Форум
Акустика

Борьба с резонансами

Борьба с резонансами

Ситуация: при прослушивании музыки чуть выше среднего,
появляются низкочастотные резонансы, и такое впечатление, что резанирует все - пол, стена,
диван,и воздух в комнате.. Очень много гудения, гула из-за которого вся музыка смазывается.
Пробывал вешать ковры, разную ерунду на стены, слегка уменьшает гул, но самый неприятный,
низкочастотный остается, речь идет о стерео. Комната 3,5м*3м. АС стоят возле 3м стены, между ними телек,
диван со мной напротив.За диваном два ковра, плотные шторы у окна, на полу ковер.
АС - Mission 702, стоят на стойках, короб 60см, в котором утрамбовано два ведра песка,
шипы в пол и в АС. Источник - DVD DENON 900, Усиливает - YAMAHA 5630.
Что делать, не знаю, может кто даст дельный совет?

Re: Борьба с резонансами

максим_максим писал(а):
Ситуация: при прослушивании музыки чуть выше среднего,
появляются низкочастотные резонансы, и такое впечатление, что резанирует все - пол, стена,
диван,и воздух в комнате.. Очень много гудения, гула из-за которого вся музыка смазывается.
Пробывал вешать ковры, разную ерунду на стены, слегка уменьшает гул, но самый неприятный,
низкочастотный остается, речь идет о стерео. Комната 3,5м*3м. АС стоят возле 3м стены, между ними телек,
диван со мной напротив.За диваном два ковра, плотные шторы у окна, на полу ковер.
АС - Mission 702, стоят на стойках, короб 60см, в котором утрамбовано два ведра песка,
шипы в пол и в АС. Источник - DVD DENON 900, Усиливает - YAMAHA 5630.
Что делать, не знаю, может кто даст дельный совет?


Все очень просто и очень сложно. Просто - Вам в первую очередь необходимо локализовать источник резонанса - а это только Вы можете сделать.
Сложно - устранить резонанс, ибо это может привести к финансовым затратам и времени.
Самый простой совет - поищите в инете все об акустике помещения. Вот, например, неплохая статья: http://www.ixbt.com/dvd/acoustic.shtml
Может быть корпус телека гудит, а может и пол. А возможно оба гудят, но на разных частотах.
Может и акустика сама плохо рассчитанная или корпус хилый - разработчики забыли или пожалели вклеить "ребра жесткости".
Попробуйте отодвинуть акустику от стены.
Есть ли в помещении еще мебель с пустотами? Пустота в диване - тоже может гудеть, особенно если нижняя стенка из тонкой фанеры. Надо чем-то заполнять, мягкими вещами.
Возможно придется в углы ставить звукопоглотители - это что-то вроде цилиндров из звукопоглощающего материала - есть покупные за бешенные деньги, а можно и самодельные.
Ничего более токового вряд ли посоветую. Могу только посочувствовать. icon_sad.gif

Спасибо за ответ. Замерял АЧХ комнаты - горб на 50гц. Пришел к выводу, что спасти могут, кроме кап.ремонта, Bass-trap о которых вы писали. Если есть методика расчета, (диаметр, высота, частота поглощения,..) огромная просьба - буду очень рад. В инете не нашел...

максим_ писал(а):
Замерял АЧХ комнаты - горб на 50гц....
Если есть методика расчета...


А каким прибором замеряли? Неплохо было бы "послушать" в углах, попробовать ставить в углы что-нибудь мягкое - подушки, например, и померять АЧХ - тогда сразу станет понятно кто виновник. Я с расчетами даже не заморачивался - свернул плотные трубки диаметром по 25-30 см из разных по плотности материалов - в основном полипропилен и поролон, а сверху натянут сшитый из плотной ткани в цвет мебели чехол. В середине более плотный материал. Вся эта "байда" высотой около метра - позади колонок в поставлена в угол, но в идеале, как я понимаю, неплохо было бы на всю высоту стены - от пола до потолка.
Навсякий случай положил внутрь средсво от моли .

Так что по расчету - ничего не могу предложить, я даже не искал, но есть кое-какая информация: http://www.know-house.ru/main_build.html
Там есть раздел по акустике помещений и звукопоглащающих материалов. Я подписан на рассылку с этого сайта и недавно они меня "обрадовали" вот такой инфой(наверное где-то на сайте она есть):

"В зависимости от назначения и расположения в здании помещения должны удовлетворять ряду требований: пожарным, гигиеническим, акустическим, и т.д. Только выполнение всех требований способно сделать помещение безопасным и функциональным. В данном разделе остановимся на системах для создания акустического комфорта. В настоящее время значительно расширился перечень помещений, в которых акустические требования чрезвычайно важны. Помимо концертных залов, кинотеатров, лекционных помещений, акустические системы применяются в бассейнах и ресторанах, дискотеках и офисах, в помещениях "домашних кинотеатров" и т.д.
Внутри помещений, где велика площадь открытого кирпича, штукатурки, бетона, кафеля, стекла, металла, всегда слышно долгое эхо. Если в таких помещениях есть несколько источников звука (разговор людей, музыка, производственные шумы), то прямой звук накладывается на его громкие первые отражения, что приводит к неразборчивости речи и повышенному уровню шума в помещении. В большинстве случаев это нежелательно. Так, в залах вокзалов и аэропортах, больших магазинах, вестибюлях метро и других подобных помещениях время послезвучия (эхо), или реверберация, должно быть по возможности минимальным. В залах, специально предназначенных для прослушивания (лекционных, театральных, кино- и концертных), время реверберации должно быть не больше и не меньше заданных пределов. Слишком большое время реверберации приводит к искажению восприятия речи и музыкальных произведений. Наоборот, слишком малое - к "сухости" зала и "несочности" слышимых звуков. Для снижения или коррекции времени реверберации помещений в его отделке применяют звукопоглощающие материалы и конструкции (звукопоглотители).
С акустической точки зрения звукопоглотители могут быть разделены на следующие группы:
° пористые (в т.ч. волокнистые);
° пористые с перфорированными экранами;
° резонансные;
° слоистые конструкции;
° штучные или объемные.
Пористые звукопоглотители изготавливают в виде плит, которые крепятся к ограждающим поверхностям непосредственно или на относе, из легких и пористых минеральных штучных материалов - пемзы, вермикулита, каолина, шлаков и т.п. с цементом или другим вяжущим. Такие материалы достаточно прочны и могут быть использованы для снижения шума в коридорах, фойе, лестничных маршах общественных и промышленных зданий.
В помещениях, где к внешнему виду звукопоглотителей предъявляются повышенные требования, применяют специальным образом обработанные волокнистые материалы. Сырьем для их производства служат древесные волокна, минеральная вата, стеклянная вата, синтетические волокна. Эти изделия также изготавливают в виде плоских плит (потолочные или стеновые панели) или криволинейных и объемных элементов. Поверхность волокнистых звукопоглотителей обрабатывается специальными пористыми красками, пропускающими воздух (например, Acutex T) или покрывается воздухопроницаемыми тканями или неткаными материалами, например Лутрасилом.
В настоящее время волокнистые звукопоглотители являются наиболее употребительными в строительной практике. Они не только оказались наиболее эффективными с акустической точки зрения в широком частотном диапазоне, но и отвечают возросшим требованиям, предъявляемые к дизайну помещений.
В волокнистых поглотителях рассеяние энергии колебания воздуха и превращение ее в тепло происходит на нескольких физических уровнях. Во-первых, вследствие вязкости воздуха, а его очень много в межволоконном пространстве, колебание частиц воздуха внутри поглотителя приводит к трению. Кроме этого, происходит трение воздуха о волокна, поверхность которых также велика. В-третьих, волокна трутся друг о друга и, наконец, происходит рассеяние энергии из-за трения кристаллов самих волокон. Этим объясняется, что на средних и высоких частотах коэффициент звукопоглощения волокнистых материалов находится в пределах 0,4…1,0.
Напомним, что коэффициент звукопоглощения ? равен отношению не отразившейся (поглощенной внутри и прошедшей сквозь) от поверхности энергии колебания воздуха к полной энергии, воздействующей на поверхность. Коэффициенты звукопоглощения большинства строительных материалов см. в таблице 1. Волокнистые и пористые материалы используют в основном для улучшения акустических качеств в кинотеатрах, театрах, концертных залах, студиях, аудиториях. Кроме того, они используются для уменьшения шума в детских садах, школах, больницах, ресторанах, офисах, торговых залах, вестибюлях, залах ожидания, производственных помещениях.
Таблица 1
Материал, объект 125 250 500 1000 2000 4000
Бетон неокрашенный 0.01 0.012 0.016 0.019 0.023 0.035
Бетон окрашенный 0.009 0.011 0.014 0.016 0.017 0.018
Мрамор 0.01 0.01 0.01 0.013 0.015 0.017
Кирпич неокрашенный 0.024 0.025 0.031 0.042 0.049 0.07
Кирпич окрашенный 0.012 0.013 0.017 0.02 0.023 0.025
Штукатурка гипсовая 0.02 0.026 0.04 0.062 0.058 0.028
Штукатурка известковая 0.024 0.046 0.06 0.085 0.043 0.056
ДВП, 12 мм 0.22 0.3 0.34 0.32 0.41 0.42
Панель гипсовая 10 мм
на 100 мм от стены 0.41 0.28 0.15 0.06 0.05 0.02
Пол паркетный 0.04 0.04 0.07 0.06 0.06 0.07
Пол дощатый на лагах 0.2 0.15 0.12 0.1 0.08 0.07
Метлахская плитка 0.01 0.01 0.02 0.02 0.02 0.03
Застекленные оконные
переплеты 0.35 0.25 0.18 0.12 0.07 0.04
Двери лакированные 0.03 0.02 0.05 0.04 0.04 0.04
Ковер шерстяной
толщиной 9 мм по бетону 0.02 0.08 0.21 0.26 0.27 0.37

Для увеличения звукопоглощения на низких частотах необходимо увеличить толщину пористо-волокнистых материалов или предусмотреть воздушный промежуток между поглотителем и отражающей конструкцией.
Волокнистые звукопоглотители без окрасочного или наружного тканевого слоя используют с наружной защитой от механических повреждений, выполненной из перфорированного материала (SoundLux, дерева, фанеры, гипсокартона).
Между экраном и волокнистым материалом прокладывают воздухопроницаемый холст для предотвращения эмиссии волокнистых частиц. Конструкции с перфорированным покрытием звукопоглотителя позволяют достигать достаточно большого звукопоглощения в широком диапазоне частот. Частотную характеристику звукопоглощения регулируют подбором материалов, его толщиной, размером, формой, шагом отверстий. Звукопоглотители с металлическим перфорированным экраном хорошо зарекомендовали себя в качестве антивандальных покрытий.
Звукопоглощение пористым и волокнистым материалом, покрытым перфорированным экраном, носит резонансный характер. Прототипом таких конструкций служит резонатор Гельмгольца, состоящий из воздушной полости, соединенной отверстием с воздухом помещения, например, глиняный сосуд, вмурованный в стену, с открытым в помещение отверстием. У таких резонаторов звукопоглощение достигается в узком диапазоне частот вблизи собственной частоты колебаний резонатора.
Для получения высокого значения коэффициента звукопоглощения (0,7…0,9) в широком диапазоне частот применяют многослойные резонансные конструкции, состоящие из 2-3 параллельных экранов с разной перфорацией с воздушным промежутком разной толщины.
Звукопоглощающие конструкции с большим звукопоглощением в области низких частот изготавливают в виде панелей, состоящих из тонких пластин (дерево, фанера, гипсокартон), закрепленных на раме. Пластины расположены на некотором расстоянии от ограждающих поверхностей. Под действием звуковых волн панели будут колебаться. При совпадении собственных частот панелей и вынуждающих частот звуковых волн будет наблюдаться явление неотражения (поглощения) этих волн. Если при этом между панелями и ограждающими конструкциями разместить эффективные на средних и высоких частотах волокнистые поглотители, то получится широкополосные звукопоглощающие конструкции. Без применения подобных конструкций трудно добиться оптимального времени реверберации в концертных и театральных залах, где применение только эффективных мягких пористых и волокнистых поглотителей приглушает зал на средних и высоких частотах и оставляет его достаточно гулким на низких.
Следует иметь в виду, что в помещениях большого объема эффективность снижения времени реверберации или уровня шума за счет влияния добавочного звукопоглощения уменьшается. В таких помещениях важно использовать еще и форму стен и потолков. Так, применение не плоских, а кессонных потоков и пилястр различной формы или выступов (балконов) на стенах увеличивает звукопоглощение (на низких частотах - за счет формы поверхности, на средних и высоких - за счет многократности отражений от удаленных участках стен и потолка). Кроме того, это приводит к большей диффузности звукового поля, что благотворно сказывается на акустическом климате в помещениях.
В тех случаях, когда звукопоглощающий материал нельзя применять на ограждающих конструкциях (например, если они светопрозрачны) или их площадь недостаточна для достижения необходимого эффекта, используются подвесные штучные (объемные) звукопоглотители. Чаще всего это плоские плиты из волокнистых материалов, покрытые пористой краской, обтянутые тканями или заключенные в перфорированные листы металла. Так, штучные звукопоглотители Buffl шведской фирмы Ecophon имеют размер 600х1200х50мм,обладают специальными крючками для подвеса. Такие конструкции акустически очень эффективны, так как, подвешенные вертикально, они поглощают звук обеими поверхностями. Если эти поглотители подвешены так, что в плане образуют замкнутые фигуры (квадраты, треугольники и т.д.), то звукопоглощение увеличивается за счет резонансного поглощения в воздухе между вертикалями панелей.
При выборе того или иного звукопоглотителя, помимо акустических требований, необходимо учитывать и условия эксплуатации помещения. Поэтому надо иметь в виду такие свойства материалов, как влаго- и огнестойкость, механическая прочность, экономичность, биостойкость, возможность вторичной покраски, очистки от пыли и мойки.
Ведущие торговые марки звукопоглощающих материалов и конструкций, представленных на российском рынке:
° Ecophon (Швеция) - подвесные потолки, стеновые панели, штучные звукопоглотители на основе стекловолокна;
° Akusto (Финляндия) - подвесные потолки на основе стекловолокна;
° Rockfon (Дания) - подвесные потолки на основе базальтового волокна;
° Шуманет БМ (Россия) - не обработанные звукопоглощающие панели на основе базальтового волокна;
° Sound Lux (Россия) - стеновые панели из металлических перфорированных кассет и базальтово-волокнистых звукопоглотителей;
° ТИГИ KNAUF (Россия) - перфорированные гипсокартонные потолочные панели ППГЗ;
° AMF, OWA (Германия) - потолочные панели из различных волокнистых материалов;
° MAPPY (Италия) - поролоновые пористые звукопоглощающие листы и маты с различной формой лицевой поверхности (для лучевого рассеивания отраженных волн).
В заключение необходимо отметить, что наличие в залах мягких кресел, декораций, занавесей, ковровых дорожек, зрителей увеличивает общее звукопоглощение, это надо учитывать при выборе звукопоглощающих материалов для отделки.

Продолжение читайте в следующем номере рассылки. "


Может поможет.

Спасибо за сайт, читаю. АЧХ замерял - дешевый микрофон + комп, погрешность наверно большая, но суть видно. Мерял в месте прослушивания, в углах не мерял- смысл? Там будут уже другие горбы,.. Думаю взять звукоизолятор Изовер, с фольгированной основой, скрутить цилиндры и поставить в углах.

Спасибо за сайт, читаю. АЧХ замерял - дешевый микрофон + комп, погрешность наверно большая, но суть видно. Мерял в месте прослушивания, в углах не мерял- смысл? Там будут уже другие горбы,.. Думаю взять звукоизолятор Изовер, с фольгированной основой, скрутить цилиндры и поставить в углах.