Форум
Акустика

Сабвуфер в дополнение к напольной стереопаре. ЗА и ПРОТИВ

Сабвуфер в дополнение к напольной стереопаре. ЗА и ПРОТИВ

Как вы думаете нужен ли сабвуфер к двум напольным колонкам с хорошим басовым потенциалом (Canton Karat L800, Energy Veritas V2.4i, B&W 804/803/703) для дополнения музыкальной картины "снизу" или он будет только мешать правильному звуку?
Слушатель не думает о всяких кинтоеатрах (приверженец стерео) плюс является, фактически, меломаном. Т.е. слушает все подряд, но чаще всего электронную танцевальную музыку, где важен пусть не очень глубокий, но главное ПЛОТНЫЙ бас. icon_twisted.gif

icon_wink.gif

считаю, что саб нужен для кино, ну, или для о-о-очень слабой фронтальной пары.
Описанная вами акустика достаточно мощная, толку от саба не будет.
Я такое как-то слышал, мощная фронтальная пара напрочь перебила очень мощный саб. Все было одной серии. И было пофигу, подключен саб или нет, его не было слышно вообще.
Так что приобретение саба в данном случае для стерео неуместно, хотя слушать вам, и деньги тоже ваши...

Я тоже с удовольствием слушаю электронную музыку (в основном trance, morning trance, psychedelic), поэтому Вам должна быть знакома ситуация, когда DJ'еи добавляют "сабовые" партии (ультранизкие басы) к своим шедеврам. Да, без сомнения, плотность баса очень важна, но эти партии - дело напольников. Смысл саба в трифонике не переиграть фронтальную пару, а расширить диапазон воспроизводимых системой частот глубоко вниз. При адекватном сравнении (из одной ценовой категории и соответствующими характеристикаи) фронтальной пары и саба КНИ на частоте среза фротнтальной пары (например 40 Гц по -3 дБ) и саба несоизмеримы, и не в пользу фронтальной пары. А выворачиванием НЧ тембра этот спад (при хотя бы сохраниении уровня КНИ) не исправить. Поэтому, я сторонник саба в музыке! К Вашим АС нужен хороший (и дорогой, к сожалению) саб с нижней границей в 10-12 Гц, и поэтому гарантированным воспроизведением 20 Гц. НО!, имейте в виду, в маленьких помещениях (18-20 кв. м) Вы таких низких частот можете не услышать, из-за невозможности образования стоячей волны. Для таких помещений предел это 30 Гц (минимум 25 Гц).

Поддержываю Phila на все сто в етои ситуацый, хотя я сабов и нелюблю в музыке(устаю), но вот здесь я за. И в полноценом кино он тоже нужен. Для такои комнаты такие фронты дадут достаточно бассов, хотя бы для меня и для такои музыки.

Т.е. как я правильно понял, с вашей точки зрения, сабвуфер для прослушивания электронной музыки просто необходим? Если да, то когда на эти выходные поеду по магазинам слушать акустику - буду слушать стереопару без и с сабвуфером.

Может быть действительно, как вариант, взять менее мощные напольные колонки (из той же линейки но с меньшим басовым потенциалом), а на сэкономленные деньги приобрести сабвуфер стоимостью где-то 1000уе. Но это как вариант, ПОТОМУ ЧТО:

Из личных наблюдений могу сказать, что слушал С и БЕЗ сабвуфера в стерео режиме:

1) акустику Ямаха и сабвуфер Ямаха из одной серии (ресивер и двд проигрыватель тоже ямаха)
2) дом. кинотетр из компонентов ONKYO с акустикой B&W 6-ой серии и сабвуфером той же линейки, тоже B&W (cлушался в стерео режиме), фронт - напольный
3) ужасный комплект колонок JAMO и сабвуфером (даже название не вспомню какое, фирму прикрыли лет 5 назад) подключенным через DVD Sony и усилитель Technics

Во всех трех случаях из личных наблюдений могу сказать, что:
1) Уши очень устают на громкости выше среднего буквально через 15-20 минут прослушивания
2) Бас живет отдельной жизнью, отсутствует ПЛОТНОСТЬ, ЧЕТКОСТЬ басового "удара", т.е. бас становится ниже, но вместо "тум, тум, тум" присущего электронной музыке слышится низкое короткое "ууу, ууу, ууу" что напрягает.
3) Бесспорно домашний кинотеатр без сабвуфера это не домашний кинотеатр.

Обьясните - либо во всех трех случаях это был несогласованный с колонками саб или это действительно факт, что сабвуфер годится только лишь на то, чтобы создавать нижние глубокие образы и в основном затяжные басы (часто встречающиеся только в кино, либо в специфических электронных треках).
Ну и если вдруг у кого в голове есть очень хорошие впечатления о каком-то музыкальном сабвуфере, то напишите пожалуйста модель и фирму - заодно прослушаю вместе с колонками на выходные. Запредельные REL'ы за 5.000$ это круто, конечно, но бюджет максимум 1000 или чуть больше. И то в том случае, если вдруг увижу что это действительно ОЧЕНЬ необходимо т.к. лучше куплю себе хорошую мощную напольную стереопару.

С уважением и благодарностью, Андрей.

Саб нужен однозначно. У меня следующий опыт:

купил Canton Ergo702DC (напольники) + усилитель Denon 1500R + универсальный проигрыватель Denon 2900. Слушал так приблизительно месяц, после чего докупил саб Canton 1.2 (буквы не помню, но вообщем из той же серии, что и колонки). Теперь это, действительно то, что надо. Сам большой любитель электроники (Depeche Mode - самые любимые, а ремиксы на них еще те бывают - мало не покажется!). Но хочу сказать, что и на другой музыке, просто акустической, также необходимо, на мой взгляд, присутствие саба (как пример, The Cure "Acoustic Hits"- настоящее наслаждение теперь). Разница, короче, ощутимая будет. Бери саб - не пожалеешь! В кино тоже, кстати, супер. И не нужно это 5.1 и т.д. теперь мне никакое, хотя легко мог составить себе и такой вариант.

Andy_Rus писал(а):
Обьясните - либо во всех трех случаях это был несогласованный с колонками саб или это действительно факт, что сабвуфер годится только лишь на то, чтобы создавать нижние глубокие образы и в основном затяжные басы (часто встречающиеся только в кино, либо в специфических электронных треках).
Ну и если вдруг у кого в голове есть очень хорошие впечатления о каком-то музыкальном сабвуфере, то напишите пожалуйста модель и фирму - заодно прослушаю вместе с колонками на выходные.


Согласовать саб с фронтальной парой (тем более напольной), к сожалению, не так просто. В магазине на Вас просто хотели произвести впечатление "убойным" звуковым давлением на НЧ. Мой комплект состоит из фронтов B&W 602.5 (полочники по сути) и саба REL Quake. Центр и тылы тоже из 600-ой серии B&W. Тонкости подключения следующие - все фазоинверторы открыты, но в ресивере все! спикеры прописаны как Small, т.е. все ниже 90 Гц со спадом 12 дБ/окт направляется на саб. На сабе фаза "0", и частота среза внутреннего фильтра саба 41 Гц. На мой взгляд (и слух по тестовому диску) полоса от 30 Гц до 200 Гц воспроизводится достаточно ровно. Такая настройка позволяет добиться очень плотного баса без искажений во всей указанной полосе частот. Если у Вас есть возможность заехать в магазин Нота+ в Москве - то там Вам продемонстрируют возможности трифоника в полном объеме (а не на максимальной громкости). Когда я покупал свой REL, то при прослушивании трифоника меня поразило своей естественностью звучание том-баса (большой барабан справа от барабанщика) на каком-то джазовом фрагменте. И я принял решение брать REL Quake. А сейчас почти через два года могу подтвердить, что принял правильное решение. Никакого "ууу-ууу-ууу" я ни разу не слышал. Ну а в кино этот саб достойно играет и LFE.

Блин столько вариантов, столько мнений, надеюсь что выберу самый правильный (по крайней мере для своих ушей).

Почитав ваши сообщения решил подумать, а вдруг действительно комплект тех же 805 полочных наутилусов от B&W подкрепленных хорошим REL'ом (к примеру STRATA V, который хоть и напичкан электроникой, даже пульт ДУ есть, но теоретически выдает низкие 16 герц, либо STRATA III) будет звучать лучше, чем те же мощные в басовом спекте Canton или Energy.

И еще вопросик, не будет ли "дырки" между нижней частотой проигрывания полочников и верхней частотой проигрывания САБ'а? Или всетаки если есть возможность, то лучше взять не очень мощные напольнике. На примере злосчастного B&W ту же 804ую модель?

Cпасибо, ваше мнение для меня правда очень важно! icon_smile.gif

Andy_Rus писал(а):
И еще вопросик, не будет ли "дырки" между нижней частотой проигрывания полочников и верхней частотой проигрывания САБ'а? Или всетаки если есть возможность, то лучше взять не очень мощные напольники.


Дырки точно не будет. Любой хороший полочник прекрасно воспроизводит 60-70 Гц и естественно выше. Эти частоты - их конек. А саб может вступить "в музыкальную игру" начиная с 60 Гц. На этих частотах локализация источника уже очень сильно затруднена, поэтому установка саба несимметрично относительно фронтов некритична. Хотя для LFE принято считать верхнюю границу партии саба 90-100 Гц, но мне кажется это уже достаточно высоко, да и локализация уже возможна. А вообще считается (уважаемым сабовым сообществом), что небольшой провал на частотах 60-80 Гц не так критичен, как горб на тех же частотах. Еще раз повторюсь, в моей системе фильтр на сабе установлен на 41 Гц! Таким образом я постарался максимально "распрямить" АЧХ до 30 Гц. Бубнения на НЧ не ощущается, а мидбас прекрасно воспроизводится фронтами.

Прекрасно! Осталось только поговорить о размере помещения, его акустически и обсудить местоположения саба. На мой взгляд, именно из этого надо исходить при выборе акустики, в том числе и саба.

P.S. Strata V действительно великолепен. Однако стоит он значительно за 1 тыс. у.е.

Цитата:
Прекрасно! Осталось только поговорить о размере помещения, его акустически и обсудить местоположения саба. На мой взгляд, именно из этого надо исходить при выборе акустики, в том числе и саба.
В том-то и загвоздка! Помещение маленькое 17 метров с чем-то, но не правильной прямоугольной формы, а со "срезанным" углом, плюс есть балкон, т.е. одна стена с окном и балконной дверью, что, как я понимаю, тоже не лучшим образом отражается на звуке. Но, как я уже писал, через год планируется переезд в другую жилплощадь, где размер комнаты, куда переедет купленная сейчас акустика может составить порядка 30 метров. Поэтому вот и думаю не будут ли "полочники" даже вкупе с этим чудом от REL слабоваты.
Пожалуй еще никогда у меня не было такого сложного выбора, который настолько часто меняется, когда узнаешь все больше и больше о тонкостях этого нелегкого дела - выбора акустики и компонентов.
icon_confused.gif

Цитата:
Strata V действительно великолепен. Однако стоит он значительно за 1 тыс. у.е.
Да, стоит он 1200 евро, это действительно на порядок дороже 1000 долларов. Попробую поискать подешевле, разброс цен на одну и ту же продукцию в Москве поражает.

А почему именно полочники? Система планируется в большей степени для музыки и кино совсем не интересует?

Кино - пройденый этап =) На самом деле эта система будет работать по принципу CD дека, стереоусилитель (тот же Musical Fidelity) и 2 колонки. Еще не решил точно будут ли это 2 огромных мощных напольника, либо что-то поскромнее (той же линейки но либо просто более слабые в басовом смысле, либо вообще полочники, опять же той же линейки), но зато с хорошим сабвуфером типа Rel Strata V в придачу. Все покажет прослушка массы акустики, которую я запланировал на эти выходные.

Домашний кинотеатр если будет покупаться, то только в дальнейшем, для этого будут куплены другие колонки и ресивер с двд-проигрывателем. И все это будет стоять в другой комнате.

C уважением, Андрей.