Форум
Hi-Fi & High End (Электроника)

Кабель: Серебро или Медь

Кабель: Серебро или Медь

Можноли подключать однлвременно по "Bi-amp" разные кабели,например: на пищалкки - серебренный ,а на Нч - медный??? Или этого делать нерекомедуется и лучше все вешать на один тип кбеля??? И еще маленький вопросик: какая разница в звучание серебренного кабеля, по сравнению с медным??? Заранее спасибо!

Однозначно Вам никто не скажет, как лучше, лучше -- самому слушать. Кабели -- это как специи по вкусу: где-то можно прибавить, где-то убавить. В каждом конкретном случае результат свой! Очень много зависит от самих АС и усилителя и их особенностей в звучании. Можно Лишь порекомендовать серебро для пищалок, если считаете их тусклыми... и т.д.
Я сам склоняюсь к такому подходу: одинаковые проводники при врожденном ровном балансе тембров в готовом тракте. Еще лучше иметь качественные простые кабели, чем биваеринговые за туже сумму. Сами догадайтесь, почему?
А вообще, ищите свой звук!

Кабель: Серебро или Медь

МИХАИЛ 88 писал(а):
Можноли подключать однлвременно по "Bi-amp" разные кабели,например: на пищалкки - серебренный ,а на Нч - медный??? Или этого делать нерекомедуется и лучше все вешать на один тип кбеля???


без проблем

МИХАИЛ 88 писал(а):
И еще маленький вопросик: какая разница в звучание серебренного кабеля, по сравнению с медным??? Заранее спасибо!


высокие будут звучать немного ярче и сочнее. Главное не переборщить, если твиттеры титановые, к примеру, и к тому-же достаточно яркий по звуку ресивер, например Ямаха, то с серебром лучше не связываться. ИМХО

RYM
Цитата:
высокие будут звучать немного ярче и сочнее. Главное не переборщить, если твиттеры титановые, к примеру, и к тому-же достаточно яркий по звуку ресивер, например Ямаха, то с серебром лучше не связываться. ИМХО
ТОЧНО! металлические пищалки+серебро+ямаха=СПАААТЬ! icon_twisted.gif

Господа, вы понимаеме что серебряный и посеребрённый это разные вещи?
А МИХАИЛ 88 походу не разобрался что bi-amping и bi-wiring это не одно и тоже.

Hmmm писал(а):
Господа, вы понимаеме что серебряный и посеребрённый это разные вещи?


мы-то понимаем, но сути дела это не меняет. Если сравнивать медный, посеребрянный и серебрянный, одинакового класса, то у двух последних звук в любом случае будет ярче и насыщеннее. Или нет?

Hmmm писал(а):
А МИХАИЛ 88 походу не разобрался что bi-amping и bi-wiring это не одно и тоже.


это не важно, можно подумать, что при би-ампинге ярче будет звук у серебра, а при би-вайринге у меди... Да? Так что это здесь по-барабану
icon_lol.gif

Посеребренные кабели -- продукт неоднозначный. Одно из преимуществ -- противостояние окислению проводника. Но есть и недостатки. Слухачи с "золотыми ушами" нередко замечают кашу в звуке от такого симбиоза. Скорость прохождения сигнала в разных материалах различна. "Оельбах", например, почти весь страдает таким фантомным эффектом.
Некоторые производители наоборот исповедуют концепцию сотрудничества различных материалов: "Монитор" делают кабели гибридными (часть жил серебро, часть -- медь), обуславливая это тем, что согласно их технологиям, каждой группе жил в кабеле соответствует свой спектр частот.
Каждый по-своему прав... В конечном счете главное -- результат. Практика показывает, что у любого подхода в конструкциях кабелей есть приверженцы.
Так-что, ищите СВОЙ звук!

RYM писал(а):
Если сравнивать медный, посеребрянный и серебрянный, одинакового класса, то у двух последних звук в любом случае будет ярче и насыщеннее. Или нет?

Чистое серебро даёт очень ровный, предельно детальный звук. Также подойдут такие слова как строгий, холодный, аналитичный.
Вот плохая посеребряннка, может дать неприятную яркость с подчёркивание сибилянтов.
Медь же как правило тёплая, с несколько выдвинутой серединой и завалами по краям.
Это конечно весьма упрощённая картина, и как всегда есть исключения.

Ed.W писал(а):
Посеребренные кабели -- продукт неоднозначный. Одно из преимуществ -- противостояние окислению проводника. Но есть и недостатки. Слухачи с "золотыми ушами" нередко замечают кашу в звуке от такого симбиоза. Скорость прохождения сигнала в разных материалах различна. "Оельбах", например, почти весь страдает таким фантомным эффектом.
Некоторые производители наоборот исповедуют концепцию сотрудничества различных материалов: "Монитор" делают кабели гибридными (часть жил серебро, часть -- медь), обуславливая это тем, что согласно их технологиям, каждой группе жил в кабеле соответствует свой спектр частот.
Каждый по-своему прав... В конечном счете главное -- результат. Практика показывает, что у любого подхода в конструкциях кабелей есть приверженцы.
Так-что, ищите СВОЙ звук!


Полностью с Вами согласен, при компоновке серебра и меди получается каша, пример тому был у меня с кабелем Кимбер Селект 1020, где одна жила чистое серебро, другая медь. Звук получается мягко говоря "странный", но хуже чем у 1011,и значительно хуже чем у1030.

Посеребренные кабели -- продукт неоднозначный. Одно из преимуществ -- противостояние окислению проводника. Но есть и недостатки. Слухачи с "золотыми ушами" нередко замечают кашу в звуке от такого симбиоза. Скорость прохождения сигнала в разных материалах различна.
================================
Интересно : и на сколько она(скорость) различна для меди и серебра?
И каков будет набег фазы за счет этой разницы на кабеле длиной в 3 метра?

Hmmm писал(а):
RYM писал(а):
Если сравнивать медный, посеребрянный и серебрянный, одинакового класса, то у двух последних звук в любом случае будет ярче и насыщеннее. Или нет?

Чистое серебро даёт очень ровный, предельно детальный звук. Также подойдут такие слова как строгий, холодный, аналитичный.


скажем так, точный звук, а вот холодный или аналитичный будет, если такими кабелями подключить акустику с титановыми твиттерами.
По моему мнению серебрянные провода лучше подойдут не яркой акустике, с шелковыми твиттерами. С металлическими твиттерами серебро может дать излишнюю яркость - ИМХО

Hmmm писал(а):
Вот плохая посеребряннка, может дать неприятную яркость с подчёркивание сибилянтов.


ну, вообще-то я имел в виду приличные кабеля, а не посредственные

Цитата:
скажем так, точный звук, а вот холодный или аналитичный будет, если такими кабелями подключить акустику с титановыми твиттерами.
По моему мнению серебрянные провода лучше подойдут не яркой акустике, с шелковыми твиттерами. С металлическими твиттерами серебро может дать излишнюю яркость - ИМХО

Полностью согласен. Серебро более "быстрый" проводник, чем медь, соответственно и детальность на высоких растет. А если подключать Yamaha к JBL серебром, тут проблема не в кабеле, а в том, что сам по себе комплект слишком звонкий. Серебро просто делает это явным.

А как влияет посеребренный кабель на НЧ?

Андрей1 писал(а):
А как влияет посеребренный кабель на НЧ?


При подключении по bi-amp (не bi-wire, а именно bi-amp) я бы вкладывал больше денег в тот кабель, по которому будут питаться СЧ и ВЧ. Скорее всего, обратил бы внимание именно на посеребренные модели. А вот на НЧ кинул бы хороший толстый кабель из бескислородной меди. Мне кажется, для НЧ присутствие-отсутствие серебра не принципиально.

Интересно : и на сколько она(скорость) различна для меди и серебра?
И каков будет набег фазы за счет этой разницы на кабеле длиной в 3 метра?
_________________________________________________________________________

Предполагаю, что цифры будут в разнице ОЧЕНЬ малы, тем более на малой длинне, но достаточными и убедительными для тех, кто это различает на слух. Есть такие люди и они среди нас. Я сам таких нюансов не замечаю, но факты -- вещь упрямая...

kerk писал(а):
Андрей1 писал(а):
А как влияет посеребренный кабель на НЧ?


При подключении по bi-amp (не bi-wire, а именно bi-amp) я бы вкладывал больше денег в тот кабель, по которому будут питаться СЧ и ВЧ. Скорее всего, обратил бы внимание именно на посеребренные модели. А вот на НЧ кинул бы хороший толстый кабель из бескислородной меди. Мне кажется, для НЧ присутствие-отсутствие серебра не принципиально.

Конечный результат подачи звукового материала зависит не только от материала, проводника и его сечения, а так же то геометрии кабеля и метериала изоляции icon_exclaim.gif
И мне почему-то всегда казалось что посеребренный кабель по сравнению с медным OFC более басовитый, но это мое личное мнение icon_lol.gif
А по товоду того, что верха при подключении посеребренным кабелем становятся более детальными и подчеркнутыми, полностью согласен icon_biggrin.gif

Интересно : и на сколько она(скорость) различна для меди и серебра?
И каков будет набег фазы за счет этой разницы на кабеле длиной в 3 метра?
_________________________________________________________________________

Предполагаю, что цифры будут в разнице ОЧЕНЬ малы, тем более на малой длинне, но достаточными и убедительными для тех, кто это различает на слух. Есть такие люди и они среди нас. Я сам таких нюансов не замечаю, но факты -- вещь упрямая...
=======================
Вот что мне в Вас нравится- это размытые формулировки и ответы!!!!!!!!!!!!!!!
Очень малы , очень велики -это серьезные ответы??!! Или Вы не можете посчитать набег фазы? Тогда и не надо писать ахинею!
Ни одно ухо в Мире не услышит разницу в звуке( при такой разнице фаз).
Кстати фазовые набеги при распространени звука от колонок до точки прослушивания, на несколько порядков больше! И я знаю очень мало людей , которые это слышат(в основном это музыканты и режиссеры)

Да . на разных кабелях звук разный, но это уж ни как не связано со скорость распространиения сигнала.

Считаю, что достаточно понятно изложил свои мысли. Подсчитывать набег фазы даже и не собирался. Принципиально. Предпочитаю в звуке слышать собственно музыку, а не цифры (у Вас видимо другой подход). Попробуйте поспрашивать именно профессиональных музыкантов, техников и режиссеров по поводу состава и свойств комбинированных проводников. Свои выводы я делал именно из такого общения и собственных наблюдений.

Считаю, что достаточно понятно изложил свои мысли. Подсчитывать набег фазы даже и не собирался. Принципиально. Предпочитаю в звуке слышать собственно музыку, а не цифры (у Вас видимо другой подход). Попробуйте поспрашивать именно профессиональных музыкантов, техников и режиссеров по поводу состава и свойств комбинированных проводников. Свои выводы я делал именно из такого общения и собственных наблюдений.
===========================
Упертость -это не лучшее качество. icon_confused.gif
Вы затронули скорость распространения сигнала по кабелям из меди и серебра, указывая ,что в меди она ниже .Кстати а так ли это?
в ответ я указал , что скорость здесь не причем(в кабеле 3 метров длины сигнал в среднем распространяется за 30 нс и если принять , что в меди скорость в два раза ниже( что просто не реально) , то фазовый сдвиг составит 0.1 градуса).
И что природа разного звука при подключении разным кабелем другая.
А говорить в ответ типа: Сам дурак и не то слушаешь- это, извините,плохое воспитание.
можно конечно ни фига не знать принципов физики звука и прочей дребедени и слушать музыку( я кстати когда оную слушаю не смотрю на экран спектроанализатора icon_lol.gif ), но имея знания проще разбираться в той мутной воде , которой полно вокруг Hi-Fi звука.

Речь идет о гибридных кабелях. где сигнал идет одновременно по разным материалам.
В итоге--каша! Физические свойства таких материалов различны (включая и скорость). Все это складывается в "кашеобразность". Внимательно читайте.

Похвальны Ваши знания в /физике звука прочей дребедени/, но проблема остается, и чтобы в ней разобраться, постарайтесь общаться не в роли инквизитора.

Старался не нагрубить...

Речь идет о гибридных кабелях. где сигнал идет одновременно по разным материалам.
В итоге--каша! Физические свойства таких материалов различны (включая и скорость). Все это складывается в "кашеобразность". Внимательно читайте.
===================================
Вы имеете ввиду металлургическую однородность соединения?
Я сам стоонник этой теории, рекоментую выкинуть с колонок эту дрянь с колонок под названием клеммы(даже если они BWT), а заодно и из уся.
Прямое соединение от выходного каскада уся до платы кроссовера одинаковым кабелем равной длины!!!

Кстати все же не понятно в каком кабеле больше скорость распространения в медном , серебряном, углеволоконном или посеребренном, а может в алюмоневом?

Полностью разделяю Ваше мнение про однородность соединения.
Считаю серебро более "быстрым".
P.S. Серебро имеет проводимость на 9% больше, чем медь (при равной степени очистки).

медный ольбах при 6 квадратах (двухкабельное подключение)давал жирный звук ,мощный бас ,терявший свою структуру, но более теплую середину, чем отечествеенный дорогой серебряный линцендрат 1 квадрат,подключенный би- вайрингом.....итого:2 квадрата,бас имеет релефную структуру, высокие детальны,кристально прозрачны ,но серединка холодновата,скрадывает этот кабелек серединку...дорогой довольно при своем диаметре-10-13 бачей за метр

Добавлю: кардинальные меры (выкарчевывание лишних элементов в устройстве) -- это конечно оптимально для звука. Стоит только посчитать, сколько переходов мы имеем от вых. каскадов до кроссоверов! Ужас!!! И все это, как правило из различных "металлов", зачастую не "музыкальных". Вот только далеко не каждый пойдет на такой шаг. Главным образом из-за некоторых неудобств... Я, например, не решаюсь, приходится обходиться посильным апгрейдом клемм, проводки внутри и т.д.

Вот только далеко не каждый пойдет на такой шаг. Главным образом из-за некоторых неудобств... Я, например, не решаюсь, приходится обходиться посильным апгрейдом клемм, проводки внутри и т.д.
=================
Ну , на усе можно оставить клеммы(для удобства, ну пыль протиреть и т.п.), но с заменой внутреннего "кабеля" на тоже замое , что от колонок до уся.
а уж на колонках клеммы ни к чему.
И я не понял причем проводимость серебра и меди , когда шла речь о скорости распространения сигнала в меди и серебре.
Кстати многие думают , что серебро самый лучший проводник, однако это не так.
точнее не совсем так.
например берем медь, серебро и свинец.
и у кого лучше проводимость?

А при 6 градусах кельвина? icon_biggrin.gif
оказывается у свинца! удельное сопротивление свинца при этой температуре равно нулю.




чем отечествеенный дорогой серебряный линцендрат 1 квадрат,подключенный би- вайрингом.....итого:2 квадрата
=======================
1.линцедрат линцедрату рознь(его еще надо правильно скрутить)
2.При би варинге нет увеличения сечения проводника в два раза.
пародокс? нет !

Уважаемый MINOX, полностью поддерживаю Вашу теорию о замене кабеля внутри уся на колоночный.

Серебро не самый лучший проводник. --Тоже верно.

Про проводимость написал просто вдогонку (типа физика, цыфры и все такое...), хотя это и другой параметр, всего лишь отвлеченно хотел усугубить свое мнение о свойствах материалов по принципу: "они такие разные..."

Да, еще на счет штатных клемм во многих относительно недорогих усилителях: кошмар! Менять! Покупать качественные и менять! Иногда сам аппарат еще ничего..., а вот такие "мелочи" -- вопиющие недостатки.

Всем, Всем, Всем! Люди-и-и, опомнитесь, о чем вы говорите, какие провода, ваши комнаты так смердят и портят звук, что ставьте хоть золотой шнурок не исправите ни чего, а усилители у вас наверное по 2000$ и АС по 3000, нет разницы в проводах для обычной комнаты с бюджетной техникой. (Это только призыв) Успокойтесь и слушайте музыку. А по поводу посеребренных проводов, у меня АС с титановыми ВЧ подключены посеребренным Ван ден Хулом, нет ни жесткости, ни каши, ни избытка ВЧ, звук собранный, басы упругие и глубокие, да сечение 2,5. 6 квадратов, а почему проводником контактной линии трамвая не подключить? куда как круто. Извините наболело.

Успокойтесь и слушайте музыку.
________________________________________________
А как же, это первым делом, собственно сама Музыка успокаивает и лечит нас, больных. Но форум все-таки больше о технике, воспроизводящей музыку, вот мы и делимся своими диагнозами...

Трамвай -- круто! Но неудобно...

считаю ,что разговоры о меди серебре-это пустое.
не в материале дело( хотя отчасти и в нем), больше влияет конструкция кабеля.
простой экскримент: берем усь , кабель метра 3 и резюк 4или 8 Ом, подаем на вход уся меандр с частотой 10кгц и смотрим на резюке форму этого меандра. И что видим?
Самое обычное не согласование кабеля и нагрузки(разное волновое сопротивление)
Теория линий связи- линия должна быть однородная и согласованная.

Полный ван де ноль писал(а):
Теория линий связи- линия должна быть однородная и согласованная.

Должна, какие будут предложения? Или это так в порядке поднятия общего технического уровня масс. Но знания без практики не сила, а бремя.

Серафим писал(а):
Полный ван де ноль писал(а):
Теория линий связи- линия должна быть однородная и согласованная.

Должна, какие будут предложения? Или это так в порядке поднятия общего технического уровня масс. Но знания без практики не сила, а бремя.

Думаю, Серафим, Вам понятно, что данный пассаж к НЧ области имеет такое же отношение, как расчет антенны к уровню наводок. Соотношение длины волны к длине провода здесь настолько мало, что уж и не знаю, какие-такие эффекты на абсолютно активном сопротивлении можно здесь увидеть?

Чего молчим, ван де Ноль? Ищем формулу волнового сопротивления? Нет наверное нашел и понял, что сказал чтото не так? Ну а для остальных интересующихя, чтобы не заморачивались волновыми сопротивлениями напомню, что волновое сопротивление это вторичный параметр РАДИОЧАСТОТНЫХ кабелей и к кабелям акустическим (т.е. низкочастотным) отношения не имеет.

2 poty. Просто хотелось услышать версию автора того поста.

Чего молчим, ван де Ноль? Ищем формулу волнового сопротивления? Нет наверное нашел и понял, что сказал чтото не так? Ну а для остальных интересующихя, чтобы не заморачивались волновыми сопротивлениями напомню, что волновое сопротивление это вторичный параметр РАДИОЧАСТОТНЫХ кабелей и к кабелям акустическим (т.е. низкочастотным) отношения не имеет.
==============================
Извините, но где вас этому научили?
это не вторичный , а первычный параметр ВСЕХ связных кабелей.
волновое сопротивление практически не зависит от частоты( и приближено равно корню из отношения погоных индуктивности и емкости кабеля).
Вы еще может скажете , что и скин-эффект на этих частотах отсутствует?

MINOX писал(а):
Извините, но где вас этому научили?
это не вторичный , а первычный параметр ВСЕХ связных кабелей.
волновое сопротивление практически не зависит от частоты( и приближено равно корню из отношения погоных индуктивности и емкости кабеля).
Вы еще может скажете , что и скин-эффект на этих частотах отсутствует?

Рекомендую внимательнее читать первоисточники, для начала освежите в памяти Ефимова и Останьковича. Предложенный Вами срособ расчета справедлив только для высоких частот.

Серафим писал(а):
Рекомендую внимательнее читать первоисточники, для начала освежите в памяти Ефимова и Останьковича. Предложенный Вами срособ расчета справедлив только для высоких частот.


Забыли добавить в теории или не знали этого?
К первоисточникам (любым) нужно относиться с известной долей здравого смысла, например, нужно понимать, что теория упрощает (всегда) процессы происходящие в природе, проводники здесь не исключение.

ага, z=[(R+iwL)/(g+iwC)]**0.5
На постоянном токе все по барабану!
И волновое (которого нет) и реактивные потери и скин-эффект.
а вот уже на частотах типа 5 кГц и выше уже сказывается.
А все же , если не лень ,подайте на усь меандр 10кГц уровнем -3дБ от номинального и гляньте на резючке. icon_eek.gif
кстати , знатоку, который пытается смотреть стоячие волны(которые обусловленые не согласованием линии с нагрузкой)на реактивной нагрузке, а как вы согласуете линию с реактивной нагрузкой?
это ж возможно только на одной определенной частоте!

MINOX писал(а):
ага, z=[(R+iwL)/(g+iwC)]**0.5
А все же , если не лень ,подайте на усь меандр 10кГц уровнем -3дБ от номинального и гляньте на резючке. icon_eek.gif

Не лень, а не чем. С подготовкой все впорядке, мои рекомендации оказались не к месту. Но все же нужно соизмерять влияние, нет его, ну нету в этой частотной области и принимать его во внимание как решающий фактор согласования тракта абсурд.

MINOX писал(а):
Извините, но где вас этому научили?
это не вторичный , а первычный параметр ВСЕХ связных кабелей.

Интересно мне, и какое же волновое сопротивление телефонной лапши? И кого это вообще интересует?
MINOX писал(а):

волновое сопротивление практически не зависит от частоты( и приближено равно корню из отношения погоных индуктивности и емкости кабеля).
Вы еще может скажете , что и скин-эффект на этих частотах отсутствует?

Речь о волновом сопротивлении шла только с точки зрения согласования (и однородности - что есть частный случай согласования, поскольку интересно именно с точки зрения отражений-переотражений). А вот если Вы теорию согласования посмотрите, то Ваши пассажи про волновое сопротивление на таких частотах будут казаться тем, о чем уже и написали выше.
Что касается скин-эффекта, то он присутствует, конечно, на любых частотах (ну, кроме разве постоянного тока), но опять же на таких частотах провода такой толщины (которая будет критична с точки зрения скин-эффекта) вряд ли кто будет использовать.

Aleksander писал(а):
Забыли добавить в теории или не знали этого?
К первоисточникам (любым) нужно относиться с известной долей здравого смысла, например, нужно понимать, что теория упрощает (всегда) процессы происходящие в природе, проводники здесь не исключение.

Извините Александр, не сразу заметил, что Вы ко мне обращаетесь. Не упрощает теория, а описывает физические явления определенным образом, кроме того математика показывает до каких пределов точности имеет СМЫСЛ учитывать те или иные влияния. Самый яркий пример для нас это цифровая запись, если не допускать определенных упрощений, то на ней нужно было бы поставить крест, однако этого не произошло именно из-за здравого смысла в отношении некоторых допущений, а возвращаясь к теме то волновое сопротивление оказывает на качество звука меньшее влияние, чем способ записи, а точнее практически не оказывает.

"Лапша" имеет 300 Ом
а добиваться КНИ меньше 0.01% тоже не имеет смысла?
а также уровня шума, фона и прочих искажений ниже -70дБ?
Тогда флаг в руки!!!
кстати по поводу скин -эффекта: на частоте в 10кГц в проводнике сечением в 1,5 кв.мм ток в центре проводника в 2,5 раза меньше , чем на его поверхности, а на частоте в 20Кгц в 3.5 раза. Мало?(вы думаете для чего некоторые используют для подключения линцендрат)
тогда два флага в руки.

Кстати , я не понял , а чем так плохо цифровое представление сигнала?
Без этой Великой революции многие вещи были бы просто не доступны.( я не имею ввиду цену)!!!

MINOX писал(а):
"Лапша" имеет 300 Ом

Точно. И как же я забыл? icon_biggrin.gif
Только ни один телефонист (и не только) не сможет даже точно сказать, какое у "лапши" погонное сопротивление (встречал экземпляры, у которых на расстоянии 50 м друг от друга эти параметры отличались в 1,5 раза).

MINOX писал(а):
а добиваться КНИ меньше 0.01% тоже не имеет смысла?
а также уровня шума, фона и прочих искажений ниже -70дБ?
Тогда флаг в руки!!!

Вы знаете, расширять область спора в другие области - признак отсутствия аргументов по обсуждаемому вопросу. У меня есть ответ и на эти утверждения, но приводить здесь его не нахожу нужным. поскольку обсуждение тогда будет "ничего", а так, в общем всего понемножку.
Вопрос с 10 кГц и "резюком", как Вы его называете - штука весьма некорректная. Доказательство? Элементарное: подключите тот же резюк напрямую к выходу усилителя и сравните на них сигналы. Если Вы найдете хоть одно отличие - вот тогда флаг Вам в руки. Меандр 10 кГц для усилителя нетипичный сигнал, поскольку имеет полосу гораздо шире стандартной верхней полосы 20кГц. Завал на вышележащих частотах приводит к искажению формы импульса. Но! Если Вы посмотрите аналогичные осциллограммы на выходе АС (хотя бы в том же журнале S&V), то Вы поймете, что эти искажения ничто по сравнению с искажениями, вносимыми АС. И, кстати, эти искажения также ничто, поскольку происходят за пределами слышимой зоны.
MINOX писал(а):
кстати по поводу скин -эффекта: на частоте в 10кГц в проводнике сечением в 1,5 кв.мм ток в центре проводника в 2,5 раза меньше , чем на его поверхности, а на частоте в 20Кгц в 3.5 раза. Мало?(вы думаете для чего некоторые используют для подключения линцендрат)
тогда два флага в руки.

"Некоторые" могут использовать все, что захотят (литцендрат, кстати, весьма неоднозначная штука, поскольку резко увеличивает погонную емкость и индуктивность, а качество его изготовления может реально сказаться на качестве сигнала). Каждый сходит с ума по своему. И не мне их в этом разубеждать. А уж если Вы приводите такие красивые и якобы убедительные цифры, то не поленитесь посчитать разницу в сопротивлении проводника большого сечения на 20кГц и на 20Гц и Вы все поймете. (Неплохо бы после этого сравнить эту разницу с графиком зависимости импеданса АС от частоты, тогда станет понятно вдвойне, и флага не понадобится.
MINOX писал(а):

Кстати , я не понял , а чем так плохо цифровое представление сигнала?
Без этой Великой революции многие вещи были бы просто не доступны.( я не имею ввиду цену)!!!

А Вы подайте на вход АЦП меандр 10 кГц и посмотрите, что с ним станется на выходе соответствующего ЦАП.

А Вы подайте на вход АЦП меандр 10 кГц и посмотрите, что с ним станется на выходе соответствующего ЦАП.
========================
И чтоже там будет?
Вы сами ставите некорректый вопрос!
какой это ЦАП и АЦП?
А есть ли устройство выполняющее функцию SinX/X ?
Какова частота дискретизации и количество уровней квантования, какова передаточная характеристики этой пары(а то есть и нелинейные , типа м-255)
А вообще прочтите теорему Котельникова -Шинона(это правда не о цифровом представлении сигнала, но близко)

Исходя из Ваших посылов , то при подключении колонок сопротивлением 8 ом к усю
можно использовать кабель сопротивлением типа 0.4 - 0.2 Ом, т.к 8Ом >>0.4-0.2 Ом ?

MINOX писал(а):
А Вы подайте на вход АЦП меандр 10 кГц и посмотрите, что с ним станется на выходе соответствующего ЦАП.
========================
И чтоже там будет?
Вы сами ставите некорректый вопрос!
какой это ЦАП и АЦП?
А есть ли устройство выполняющее функцию SinX/X ?
Какова частота дискретизации и количество уровней квантования, какова передаточная характеристики этой пары(а то есть и нелинейные , типа м-255)
А вообще прочтите теорему Котельникова -Шинона(это правда не о цифровом представлении сигнала, но близко)

Да будь хоть что - сигнал Вы на выходе не узнаете. Если конкретику - то тогда берите существующий стандарт CD - ведь именно на него ссылались по поводу цифровых форматов. Частота дискретизации, количество уровней квантования известно. Метод АЦП берите самый продвинутый, который только знаете. ЦАП, теоретически, можно выбирать, но обычно в данных ветках люди "слушают", а значит нарваться можно абсолютно на любой, т.е. при записи ориантироваться на какой-то конкретно нельзя (это условие) -> нужно брать "середнячка".
И теорема, указанная Вами, мне знакома, только вот, действительно, здесь она мало применима.

MINOX писал(а):
Исходя из Ваших посылов , то при подключении колонок сопротивлением 8 ом к усю
можно использовать кабель сопротивлением типа 0.4 - 0.2 Ом, т.к 8Ом >>0.4-0.2 Ом ?

Интересно, и где же это я такое говорил? Если бы колонки были активным сопротивлением, то, действительно, никаких проблем с проводами такого сопротивления не было бы. Но я всегда говорил, что АС нелинейны - это раз, и что они по сути своей не пассивны - это два (не пассивны - это означает, что они сами в результате внутренних переходных процессов генерят некую ЭДС (паразитную)). А вот уже исходя из этого необходимо предусмотреть меры по подавлению этих явлений (демпфированию). И поэтому выбирается провод, по сопротивлению сравнимый с выходным сопротивлением усилителя.
Однако, в Ваших рассуждениях имеется мысль именно о влиянии провода на "прямой" сигнал. А в этом случае - да, можно рассматривать это влияние как изменение "проводимости" (не совсем правильный термин, конечно, так как в радиотехнике есть такой термин с несколько другим значением) в зависимости от каких-то условий. Вы указали на влияние из-за поверхностного эффекта - так вот и посчитайте, что этот поверхностный эффект вносит в "проводимость" кабеля.
Волновое сопротивление (еще один параметр, который Вы упоминали) влияет на сопряжение, а там уже зависимость от частоты совершенно прямая. Попробуйте посчитать потери из за рассогласования волновых сопротивлений в тракте передачи на этих частотах и они окажутся гораздо ниже динамического диапазона современной записи.
Собственно, я никаких претензий к Вашим убеждениям не предъявляю. Ваше дело - учитывать эти Ваши познания при выборе или нет.

MINOX писал(а):

а добиваться КНИ меньше 0.01% тоже не имеет смысла?
а также уровня шума, фона и прочих искажений ниже -70дБ?


Для маркетинга весьма полезные цифры, а если слушать то нет конечно.

MINOX писал(а):

Исходя из Ваших посылов , то при подключении колонок сопротивлением 8 ом к усю
можно использовать кабель сопротивлением типа 0.4 - 0.2 Ом, т.к 8Ом >>0.4-0.2 Ом ?


И даже больше. Иногда резистор в 1-2 ома между усилителем и АС не только не вреден, но даже полезен.

Minox

И даже больше. Иногда резистор в 1-2 ома между усилителем и АС не только не вреден, но даже полезен.=====
=========================
Интересно, это ж в каких случаях?
Наверно , когда колонки такие , что их импенданс падает до 1-2 Ом?

Да будь хоть что - сигнал Вы на выходе не узнаете. Если конкретику - то тогда берите существующий стандарт CD - ведь именно на него ссылались по поводу цифровых форматов. Частота дискретизации, количество уровней квантования известно. Метод АЦП берите самый продвинутый, который только знаете. ЦАП, теоретически, можно выбирать, но обычно в данных ветках люди "слушают", а значит нарваться можно абсолютно на любой, т.е. при записи ориантироваться на какой-то конкретно нельзя (это условие) -> нужно брать "середнячка".
И теорема, указанная Вами, мне знакома, только вот, действительно, здесь она мало применима.
=================
Да, все там нормально!!!
Видно все же указанную теорему Вы не очень рубите.
Для дискретного сигнала(а после квантования он становится цифровым) есть жесткое (очень жесткое )условие: Спектр сигнала должен быть ограничен частотой не менее , чем в два раза ниже частоты дискретизации, иначе будет модуляция(образование комбинационных частот) и полная каша. А Вы предлагаете подать меандр частотой 10 КГц.
Помимо ИКМ(АДИКМ, ДИКМ) ,есть еще и различные виды дельта-модуляции,
кстати попробуйте записать этот же сигнал на винил или тем более на магнитофон,
результат итог будет не совсем приятный.

Интересно, и где же это я такое говорил? Если бы колонки были активным сопротивлением, то, действительно, никаких проблем с проводами такого сопротивления не было бы. Но я всегда говорил, что АС нелинейны - это раз, и что они по сути своей не пассивны - это два (не пассивны - это означает, что они сами в результате внутренних переходных процессов генерят некую ЭДС (паразитную)). А вот уже исходя из этого необходимо предусмотреть меры по подавлению этих явлений (демпфированию). И поэтому выбирается провод, по сопротивлению сравнимый с выходным сопротивлением усилителя.
Однако, в Ваших рассуждениях имеется мысль именно о влиянии провода на "прямой" сигнал. А в этом случае - да, можно рассматривать это влияние как изменение "проводимости" (не совсем правильный термин, конечно, так как в радиотехнике есть такой термин с несколько другим значением) в зависимости от каких-то условий. Вы указали на влияние из-за поверхностного эффекта - так вот и посчитайте, что этот поверхностный эффект вносит в "проводимость" кабеля.
Волновое сопротивление (еще один параметр, который Вы упоминали) влияет на сопряжение, а там уже зависимость от частоты совершенно прямая. Попробуйте посчитать потери из за рассогласования волновых сопротивлений в тракте передачи на этих частотах и они окажутся гораздо ниже динамического диапазона современной записи.
Собственно, я никаких претензий к Вашим убеждениям не предъявляю. Ваше дело - учитывать эти Ваши познания при выборе или нет.
===========================================
проводимость -это величина оБратная сопротивлению.
Знаете,ВЫ сами то считали?!
90дБ -это 0.00003 от сигнала, а мощность передаваемая от уся большая,посчитайте и убедитесь , что при соединени колонки 4Ома кабелем с волновым 100Ом искажения будут и не забудьте , что выходное сопротивление уся не равно 0.

Re: Minox

Anonymous писал(а):
И даже больше. Иногда резистор в 1-2 ома между усилителем и АС не только не вреден, но даже полезен.=====
=========================
Интересно, это ж в каких случаях?
Наверно , когда колонки такие , что их импенданс падает до 1-2 Ом?


Винить можно что угодно: реактивность АС, плохую реализацию ООС в усилителе или недостаток мощности. Решение любой и данных задач приносит положительный результат. Резистор в цепи - сурогат токового управления.

Вот имено, что сурогат!
При таком решении катострофически падает коэфициент демфирования и получается целый букет минусов(Басы не управляемы, верха жесткие , потеря динамики и т.д.)

MINOX писал(а):
Вот имено, что сурогат!
При таком решении катострофически падает коэфициент демфирования и получается целый букет минусов(Басы не управляемы, верха жесткие , потеря динамики и т.д.)


Ерунда, это конечно не панацея, но никаких катастроф. Вы знаете какой КД на ламповом однотактнике без ООС? И басы управляемые (если в АС решена задача демпфирования), и верха какие транзисторникам класса АВ не снились, и динамика и микродинамика....

Ерунда, это конечно не панацея, но никаких катастроф. Вы знаете какой КД на ламповом однотактнике без ООС? И басы управляемые (если в АС решена задача демпфирования), и верха какие транзисторникам класса АВ не снились, и динамика и микродинамика....
============
Все это сказки!!!!
С резюком по выходу в 2 Ома не будет звука.!

Колобок писал(а):
Все это сказки!!!!
С резюком по выходу в 2 Ома не будет звука.!


Отчего ему не быть? Резюки, омы, выходы... я тоже знаю много странных слов, но большинство из них также к делу не относятся. Вы никогда не заглядывали внутрь АС дороже 100уе? Может резисторы внутри разделительных фильтров перед ГД стоят сплошь и рядом? Или может перед ГДНЧ вобще принято ставить катушку активное сопротивление которой далеко от нуля?

Отчего ему не быть? Резюки, омы, выходы... я тоже знаю много странных слов, но большинство из них также к делу не относятся. Вы никогда не заглядывали внутрь АС дороже 100уе? Может резисторы внутри разделительных фильтров перед ГД стоят сплошь и рядом? Или может перед ГДНЧ вобще принято ставить катушку активное сопротивление которой далеко от нуля?
==========================
Кроме того, что увидели. надо знать где и для чего стоят элементы фильтра(Резюки. кондюки и дросселя).
Практически последовательно с динамиком резисторы не ставятся, а ставятся в фильтрах для понижения добротности последних.
активное сопротивление дросселя не такое большое, как Вам кажется(если катушка намотана проводом нужного сечения), доли Ома.и для понижения активного сопротивления катушки фильтров часто имеют ферромагнитный сердечник.
отношение к феромагнитному сердечнику не однозначное отношение (дополнительные нелинейные искажения), но Hi-Fi - мир компромисов.

MINOX писал(а):
...
Видно все же указанную теорему Вы не очень рубите.
Для дискретного сигнала(а после квантования он становится цифровым) есть жесткое (очень жесткое )условие: Спектр сигнала должен быть ограничен частотой не менее , чем в два раза ниже частоты дискретизации, иначе будет модуляция(образование комбинационных частот) и полная каша. А Вы предлагаете подать меандр частотой 10 КГц.

Во-первых, меандр указанной частоты советовали подавать Вы, а не я. Правда, на аналоговый вход. Вот только и аналоговый вход - он не с бесконечной шириной полосы пропускания. А ограничение полосы - достаточно близкое (в большинстве случаев - 20 кГц). Соответственно, и указанные Вами явления (но не зависящие от провода, а зависящие от конструкции усилителя) будут проявляться также, как и в цифре. Собственно, об этом я и говорил.
Что касается цифровой записи, то именно Вы опять же утверждали, что там ничего плохого не происходит. А сейчас вот говорите, что нужна жесткая фильтрация высоких гармоник (а как же это нормально сделать-то - ножом-то не отрежешь - значит искажения в цифру все-же просачиваются). Собственно, именно об этом я опять же говорил. И даже если эта фильтрация реализована грамотно, все равно, на фазовые искажения она повлияет значительно, а значит о стабильной стереопанораме можно говорить с большой натяжкой. Конечно, звукорежиссеры об этом знают и вносят коррективы в сигнал, только как же быть тогда с верностью звучания? Ведь эти коррективы искуственны. И если мы померяем там КНИ (по сравнению с исходным сигналом), то очень удивимся полученной цифре. Куда там до 0,01%!!!
MINOX писал(а):

Помимо ИКМ(АДИКМ, ДИКМ) ,есть еще и различные виды дельта-модуляции,
кстати попробуйте записать этот же сигнал на винил или тем более на магнитофон,
результат итог будет не совсем приятный.

Ну, мы сейчас говорим о реально реализованном механизме. Расширять можно до бесконечности - перескакивая на SACD и прочее. Я же предлагал Вам это все посмотреть на реальном и распространенном CD.
А то, что тракт на виниле и магнитофоне обладает низким динамическим диапазоном, а также более узкой полосой ни для кого не новость. Собственно - это только усугубление моих утверждений об ограниченной полосе усилителя. Только провода-то здесь причем? Вы-то это к проводам пытались прикрутить.

MINOX писал(а):

...
проводимость -это величина оБратная сопротивлению.

Я знаю. Но я применял ее в несколько другом смысле, надеюсь Вы поняли.
MINOX писал(а):

Знаете,ВЫ сами то считали?!
90дБ -это 0.00003 от сигнала, а мощность передаваемая от уся большая,посчитайте и убедитесь , что при соединени колонки 4Ома кабелем с волновым 100Ом искажения будут и не забудьте , что выходное сопротивление уся не равно 0.

MINOX, для того, чтобы о чем-то спорить, сначала определитесь, НА ЧТО влияет рассогласование в тракте. Так вот, рассогласование влияет на:
* потери в месте рассогласования;
* отраженную волну;
* эффективность распространения волн (идеал - стоячая волна, но она не передает сигнал).
О стоячих волнах речи не идет (сравните длину кабеля с длиной волны).
Собственно, потери в месте согласования будут весьма близкими в таком узком диапазоне частот. Потери от уровня сигнала не зависят и определяются этим самым уровнем. То есть, на большом сигнале и потери (в абсолютном выражении) будут больше.
Отраженный сигнал (его амплитуда) также зависит от подаваемого, поэтому нельзя сравнивать сигнал большой амплитуды (вернее - искажения в нем) с уровнем сигнала на пределе динамического диапазона. К тому же, на таких частотах, отраженный сигнал (если он вообще будет - максимум тракта - резистивное на этих частотах) будет очень быстро затухать на выходном сопротивлении усилителя не внося изменений в сигнал.

MINOX писал(а):

1 Практически последовательно с динамиком резисторы не ставятся, а ставятся в фильтрах для понижения добротности последних.

2 активное сопротивление дросселя не такое большое, как Вам кажется(если катушка намотана проводом нужного сечения), доли Ома.и для понижения активного сопротивления катушки фильтров часто имеют ферромагнитный сердечник.


1 Сплошь и рядом в приличных АС перед ВЧ и СЧ динамиками последовательно ставят резисторы для выравнивания АЧХ.
2 Какие доли? Сотые или тысячные. Или всеже 0.8 - 0.2ом?

poty
Мастер
=========вы ,когда пишите , хоть читайте , что написали!
а то каша какая то , сами себе противоречите. То у вас потери не зависят от уровня сигнала , то зависят. Определитесь уж какие потери имеете ввиду относительные или абсолютные.И что такое на пределе динамического диапазона? где сверху или снизу этого диапазона?
Где вы Видели уси с ограничением полосы пропускания в 20 Кгц?
Еще в начале 80-х было определено , что лучший усь для звука -это т.н. видео-усилитель.
На счет фазовых искажений.
Это очень модный термин , но много в этих искажениях(как впрочем и во всем звуке )не изучено .А что плохо изучено не являтся аргументом.Например много ли известно об амплитудно-частотной адаптации уха или просто про амплитудную адаптацию.
кстати фазовые искажения у Винил-проигрывателей и магнитофонов поболее будут. icon_smile.gif
Заодно хочу спросить , какой неучь сказал , а теперь все повторяют, что фильтры и тонкомпенсация ОБЯЗАНЫ вносить фазовые искажения?

==========================
А то, что тракт на виниле и магнитофоне обладает низким динамическим диапазоном, а также более узкой полосой ни для кого не новость. Собственно - это только усугубление моих утверждений об ограниченной полосе усилителя

=============================================
Более узкой полосой посравнению с чем?
С СД ? Вы уверены? icon_sad.gif icon_eek.gif

MINOX писал(а):
poty
Мастер
=========вы ,когда пишите , хоть читайте , что написали!
а то каша какая то , сами себе противоречите. То у вас потери не зависят от уровня сигнала , то зависят. Определитесь уж какие потери имеете ввиду относительные или абсолютные.И что такое на пределе динамического диапазона? где сверху или снизу этого диапазона?

MINOX, если можно, то будьте поконкретнее. Я в своих высказываниях никаких рассогласованностей не заметил.
Про потери. Это Вы сравниваете потери в абсолютном выражении, я указал, что такое сравнение делать нельзя, а нужно пользоваться относительными величинами. Так что ответ на этот вопрос этот Вы просто не уловили.
По поводу динамического диапазона. Я отвечал на ВАШЕ сообщение, где Вы приводили пример самого малого сигнала и пытались его сравнивать с помехами от самого большого сигнала. Собственно, отношение наибольшего к наименьшему и является динамическим диапазоном. Или я что-то не понял?
MINOX писал(а):
Где вы Видели уси с ограничением полосы пропускания в 20 Кгц?
Еще в начале 80-х было определено , что лучший усь для звука -это т.н. видео-усилитель.

"Ограничения" как такового нет. Просто, если Вы посмотрите на АЧХ любых усилителей, то увидите, что с некоторого уровня их АЧХ на высоких (да и на низких тоже) имеет завал. Вот и ограничение. Естественно, оно значительно хуже (по добротности), нежели у фильтра, но ситуацию это не исправляет. Данный факт БУДЕТ изменять форму меандра с частотой 10 кГц...
Про видеоусилитель не понял....

MINOX писал(а):
На счет фазовых искажений.
Это очень модный термин , но много в этих искажениях(как впрочем и во всем звуке )не изучено .А что плохо изучено не являтся аргументом.Например много ли известно об амплитудно-частотной адаптации уха или просто про амплитудную адаптацию.
кстати фазовые искажения у Винил-проигрывателей и магнитофонов поболее будут. icon_smile.gif
Заодно хочу спросить , какой неучь сказал , а теперь все повторяют, что фильтры и тонкомпенсация ОБЯЗАНЫ вносить фазовые искажения?

Первое. Изучение идет полным ходом. Собственно, значительная часть наших пространственных ощущений формируется из разности фаз звуковых волн, приходящих на наших 2 уха. И такую вотчину не могли оставить в покое. Сейчас это все изучено-переезжено и трансформировано во всякие системы объемного звучания и проч. Используется также широко при сведении, для получения полноценной стереопанорамы.
Второе. Если Вы когда-нибудь рассчитывали хоть какой-нибудь фильтр, то вопросов у Вас по поводу вносимых фазовых искажений не возникнет. По-простому - любой фильтр является (в зависимости от частоты) либо емкостным, либо индуктивным, либо активным сопротивлением. Все, кроме последнего (а активное сопротивление у фильтра только в очень ограниченном диапазоне частот) вносят фазовые сдвиги (надеюсь об этом не надо говорить).

MINOX писал(а):

==========================
А то, что тракт на виниле и магнитофоне обладает низким динамическим диапазоном, а также более узкой полосой ни для кого не новость. Собственно - это только усугубление моих утверждений об ограниченной полосе усилителя

=============================================
Более узкой полосой посравнению с чем?
С СД ? Вы уверены? icon_sad.gif icon_eek.gif

Абсолютно. Вы помните такие системы шумоподавления как Dolby и иже с ними? А Вы помните, на каких принципах они действовали? Собственно - расширение динамического диапазона (некоторые - только в определенный чатсотных диапазонах) при воспроизведении при искуственном сужении его при записи. Это была плата за низкий динамический диапазон (особенно - на высоких). То же самое - на виниле. Всем известные корректоры для винила - это ничто иное как коррекция предыскажений, вносимых в исходную запись (как правило - на высоких). Ну, и вообще-то, можно по характеристикам посмотреть...

Ну. вобщето динамический диапазон- отношение номинального сигнала к уровню помех.
Т.н. видео-усилитель-это усилитель с частотой от 0Гц до МГц.
Иногда надо смотреть не только на относительные потери . но и на абсолютные(тепло оно и в африке тепло)

А кто сказал, что фильтр должен быть на реактивных элементах?!

А то, что тракт на виниле и магнитофоне обладает низким динамическим диапазоном, а также более узкой полосой ни для кого не новость. Собственно - это только усугубление моих утверждений об ограниченной полосе усилителя
это чьи слова?
Я спросил про полосу частот . а Вы мне про динамический диапазон и компандерные системы. icon_confused.gif Аналовые системы имеют или могут иметь более широкую полосу . так как там не жесткого ограничения этой полосы . как у СД.Например магнитофон со скоростью 38 или 76 см/сек имеет частоту пропускания до 35-50КГц, а не 22Кгц. как у СД.
а на сладкое про фазовые искажения. icon_smile.gif
объясните мне (полному профану в звуке), как так происходит, что акустические волны 20-20000Гц имеют разные длины волн (разница в 1000раз), разную скорость распространения(которая зависит от частоты и даже от влажности воздуха), а в точке прослушивания он все приходят в одной фазе(что волна частотой 100 ГЦ что волна частотой 10КЦ)? Или это коггерентное излучение? я уж не говорю про отражение акустических волн от стен и т.п.

Minox писал(а):
а на сладкое про фазовые искажения. icon_smile.gif


Можно я? icon_smile.gif
Объясняю.
Звучание акустических инструментов представляет собой очень сложное гармоническое колебание. Существует слуховая память на образцы такого звучания.
Так вот, фазовые искажения, даже минимальные нарушают этот слуховой образ. Поэтому с ними и борються, выстраивают динамики в одну линию (условно, потому что слышимые фазовые потери происходят даже в фильтре акустичской системы )

Minox писал(а):
объясните мне (полному профану в звуке), как так происходит, что акустические волны 20-20000Гц имеют разные длины волн (разница в 1000раз), разную скорость распространения(которая зависит от частоты и даже от влажности воздуха), а в точке прослушивания он все приходят в одной фазе


Кто это сказал?

объясните мне (полному профану в звуке), как так происходит, что акустические волны 20-20000Гц имеют разные длины волн (разница в 1000раз), разную скорость распространения(которая зависит от частоты и даже от влажности воздуха), а в точке прослушивания он все приходят в одной фазе

Кто это сказал

Извините. но если они приходят с разными фазами, то что это такое(
Это и есть фазовые искажения.
Кстати. для уменьшения фазовых искажений из-за разной скорости распространения акустических волн разных частот. во многих дорогих колонках динами выстраивают не по линии , а горкой( Гранд утопия, KEF 101, теже наутилусы)

Minox писал(а):
Извините. но если они приходят с разными фазами, то что это такое(
Это и есть фазовые искажения.


Я уже все объяснил.
Еще раз, откуда сведения, что они приходят в одной фазе?
Они должны приходить в той фазе, в которой генерировались, в идеале конечно. Отличия от идеала и есть те искажения о которых вы упоминаете.
Если это опять непонятно, я умолкаю.

Minox писал(а):
Кстати. для уменьшения фазовых искажений из-за разной скорости распространения акустических волн разных частот. во многих дорогих колонках динами выстраивают не по линии , а горкой( Гранд утопия, KEF 101, теже наутилусы)


Я специально написал, что условно "ровно", для упрощения понимания. Это значит акустически ровно для правильного излучения.

Еще раз, откуда сведения, что они приходят в одной фазе?
Они должны приходить в той фазе, в которой генерировались, в идеале конечно. Отличия от идеала и есть те искажения о которых вы упоминаете.
Если это опять непонятно, я умолкаю.

Эти сведения от тех людей , которые любят говорить о фазовых искажениях и их полном изучении!!!
когда я это писал . я писал иронически.
Дело в том , что с одной фазой акустические волны разных частот принципиально прейти не могут.Даже . если представить идеальный тракт(источник , усилитель, колонки , помещение) , то в точке прослушивания С фазами беда!Но слушаем!
А говорят фазовые искажения изучены!
Да . ни хрена ничего не изучено!!
Да, есть серьезные исследования. но это академические труды , но большинство читают научно-популярные журналы и книжки(типа Hi-Fi для чайников) и читая даже не задумываются , а все ли в ней верно.
Кстати вопрос на засыпку: кто услышит фазовые искажения в 180 градусов или 360 ?

Я в курсе того, что Вам ответил Alexander, поэтому частично буду ссылаться на его ответы.
Minox писал(а):
А кто сказал, что фильтр должен быть на реактивных элементах?!

Просто характеристики активных элементов не зависят от частоты. А смысл фильтра (ну, применимо к текущей теме, конечно) - это разная проводимость на разных частотах.
Minox писал(а):

poty писал(а):
А то, что тракт на виниле и магнитофоне обладает низким динамическим диапазоном, а также более узкой полосой ни для кого не новость. Собственно - это только усугубление моих утверждений об ограниченной полосе усилителя

это чьи слова?

Это слова мои (я позволил себе их выделяить как мои).
Minox писал(а):
Я спросил про полосу частот . а Вы мне про динамический диапазон и компандерные системы. icon_confused.gif Аналовые системы имеют или могут иметь более широкую полосу . так как там не жесткого ограничения этой полосы . как у СД.Например магнитофон со скоростью 38 или 76 см/сек имеет частоту пропускания до 35-50КГц, а не 22Кгц. как у СД.

Вы спросили про эту мою фразу, а в ней было указано два параметра: динамический диапазон и полоса. Отвечая по первому параметру я частично затронул и второй (предыскажения при записи для корректировки АЧХ).
Теперь по поводу того, что аналоговые системы "имеют или могут иметь более широкую полосу". Я ничего против этого не говорил. Более того, всем известно, что до наступления "цифровой эры" все писалось в аналоге и довольно неплохо. Мы рассматривали конкретную реализацию таких аналоговых систем - это бытовые магнитофоны и бытовые же проигрыватели винила (я, правда, не в курсе - существуют ли профессиональные проигрыватели винила, про профессиональные магнитофоны я слышал). Собственно, о параметрах именно этих систем я и позволил себе высказаться. Просто абстрактно говорить об этом я не хочу, так как мы уйдем в область чистого полимизирования и так ничего и не останется в "сухом остатке". А по бытовым аппаратам - мои замечания вполне всем понятны. Кроме того, граница АЧХ определяется не только уровнем сигнала на данной частоте. По существующим правилам, так как разработать адекватную методику измерения АЧХ довольно сложно, при построении АЧХ учитываются еще нелинейные искажения на этих частотах (по-простому: если данное увеличение амплитуды сигнала вызвано не основным сигналом, а его гармониками, то это никакое не увеличение сигнала, а увеличение искажений). Кстати, поэтому я слышал о реализациях усилителей, которые имели значительный завал на частотах выше 20 кГц (для удаления интермодуляционных искажений).
Minox писал(а):
объясните мне (полному профану в звуке), как так происходит, что акустические волны 20-20000Гц имеют разные длины волн (разница в 1000раз), разную скорость распространения(которая зависит от частоты и даже от влажности воздуха), а в точке прослушивания он все приходят в одной фазе(что волна частотой 100 ГЦ что волна частотой 10КЦ)? Или это коггерентное излучение? я уж не говорю про отражение акустических волн от стен и т.п.

Итак. Первая ошибка, как уже сказал Вам Alexander - это то, что волны разных частот приходят со своей фазой к источнику прослушивания, в общем случае, не равной друг другу. Бинауральный эффект (это эффект, отвечающий за распознавание направления и дальности источника звука) основан на нескольких явлениях. В СЧ это, в основном, РАЗНОСТЬ ФАЗ, приходящих с разных направлений. То есть абсолютное значение фазы роли никакой не играет (на СЧ). Поэтому, перевернете Вы фазу на 180 градусов или на 360 градусов - разницу Вы не почувствуете. На НЧ направленность вообще теряется, так как длина волны становится очень большой и добиться приемлемой разности фаз (относительно чувствительности к этому уха) становится невозможно, амплитуда по той же причине практически не зависит от расстояния от источника до ушей. На ВЧ малые перемещения ушей и головы приводят к значителному изменению разности фаз и тоже не несут никакой информации для уха, однако амплитуда сигнала может различаться на достаточное значение, чтобы ухо уловило это различие. Собственно, для моно записей ФЧХ тракта могли повлиять на воспоризведение только если были значительные отклонения в фазе со стороны НЧ диапазона (запаздывание на 0,05 сек уже можно различить) - чего никогда не получалось. Для стерео разность фаз стала играть такую же роль, как и АЧХ, но не для достоверности воспроизведения, а для получения полноценной стереокартины.
В заключение хочу отметить, что несмотря на то, что в теории описанной выше, не играет роль форма ФЧХ (то есть нет зависимости задержек одной частоты от другой), в реальных условиях мы имеем еще отражение от стен, которое может создать интерференционную картинку и изменить восприятие отдельных полос частот. Но это опять же все изучено и выпущено в виде достаточно простеньких брошюрок типа "начинающему звукорежиссеру". Кстати, и развитие всяких систем имитации объемного звучания (типа Dolby Prologic) тому веское доказательство.

Aleksander писал(а):

Звучание акустических инструментов представляет собой очень сложное гармоническое колебание. Существует слуховая память на образцы такого звучания.


Ничего подобного. Для простоты анализа звучание (значение звукового давления от времени) представляется на некотором отрезке времени гармонической функцией. В виду грубого подхода лаборатории моделирующие звук давно перешли на нелинейные моделирование.

ДЛЯ poty
Мастер
===========
Помните , я сказал про Великую цифровую революцию?
Фильтр - это устройство имеюшее разный коэффициент передачи на разных частотах и не ьолее.если расмотреть математическую модель фильтра Uвых=Uвх*K, то можно увидеть , что фаза здесь не причем.Вопрос фазы возникает ТОЛЬКО при ТЕХНИЧЕСКОЙ реализации фильтра.Да. в аналоговой технике часто испольцуются реактивные элементы для построения фильтров. Но в цифровой !?
Поняли идею? Да, в ц ифре сплошная математика и как следствие в цифровом фильтре фазовых искажений просто нет.

На счет фазы акустических колебаний.
Извините , но у Вас с этим полная каша.
вы пишите одно тут же совсем другое.
То фазы разные в точке прослушивания , то вроде как одинаковые.
Если длина волны разная . то и фаза будет разной, т.е. на лицо фазочастотные искажения.
Теперь о объемном звучании. Принцип состоит не в разности фаз .а в разном времени прохождения сигнала до правого и левого уха( это частое заблуждение . т.к. фаза и время параметры часто близкие,т.е. часто одно следует из другого, но неравнозначные). одним ухом стерео не услышишь.
Dolby Prologic построен именно на временном запаздывании сигнала

а разговор об акустических волнах я завел для того, чтобы показать . что влияние фазовых искажений толком не исследовано(т.к. фазовые искажения при распостранении сигнала от излучателя до точки прослушивания просто огромны, но звук то мы слышим).кстати также не исследован вопрос нелинейных искажений.
нелинейные искажения усилителя и колонок имеют разное воздействие на слушателя.

По существующим правилам, так как разработать адекватную методику измерения АЧХ довольно сложно, при построении АЧХ учитываются еще нелинейные искажения на этих частотах (по-простому: если данное увеличение амплитуды сигнала вызвано не основным сигналом, а его гармониками, то это никакое не увеличение сигнала, а увеличение искажений).
===========================
Извините. но что сложного в методике!
Все просто как дверь.
Если вы боитесь гармоник. ну не учитывайте их.
ведь гармоники -это f*2 ,f*3 и т.д., а Вам надо померить сигнал с частотой f.











8

minox писал(а):
ДЛЯ poty
Мастер
===========
Помните , я сказал про Великую цифровую революцию?
Фильтр - это устройство имеюшее разный коэффициент передачи на разных частотах и не ьолее.если расмотреть математическую модель фильтра Uвых=Uвх*K, то можно увидеть , что фаза здесь не причем.Вопрос фазы возникает ТОЛЬКО при ТЕХНИЧЕСКОЙ реализации фильтра.Да. в аналоговой технике часто испольцуются реактивные элементы для построения фильтров. Но в цифровой !?
Поняли идею? Да, в ц ифре сплошная математика и как следствие в цифровом фильтре фазовых искажений просто нет.

- В аналоговой технике ВСЕГДА используются реактивные элементы для построения фильтров.
- ПЕРЕД преобразованием сигнала в цифровую форму ВСЕГДА ставятся фильтры. А значит - перед оцифровкой УЖЕ происходят фазовые искажения.
- Сама по себе оцифровка - это цифровой фильтр, который вносит фазовые искажения.
- Точность цифрового преобразования (фильтрации) конечна и НЕ целочисленна, поэтому такое преобразование вносит искажения так же, как и аналоговое, только при цифровом преобразовании есть возможности повышения точности, каких нет при аналоговом.

minox писал(а):
На счет фазы акустических колебаний.
Извините , но у Вас с этим полная каша.
вы пишите одно тут же совсем другое.
То фазы разные в точке прослушивания , то вроде как одинаковые.
Если длина волны разная . то и фаза будет разной, т.е. на лицо фазочастотные искажения.

Я прошу прощения, но, похоже мне, как и Alexander придется здесь умолкнуть. Вы хоть читаете ЧТО я пишу или пытаетесь сохранить в неприкосновенности свои аргументы? Я по-моему, весьма четко написал о том, что разные гармоники сигнала имеют КАЖДАЯ свою фазу и они НЕ РАВНЫ. НО!!!! ОНИ НЕ РАВНЫ И В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ!!! Искажения - это изменения сигнала по сравнению с начальным его видом. Поэтому, НАЛИЧИЕ РАЗНЫХ ФАЗ РАЗНЫХ ЧАСТОТ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ИСКАЖЕНИЯМИ.

minox писал(а):
Теперь о объемном звучании. Принцип состоит не в разности фаз .а в разном времени прохождения сигнала до правого и левого уха( это частое заблуждение . т.к. фаза и время параметры часто близкие,т.е. часто одно следует из другого, но неравнозначные). одним ухом стерео не услышишь.
Dolby Prologic построен именно на временном запаздывании сигнала

Естественно, в задержке. Но ухо-то оценивает не задержку (тем более, что сигналы, приходящие на одно и другое ухо - разные), а сдвиг фаз. Да, он разный для разных частот. НО! В пределах ОДНОЙ частоты (гармоники) РАЗНОСТЬ фаз будет эквивалентной той, что записана на носителе. И именно это явление (на СЧ) помогает нам ориентироваться в звуковом образе.
minox писал(а):
а разговор об акустических волнах я завел для того, чтобы показать . что влияние фазовых искажений толком не исследовано(т.к. фазовые искажения при распостранении сигнала от излучателя до точки прослушивания просто огромны, но звук то мы слышим).кстати также не исследован вопрос нелинейных искажений.
нелинейные искажения усилителя и колонок имеют разное воздействие на слушателя.

Как видно из моего объяснение выше, фазовые искажения, которые упоминаете Вы (и которые таковыми не являются) и реальные фазовые искажения - не есть одно и то же. А значит и об их "огромности" речи не идет.

minox писал(а):
По существующим правилам, так как разработать адекватную методику измерения АЧХ довольно сложно, при построении АЧХ учитываются еще нелинейные искажения на этих частотах (по-простому: если данное увеличение амплитуды сигнала вызвано не основным сигналом, а его гармониками, то это никакое не увеличение сигнала, а увеличение искажений).
===========================
Извините. но что сложного в методике!
Все просто как дверь.
Если вы боитесь гармоник. ну не учитывайте их.
ведь гармоники -это f*2 ,f*3 и т.д., а Вам надо померить сигнал с частотой f.
8

Для адекватного измерения АЧХ необходимо подавать сложный сигнал. А в нем уже сложно разобраться что есть гармоника, а что есть сигнал. В этом и сложность. А появляющиеся гармоники хорошо отслеживаются через КНИ, что позволяет приблизить измерения АЧХ к реальному состоянию вещей.

Для адекватного измерения АЧХ необходимо подавать сложный сигнал. А в нем уже сложно разобраться что есть гармоника, а что есть сигнал. В этом и сложность. А появляющиеся гармоники хорошо отслеживаются через КНИ, что позволяет приблизить измерения АЧХ к реальному состоянию вещей.
=========
несколько непонятно для чего подавать сложный сигнал для измерения АЧХ?
И каков он должен быть?
и разобраться не так сложно , есть такая штучка , как спектранализатор.


Естественно, в задержке. Но ухо-то оценивает не задержку (тем более, что сигналы, приходящие на одно и другое ухо - разные), а сдвиг фаз. Да, он разный для разных частот. НО! В пределах ОДНОЙ частоты (гармоники) РАЗНОСТЬ фаз будет эквивалентной той, что записана на носителе. И именно это явление (на СЧ) помогает нам ориентироваться в звуковом образе.
================================
Сдвиг фаз между чем и чем?
а если он равен нулю,то что? Где будет объект в этом звуковом образе?
а Вы уверены?


================================
- В аналоговой технике ВСЕГДА используются реактивные элементы для построения фильтров.
- ПЕРЕД преобразованием сигнала в цифровую форму ВСЕГДА ставятся фильтры. А значит - перед оцифровкой УЖЕ происходят фазовые искажения.
- Сама по себе оцифровка - это цифровой фильтр, который вносит фазовые искажения.
- Точность цифрового преобразования (фильтрации) конечна и НЕ целочисленна, поэтому такое преобразование вносит искажения так же, как и аналоговое, только при цифровом преобразовании есть возможности повышения точности, каких нет при аналоговом.

===========================================
Сама по себе оцифровка - это цифровой фильтр, который вносит фазовые искажения.


=======
Что вы имеете ввиду под оцифровкой?
Дискретизацию или квантование или весь процесс?

если квантование. то объясните пожалусто от куда приквантовании берутся фазовые искажения.

ПЕРЕД преобразованием сигнала в цифровую форму ВСЕГДА ставятся фильтры. А значит - перед оцифровкой УЖЕ происходят фазовые искажения
==================================
Это из книжек для чайников.
в фильтрах есть полоса пропускания и полоса не пропускания, в аналовых фильтрах (для примера фильтр первого порядка) основные фазовые искажения(от 45 до 90 градусов) находятся в полосе не пропускания.Чем дальше от частоты среза , тем меньше фазовые искажения в полосе пропускания..
а теперь не большая задачка:
преобразуем аналоговый сигнал со спектром 20-35000 в цифровой с потоком 352,8Кц*
20разрядов, потом с помощью цифрового фильтра обрезаем сектр до 20КГц иделаем перекодировку в поток 44.1*16.
вопрос найдите место , где возникают фазовые искажения.

MINOX писал(а):
Для адекватного измерения АЧХ необходимо подавать сложный сигнал. А в нем уже сложно разобраться что есть гармоника, а что есть сигнал. В этом и сложность. А появляющиеся гармоники хорошо отслеживаются через КНИ, что позволяет приблизить измерения АЧХ к реальному состоянию вещей.
=========
несколько непонятно для чего подавать сложный сигнал для измерения АЧХ?
И каков он должен быть?
и разобраться не так сложно , есть такая штучка , как спектранализатор.


Кажется здесь высказывается мысль, что характер звучания АС нельзя целиком оценить поданным АЧХ ФЧХ КНИ по причине того что реальный сигнал может не удовлетворять ни условиям непрерывности второй производной, ни уравнениям Лапласа (в разумных пределах конечноже)

MINOX писал(а):
несколько непонятно для чего подавать сложный сигнал для измерения АЧХ?
И каков он должен быть?
и разобраться не так сложно , есть такая штучка , как спектранализатор.

Просто для того, чтобы оценить реальную картину, а не технологическую прикидку. Например, при подаче на усилитель одновременно частоты 30 Гц и частоты 18000 Гц, полученный уровень сигнала на частоте 18000 может отличаться от уровня без подачи 30 Гц-ового сигнала (берем относительную картину, потому что для абсолютной он и так должен быть ниже). Надеюсь понятно почему.
Каким он должен быть? Это зависит от методики измерения. Кто-то подает шумоподобные широкополосные сигналы, кто-то "музыкоподобные", кому-то хватает скользящего тона...
А спектроанализатор - это только устройство отображения. Нужно еще понять что он там отображает и применимо ли это к реальной ситуации.
MINOX писал(а):
Сдвиг фаз между чем и чем?
а если он равен нулю,то что? Где будет объект в этом звуковом образе?
а Вы уверены?

Между тем же, между чем Вы меряете задержку. В реальности - это уши. В технике - это микрофоны (+ обработка звукорежиссером).
С "нулем" не так просто. "Нуль" будет на какой-то одной частоте, на других частотах он будет отличен от нуля. Единственное местоположение, где данный постулат будет иметь "нуль" на всех частотах - источник располагается непосредственно перед слушателем (на равных расстояниях до ушей/микрофонов). Да и то я бы оставил это отклонение для идеальных условий (возможно, в студии), поскольку на теже уши (микрофон) приходят еще отраженные волны, которые создают "дальностное" измерение.
Не совсем понял про вопросы о "звуковом образе" и своей уверенности.
MINOX писал(а):

Что вы имеете ввиду под оцифровкой?
Дискретизацию или квантование или весь процесс?

Весь процесс.
MINOX писал(а):

если квантование. то объясните пожалусто от куда приквантовании берутся фазовые искажения.

Очень просто. Квантование имеет ограниченное количество уровней квантования. То есть результирующий отсчет будет соответствовать оригинальному только с некоторой точностью. Так, например, пилообразный импульс будет иметь ступенчатую структуру на его наклонной части, что при сравнении будет давать периодическую 9с периодом "ступеньки") девиацию фазы.

Далее отвечу чуть позже - срочная работа...

Очень просто. Квантование имеет ограниченное количество уровней квантования. То есть результирующий отсчет будет соответствовать оригинальному только с некоторой точностью. Так, например, пилообразный импульс будет иметь ступенчатую структуру на его наклонной части, что при сравнении будет давать периодическую 9с периодом "ступеньки") девиацию фазы.
=========================
Вообщето при оцифровке нет понятий фазовых и гармонических искажений, а есть шумы квантования.При 16разрядах квантования их уровень менее -90ДБ, т.е. менее 0,003% от номинального уровня сигнала.
Насчет ступенек тоже не все так просто, кто-то апроксемирует прямоугольными шагами, кто-то "пилой". Да и при воспроизведении все эти ступенькт пропадут пройдя чрез устройство с функцией Sin t / t

Между тем же, между чем Вы меряете задержку. В реальности - это уши. В технике - это микрофоны (+ обработка звукорежиссером).
С "нулем" не так просто. "Нуль" будет на какой-то одной частоте, на других частотах он будет отличен от нуля. Единственное местоположение, где данный постулат будет иметь "нуль" на всех частотах - источник располагается непосредственно перед слушателем (на равных расстояниях до ушей/микрофонов). Да и то я бы оставил это отклонение для идеальных условий (возможно, в студии), поскольку на теже уши (микрофон) приходят еще отраженные волны, которые создают "дальностное" измерение.
=============================
Всеже не понятно, на что влияет фаза сигнала. и фазовые искажения?
Мы тут по дороге запутались:где стерео-звук . а где бинауральный.
В бинауральном звуке разность фаз для правого и левого уха по идеи должна быть в любой точке , если объект находится на оси проходящей через центр головы и перпендикулярной линии соединяюшей уши, но тут встает вопрос ,а как человек тогда определяет направление на объект?Ведь объект может находится и сзади и вверху и т.д., а разность фаз равна 0.
Интересный пример : У моего отца не была потерена пространсвенная ориентация в звуковом поле , хотя на одно ухо он не слышал абсолютно. Как это может объяснить наука ?
а стерео звук вобще в большинстве своем основан не на разнице фаз . а на разнице
уровней . Большинство фонограмм (не считая классики: симфонические произведения)
пишутся в моно!!! а потом режиссер сам расставляет исполнителей по сцене( но именно меня уровень . а не фазу.)


А спектроанализатор - это только устройство отображения
==========================
Извините, но это не телевизор. а измерительный прибор! icon_biggrin.gif

MINOX писал(а):
...
Вообщето при оцифровке нет понятий фазовых и гармонических искажений, а есть шумы квантования.При 16разрядах квантования их уровень менее -90ДБ, т.е. менее 0,003% от номинального уровня сигнала.

Ну, наверняка Вы сами знаете, что полноценно все 16 разрядов используются только с клиппингом. На композициях с большим динамическим диапазоном среднее значение едва дотягивает до середины этого диапазона, а на тихих участках количество учавствующих уровней квантования еще меньше. Так что теория "-90дБ" - она только в теории и хороша.
А по поводу шума - ну так шум может генерится разными вещами, и фазовыми искажениями тоже.
MINOX писал(а):

Насчет ступенек тоже не все так просто, кто-то апроксемирует прямоугольными шагами, кто-то "пилой". Да и при воспроизведении все эти ступенькт пропадут пройдя чрез устройство с функцией Sin t / t

Где же это Вы такой фильтр нашли? Чаще всего фильтрация происходит экспоненциальным приближением, а это все-таки потери. Да и сигнал у нас сложный - чистым синусом не саппроксимируешь.
MINOX писал(а):

Всеже не понятно, на что влияет фаза сигнала. и фазовые искажения?
Мы тут по дороге запутались:где стерео-звук . а где бинауральный.
В бинауральном звуке разность фаз для правого и левого уха по идеи должна быть в любой точке , если объект находится на оси проходящей через центр головы и перпендикулярной линии соединяюшей уши, но тут встает вопрос ,а как человек тогда определяет направление на объект?Ведь объект может находится и сзади и вверху и т.д., а разность фаз равна 0.

Это опять же только в теории. Естественно, направление определяется по множеству признаков. Я не зря говорил, что фаза играет роль только на СЧ. И еще играет роль направление прихода волны, и набег фазы (в динамике (в смысле - не в статике)) на разных частотах (а вот здесь уже не все равно будет откуда звук пришел, даже при условии одинакового расстояния до ушей) и отражения от предметов и пр. Но то, что фазовая разница является только одним из параметров звуковой волны, по которой определяется направление, еще не является поводом для того, чтобы не принимать это все во внимание. Хотя бы потому, что этот параметр на СЧ - основной.
MINOX писал(а):

Интересный пример : У моего отца не была потерена пространсвенная ориентация в звуковом поле , хотя на одно ухо он не слышал абсолютно. Как это может объяснить наука ?

Боюсь, что здесь мои предположения будут абсолютно беспочвенны. Слишком мало медицинских знаний, а также исходных данных. Один из миллиона вариантов - что пространственная ориентация у него была "по памяти". Надеюсь, Вы не станете утверждать, что она у него была идеальная или что полностью совпадала с нормальной?
MINOX писал(а):

а стерео звук вобще в большинстве своем основан не на разнице фаз . а на разнице
уровней . Большинство фонограмм (не считая классики: симфонические произведения)
пишутся в моно!!! а потом режиссер сам расставляет исполнителей по сцене( но именно меня уровень . а не фазу.)

Увы, здесь Вы не правы. Записываются, как правило отдельные исполнители (инструменты), а потом, с помощью сложных манипуляций создают бинауральную фонограмму. Иногда, когда запись идет на live-концертах, расставляют несколько микрофонов (я присутствовал на концерте, где их было больше двух десятков) и потом методом вычитания-сложения "вычисляют" траекторию каждого инструмента по сцене. Бывает, пишут "аудиофильским" способом - конструируют "голову человека", а внутри, на место барабанных перепонок вставляют микрофоны. Но моно записи практически сейчас не применяют. Разве что для бардов. Все способы я видел вживую на студии. Я не все, конечно, понял на 100%, но понял, что миф о "непреобразованном" и "прямо записанном" звуке - это ничего более, чем миф.
MINOX писал(а):

А спектроанализатор - это только устройство отображения
==========================
Извините, но это не телевизор. а измерительный прибор! icon_biggrin.gif

Спектроанализатор ничто, если на него не подавать тестовый сигнал. Попробуйте спектроанализатором "померить" обычный музыкальный материал и Вы ничего, кроме дергающеся картинки не увидите. И только на стабильном тестовом сигнале Вы сможете что-то измерить.

Увы, здесь Вы не правы. Записываются, как правило отдельные исполнители (инструменты), а потом, с помощью сложных манипуляций создают бинауральную фонограмму. Иногда, когда запись идет на live-концертах, расставляют несколько микрофонов (я присутствовал на концерте, где их было больше двух десятков) и потом методом вычитания-сложения "вычисляют" траекторию каждого инструмента по сцене. Бывает, пишут "аудиофильским" способом - конструируют "голову человека", а внутри, на место барабанных перепонок вставляют микрофоны. Но моно записи практически сейчас не применяют. Разве что для бардов. Все способы я видел вживую на студии. Я не все, конечно, понял на 100%, но понял, что миф о "непреобразованном" и "прямо записанном" звуке - это ничего более, чем миф.
=================================================
все таки давайте отделим стерео и бинауральный звук друг от друга, это разные вещи.
если запись не вживую(всем когалом). то мишут МОНО. и никто потом фазы не выставляет(сами понимаете почему).только уровень сигнала по канала.(если не верите можете проверить)