Физик
26.08.04 14:09
Измерения и вера в чудеса (по мотивам топика о тестах)
Прочитал статью, на которую дали ссылку в ответе Stereo&Video насчет добросовестности тестов. Очень интересно. Ещё в 98 году (!) журнал располагал дорогущим звукоизмерительным комплексом. Снимаю шляпу. Я бы посоветовал Stereo&Video время от времени печатать подобные статьи. Естественно-научный подход к акустике, на мой взгляд, гораздо лучше мифологически - оккультного, основанного на вере в чудеса. Есть антинаучная идеология, которую охотно развивают производители «супер крутого Hi-End», а в действительности шалатаны. Их поддерживают многие аудио-журналы. Ключевая идея у них в том, что мир аудио не поддается научному анализу и никаким объективным измерениям. Сакральность, эзотерика, разные суеверия - это их стиль. Они абсолютизируют прослушивание, а в отношении объективных технических характеристик и результатов измерений заявляется, в духе, что децибелы и килогерцы, не имеют никакого смысла вообще. Даётся понять, что аппаратура может иметь чудовищно низкие технические характеристики и при этом чудесно хорошо звучать. Эти жрецы сакрального аудиознания, приобщенные к магической ауре, исходящей от всяких жуликоватых фирм, вроде Audio Note, для оценки звучания используют мутные неопределенные заклинания, вроде того, что "не полная гармоническая согласованность воспроизведения реверберационных призвуков воздуха студии не дает полноценной вовлеченности". Хочется поддержать столь изысканную беседу и спросить такого эксперта - "а вас в детстве веслом по голове не били?". Ставятся наивысшие оценки запредельно дорогой аппаратуре, разработанной жуликами и которую не возможно продать без колоссальной промывки мозгов. Чего стоят только ламповые (!!!) АЦП от Питера Квотрупа – своеобразного Кашпировского. Разумный исследователь конечно согласится, что оценивать акустику надо своими ушами, но всем людям, имеющим нормальное инженерное образование ясно, что грязноватый звук, присущий примитивным CD-проигрывателям по причине высокого джитера (нестабильность фронтов цифрового сигнала) нельзя устранить мощным металлоемким корпусом. В то же время, сколько угодно примеров, когда у «крутейшего CD-проигрывателя» за 5000$ в таком вот танкоподобном корпусе, внутри стоит привод и АЦП от Sony или от Pioneer ценою в 250$. Точно также, шарлатанов от аудио возмущает и объявляется неуместным разговор о каких-либо графиках послезвучания акустики. Но при этом они за 2000$ проталкивают «аудиофильские» полочные 2-х полосные колонки, имеющие пару динамиков, которые делаются огромным потоком в Дании или даже Китае с оптовой ценою максимум 50$ за комплект басовик+пищалка. Кроссовер таких колонок имеет 3-4 детальки, поставляемых из Китая за 2$. Однако, эти люди высмеивают современные, тщательно рассчитанные 3-х полосные колонки со сложными эффективными кроссоверами и динамиками из современных материалов с неодимовыми магнитами. То, что эти колонки имеют несоизмеримо лучшие результаты измерений в части АЧХ, искажений, послезвучания объявляется не имеющим совершенно никакого значения, а вот убогое звучание их дорогущих двухполосников предлагается исправить межблочным кабелем за 300$, который надо полагать чудесным образом уберет резонансы динамиков из-за попадания их резонансных частот в рабочие полосы. Ведь в этих чудо-колонках иногда используются аудиофильские кроссоверы 1-го (!) порядка. Тут, правда снисходят до физики и поясняют, что нет мол фазовых искажений в этом случае. Когда человек купил эти кабели и приходит к ним в салон со словами, что ничего не изменилось, ему предлагают купить новые подставки, положить конусы под усилитель, купить столик Манна под аппаратуру, поставить серебренный би-варинг за 100$/м, заняться в конце-концов доработкой акустики помещения. Кажется, что ещё немного и менеджер салона предложит человеку сложить толстый акустический кабель вдвое, смазать вазелином и засунуть…сами знаете куда.
Последним аргументом, является, то, что чудодейственные свойства аппаратуры проявляются не на всех записях и самое главное, что не надо обращать внимание на грязный технически несовершенный звук, а ловить эмоциональную вовлеченность. И что интересно, человек потративший стоимость неплохой машины на аудио дребень на основе лампового усилителя и разного рода эзотерического эксклюзива, действительно начинает чувствовать эту –самую вовлеченность. Нельзя же признаться самому себе, что тебя развели как лоха….
Последним аргументом, является, то, что чудодейственные свойства аппаратуры проявляются не на всех записях и самое главное, что не надо обращать внимание на грязный технически несовершенный звук, а ловить эмоциональную вовлеченность. И что интересно, человек потративший стоимость неплохой машины на аудио дребень на основе лампового усилителя и разного рода эзотерического эксклюзива, действительно начинает чувствовать эту –самую вовлеченность. Нельзя же признаться самому себе, что тебя развели как лоха….