Skyclad "Vintage Whine" 1999
Skyclad всегда был одиозной фигурой в лагере thrash metal. И не столько из-за того, что на родине ребят, в благопристойной Англии, трэшуга не в большом почете. Дело в самой музыке Skyclad, звучащей, примитивно выражаясь, как сейшн хорошо подбухавших шотландских селян с музыкантами Exodus, Sabbat и ...Kansas. "Vintage Whine" - отличное тому подтверждение, тем более что британцы вернулись на более жесткие позиции (т.е. к временам 1994-95 гг.). Это относится и к более экстремальной манере пения и к плотности/тяжести звука. Хотя извечная скрипочка присутствует в каждой песне, а все вещи, начиная с духового "интро" "Kiss My Sweet Brass" и заканчивая клавишным "аутро" "By George", дышат атмосферой бесшабашного разбойничьего праздника, от них только что не разит запахом эля и недожаренной свинины. Концентрированным примером этого альбома является "A Well Beside The River" - тягучие тяжелые риффы, смены ритма, трэшевые соло, натужный хрипляк Мартина Уокиера при поддержке хора подпевал. Если у вас нет времени на все песни, послушайте только эту. Но опять же, как пройти мимо акустической "No Strings Attached"? Я уже не говорю о самй "цепляющей" душу "Bury Me"! А вслушайтесь во вступление к "Cancer Of The Heart", где блеснули все инструменталисты, от басиста до барабанщика. Мне всегда импонировала гимноподобность музона Skyclad, неплохая скорость игры и веселое настроение висельника, которому нечего терять, наполняющее песни. А если вам уже понравилось что-то из предыдущих работ группы, то, взяв "Vintage Whine", вы в пролете не останетесь. Обещаю.
Skyclad "Folkemon" 2000
Вот так я и люблю это! Великолепный и необычный (но только не для самих музыкантов) фолк-прог-трэшняк, явление абсолютно уникальное и неподражаемое. По большому счету, данный альбом мало отличается от предыдущего, гораздо меньше, чем тот от своего предшественника. Здесь те же жесткие трэшевые рифы и ритмы, на которые, как неожиданная усмешка на суровое лицо, ложатся "прифолкованные" скрипки (которые могут вести соло на равных с гитарой), клавиши и духовые. Пение, пожалуй, несколько мягче, чем в "Vintage Whine" (1999), куда жестче, чем в лирично балладном "The Answer Machine?" (1997), хотя есть и новшества - женский вокал ("Polkageist" - действительно полька). Музыка напористая (возьмите две первые вещи) и бесшабашная, но постоянно переходящая на какой-то "комичный драматизм", помпезность и пафосность - с изрядной долей шутовства, подминающего под себя зыбкую печаль. Поэтому трудно сдержать ту самую улыбку на самом серьезном лице. Но. Сработано всё очень серьезно, грамотно и профессионально. Мелодии "цепляются" моментально, среди плотного драйва вдруг возникают легкие акустические паузы ("Crux Of The Message"), а потом может появиться боевой марш каких-нибудь троллей или гномов ("The Disenchanted Forest") …чему в немалой степени соответствует голос Мартина Уокиера, голос сказочника (или, наоборот, щемящая мелодия, как в "You Lost My Memory"). Настроение в пределах такой песни-сказки может сменяться не один раз, равно как и сам темп композиции. Ходят упорные слухи об уходе Мартина из группы для возрождения Sabbat, и, я боюсь, что будущее Skyclad затягивают тучи. Хотя и того, что "натворила" эта команда с 1991-го, хватит на десять жизней.
Slayer "Diabolus In Musica" 1998
Сей опус возвращает Slayer на старые добрые рельсы брутального thrash metal, но обновленные и модернизированные. Пласт стартует вещью "Bitter Peace", которая медленно набирает обороты, чтобы обрушиться такой ультраскоростной ритмической лавиной, что впору вспомнить песенки с "Show No Mercy" и "Hell Awaits". Slayer так поднаторели в работе со сменами темпа, что сейчас никто не "трэшует" хлеще. Что ставит их гораздо выше всех death- и thrash-имитаторов (часто весьма дерьмовых), так это умение в легкую контролировать точность "стрельбы" при сверхзвуковой скорости. Немалая заслуга здесь принадлежит барабанщику. На диске полно отличных трэков. "Death's Head", "Stain Of Mind" и "Overt Enemy" - пример знаменитого риффотворчества Кинга и Ханнемана. Напротив, "Desire" отличается почти думовой замедленностью и необычной для Арайи манерой пения. И уж тем более ни одной нынешней трэш-команде не выдержать интенсивности "In The Name Of God" и "Point". Особо отмечу "Love To Hate" - вещь в лучших традициях хардкор. Большая часть материала "Diabolus In Musica" построена на ритмических сбивках, что не всегда способствует тенденции "цеплять" слушателя. С этой точки зрения новая работа Slayer явно проигрывает "Reign In Blood" и особенно "South Of Heaven". Но не забывайте, эти диски - неповторимая классика. А так - Slayer как Slayer: немного богохульства, немного крови, немного боли. Много громкой музыки. После 14-ти лет существования Slayer по-прежнему остаются безоговорочными королями экстремального металла. Кстати, в переводе с латыни diabolus in musica - буквально "дьявольская музыка". Звучит подходяще.
Death "The Sound Of Perseverance" 1998
Живая легенда, олицетворение death metal, Чак Шулдинер вернулся со своим старым проектом и новым составом. Он выжидал 3 года, пока не посчитал, что момент истины настал. "The Sound Of Perseverance" появился на прилавках в середине сентября. Лучше всего музыку этого альбома можно описать, как коктейль из идей, разработанных тремя предыдущими дисками, с добавлением свежих ингредиентов. По скорости он напоминает "Human" (1991), но она не столь агрессивна. Богатством звуковой палитры он ближе к "Individual Thought Patterns" (1993), но не так сложен. Наконец, в нем душа и красота "Symbolic" (1995), но нет той глубины и утонченности. Времена другие. Хотя Death остается Death, несмотря на годы и прочее дерьмо. Первой же вещицей "Scavenger Of Human Sorrow" можно дробить гранитные глыбы, и она, без базара, понравится самому пробитому фэну группы. Зато душевная инструменталка "Voice Of The Soul" - абсолютная новинка в сравнении с ранним творчеством Чака, т.к. сочетает акустический ритм с электрическим гитарным соло. Завершает плиту "джудасовская" "Painkiller", звучащая стократ тяжелее оригинала. В общем, здесь есть где приложить ухо. Фирменные риффы Шулдинера - всегда на отведенном месте, рассчитан каждый щелчок по тарелке, каждое движение пальца по грифу. Технологичность музыки поражает. Впрочем так всегда было с этой бандой, помните? Единственное, что несколько удивляет - смена вокальной манеры: теперь это довольно высокий крик, почти визг, отдающий "блэком". Но никто не говорит, что это дерьмово.
Cynic "Focus" 1993
Флоридская формация, отросток пышного древа Death - Cynic - известны своим гибридом death-стандартов и элементов прог-рока, доходящих временами до безумного металлического фьюжна. Состав - сплошные профессионалы, начиная с лидера-основателя гитариста/вокалиста Пола Масвидала (соратника Чака Шулдинера) и заканчивая шизоидным барабанщиком - участником многих прог-металлических проектов - Шином Рейнертом. Этот альбом - клинический случай, когда желание играть навороченнее, чем Death привело к удивительному и восхитительному одновременно безумству. Если сравнивать аранжировки, то Cynic явно уступают команде Шулдинера или тем же Atheist (но интереснее в этом плане нежели Pestilence - еще один побег death-прога). "Focus" - единственное и неповторимое творение группы Масвидала, дьявольский коктейль из металла и джаза в невообразимых пропорциях. Кстати, тот, кто совсем не знаком с артом и джаз-роком, вряд ли догадается, что "Focus" подпадает под категорию прог-металл, ведь альбом всегда значился в deathoвых каталогах и, по-моему, справедливо принадлежит категории techno-death. Это нюансы. Музон, представленный на диске, действительно хорош, как с композиционной, так и мелодической сторон (я уж не говорю о технике исполнения!). Переплетение динамических и скоростных изменений, атональности и диссонансы, джазированный темп и металлическая долбежка в две бас-бочки, потусторонний вокал (гроулинг и "чистый", что по канонам death metal того времени было просто смертным грехом!), отличные мелодии, абсолютно неметаллические гитарные соло, странные звуки… жуть, что творится здесь. Бесспорно, лучшими треками являются "Veil Of Maya", "The Eagle Nature", "Sentiment", "Urobotic Forms", "Textures" (просто джаз, полный джаз!). Мне импонирует непреодолимое желание "циников" цинично обследовать самые потаенные уголки темных музыкальных коридоров, абсолютная незаштампованность их кругозора, смелость в применении запретных плодов других жанров… наряду с верностью основному "смертельному" мотиву в творчестве. Результат - качественный уровень, сложность которого и ценность для потенциала развития тяжмета еще предстоит определить… нашим потомкам, поскольку я (и это не хвастовство, а попытка реальной оценки), выросший на прогрессиве и отдавший солидную дань брутальному металлу, не могу уложить в голове то, что натворили здесь парни из Cynic. Вероятно, музыка с "Focus" покажется слишком непропорциональной заядлому экстремалу и слишком тяжеловесной пробитому проггеру, но в том-то и заключается вселенская тайна Музыки, что понять ее до предела способны лишь очень немногие. Я вот даже сомневаюсь, что ее понимают сами музыканты Cynic.
Cairo "Conflict And Dreams" 1998
Это второй альбом молодой калифорнийской команды, выпущенный на Magna Сarta, известной своим пристрастием к открытию новых талантливых имен в прог-роке и металле. И здесь фирма явно не "пролетела", заполучив в свои ряды отличных (и это еще слабо сказано!) музыкантов. Теперь непосредственно о Cairo и их музыке. Связующим звеном и центральной фигурой в группе явно можно считать клавишника Марка Робертсона. Его мощнейшая работа на аналоговых клавишных (Hammond и т.п.) и синтезаторах достойна высочайших похвал. Это заметно уже с первой вещи "Angels And Rage". Интересно что манеру игры Марка многие забугровые критики сравнивают с Эмерсоном, с чем я согласен лишь частично. Вероятно, на чувака повлияли многие корифеи клавиш арт-рока, да и артовые приемы 70-х, когда любой рок не был роком без насыщенных клавиров, в музыке Cairo преобладают, но школа Робертсона так же своеобразна, как манера Клайва Нолана или Эрика Норландера. Т.е. это классический прог-рок в современной трактовке. Другие члены группы тоже не слабачки. Игра гитариста Алека Фурмэна (особенно в 17-минутной "Western Desert") завораживает: масса хитроумных фишек, ритмических сбивок и смен темпа, завернутых соло, сочетающихся с органом и ритм-секцией. Круто. Барабанщик Джефф Брокман не только несет ответственность за соавторство в большинстве треков и оформление буклета (!), его о-о-очень разнообразная "долбежка" действительно сродни драммингу Карла Палмера и Билла Брафорда. Что касается голоса Брета Дугласа, то парняга спокойно может "отрабатывать" Yes-подобные вокальные гармонии ("Corridors") наравне с почти хардовыми ("Angels And Rage"). Не очень ему удаются попытки взять "высоту", но, думаю, он и сам об этом знает. Зато как он эмоционален и лиричен в самой "удобоваримой" (т.е. мелодичной) вещи "Valley Of The Shadow"! Вместе же Cairo с альбомом "Conflict And Dreams" демонстрируют удивительное сочетание арт-роковых традиций с более жесткой и тяжелой музыкой конца 90-х. Так что в рядах прог-рокеров появился еще один претендент на лидерство. Это факт.
Sotos " Sotos " 1998
...Вообразите себе бешено мчащийся танк, у которого движок пошел вразнос, а накурившийся превосходного гашиша механик-водитель ничего не может сделать, витая в наркотических грезах, и танк этот мчится по раскаленной пустыне, стремясь в самое сердце зарождающейся песчаной бури!
По пути бешено мчащийся танк давит все живое — змей, ящериц, жалобно воющих шакалов, изрыгающих страшные проклятия бедуинов и жалобно ревущих верблюдов. Кишки всех этих несчастных обитателей пустыни со смачным чавканьем наматываются на бешено вращающиеся катки и гусеницы танка, а затем разбрызгиваются по сторонам, пачкая песок и смешиваясь с мелким крошевом из костей, привлекая тем самым тучи стервятников, летящих за взбесившейся техникой.
Но... такова лишь одна сторона музыки буйной и непредсказуемой французской команды. Вторая — медленные, пробирающие до костей, кошмарные, диссонантные, наркотические интерлюдии, разбавляющие бешеную RIO-шную мясорубку. Но настроение музыки часто меняется, от жуткого переходя к экстатически-веселому, эйфорическому или к мечтательно-созерцательному. Восток, как говаривал незабвенный товарищ Сухов, — дело тонкое, — а восточное влияние у Sotos выражено весьма и весьма сильно, но при этом сохранены традиции и европейской классической музыки — странно, но это на самом деле так.
Молотобойные барабаны, пушечный бас (бывает, что ритм-секция срывается в самый настоящий бластбит), бешеная скрипка, не менее дикая виолончель и сумасшедшая флейта. Гитарист Ян Азера тоже не отличается излишним спокойствием, но вот всевозможные эффекты использует очень и очень скупо. Клавишных нет вообще, что, пожалуй, еще добавляет жесткости... хмм — тогда уж скорее, жестокости в это дикое музыкальное варево, и без того изрядно сдобренное порохом и перцем! Впрочем, повторюсь — группа не всегда звучит именно так — иногда музыка очень тихая и сдержанная, психоделически-созерцательная. От музыки своих коллег Univers Zero и Present она отличается явным импровизационым началом, которое, что весьма немаловажно, не переходит в банальный показ своих технических возможностей.
Группа не чужда и экспериментам с традиционной африканской и ближневосточной музыкой, в которой доминируют ударные, и эксперименты эти производят впечатление ритуального танца каннибалов вокруг котла, в котором варится толстый христианский миссионер. Буйная, бесшабашная и жутковато-веселая композиция — явное тому подтверждение. Никто не знает, какова была музыка у древних шумеров, но приключения богатыря Гильгамеша и его дикого приятеля Энкиду SOTOS изобразили весьма и весьма впечатляюще.
В целом... можете ли вы себе представить невероятную, бешено-веселую смесь High Tide, ранних Univers Zero и Present, дополненную азиатским и африканским колоритом, и при этом утяжеленную до немыслимых пределов, за которыми — бездна ужаса и безумия? Вот это и будет SOTOS! Самое невероятное — то, что даже при такой тяжести звучания музыка группы остается вполне камерной...
Звук — "лохматый", хулиганский, гаражный, но игра музыкантов превосходна, настроение музыки, несмотря на отдельные очень мрачные моменты, довольно романтическое и жизнеутверждающее. Прекрасный, абсолютно непредсказуемый альбом, сочетающий в себе абсолютно противоположные начала — мрак и свет, добро и зло, ярость и умиротворение.