8-\ ВОТ ГАДЫ!!!
Так, что я бы остановился на золотой середине - голова+внешний усилок+компонентный вронт+саб+отлючаемый тыл, вот такое блин кино icon_biggrin.gif

А никто не пробовал втыкать в передние подголовники средне\высокочастотники ориентированные на жителей задней седушки? В теории должно получиться неплохо. icon_biggrin.gif

Anonymous писал(а):
А никто не пробовал втыкать в передние подголовники средне\высокочастотники ориентированные на жителей задней седушки? В теории должно получиться неплохо. icon_biggrin.gif

Думаю, что пробовали, но тогда разрушается сцена из-за отсутствия мидбасов, или из-за слишком большого расстояния от мидбасов до пищалок.
Обычно "правильные" установщики для комфортности задних пассажиров используют акустику установленную в задние двери, по то муже же принципу, как и в передних дверях.

Скажу так -систему в 9-е не собрать только по одной причине - нельзя собрать систему для машины в том, что не является машиной. Поищите лучше что-нить типа Акайв, Парасоников, обычно на рынках у хачей продается, так и называется все для тазиков и тазиководов. Стоит недорого, пленку жует умерено. Будете рады.

Квалифицированный ответ писал(а):
Скажу так -систему в 9-е не собрать только по одной причине - нельзя собрать систему для машины в том, что не является машиной. Поищите лучше что-нить типа Акайв, Парасоников, обычно на рынках у хачей продается, так и называется все для тазиков и тазиководов. Стоит недорого, пленку жует умерено. Будете рады.


Расскажи эти сказки тем, кто на этих машинах первые места с международных соревнований привозит. Звук в "точиле" сделать нелегко, но зато каков результат!
Отлично звучащих девяток (восьмерок) очень много, так что не нужно тут распинатся...

Квалифицированный ответ писал(а):
Скажу так -систему в 9-е не собрать только по одной причине - нельзя собрать систему для машины в том, что не является машиной. Поищите лучше что-нить типа Акайв, Парасоников, обычно на рынках у хачей продается, так и называется все для тазиков и тазиководов. Стоит недорого, пленку жует умерено. Будете рады.


Бред, что в зубило нельзя поставить нормальный звук, было бы желание и руки из нужного места icon_lol.gif
И нехрен гнать мазут на "гордость" отеЧественного автопрома! НАШИ ПОЕЗДА, САМЫЕ ПОЕЗДАТЫЕ ПОЕЗДА В МИРЕ!!! icon_lol.gif icon_lol.gif icon_lol.gif

А зачем вам все эти навороты в то, что гримит, пердит, дребезжит и хрипит всеми своими сочленениями - чтоб сделать умц-бух-умц-умц погромче и не слышать скрежета корпуса Вазовского дерьма? icon_razz.gif Это то же самое, что дешевой мыльницей снимать на дорогую слайдовую пленку. icon_razz.gif icon_razz.gif

Квалифицированный ответ писал(а):
А зачем вам все эти навороты в то, что гримит, пердит, дребезжит и хрипит всеми своими сочленениями - чтоб сделать умц-бух-умц-умц погромче и не слышать скрежета корпуса Вазовского дерьма? icon_razz.gif Это то же самое, что дешевой мыльницей снимать на дорогую слайдовую пленку. icon_razz.gif icon_razz.gif

Ну любим мы наше не комфортное и гремящее железо icon_lol.gif или просто нет денег на покупку приличного буржуйского, а может быть в нас играют амбиции и мы стараемся доказать всем и прежде всего самим себе, что можем зачастую путем огромных усилий сделать из гремящей коробки от ВАЗа что-то более или менее приличное. icon_lol.gif
Так что не нужно столь критично относитья к этому icon_confused.gif а по поводу того что в ВАЗы не ставят нормальной "музыки", дык это бред ленивого, приличные аудиосистемы ставят во все что может передвигаться на 2-х и более колесах, от мотоциклов и горбатых Запоров до 911 Порша или Ферари.