Форум
Домашний кинотеатр

помогите расставить аккустику в комнате

помогите расставить аккустику в комнате

Очень хочется узнать как установить аккустику в комнате. Подскажите или укажите сайт на которм это объясняется.

Посмотри здесь
http://www.ixbt.com/dvd/ht-room.shtml

Не все так просто. Автор статьи допустил как минимум несколько неточностей. По некоторым из них точной информации я так и не нашел. Попытался и в этом форуме о них спросить, однако безуспешно.
Например, при расстановке колонок учитываются расстояния до них и утверждается, что при взгляде сверху колонки должны находиться на окружности с центром в точке прослушивания, что, якобы, должно гарантировать правильность всех задержек и сохранение замысла звукорежиссера. Однако:
1. При использовании дипольных колонок (что рекомендуется, например, в THX-театрах и некоторых других источниках) существует еще отражение от стен для второго "лепестка" направленности колонок. Куда должны быть развернуты колонки в этом случае и какие расстояния учитывать?
2. Размещение колонок именно выше слушателя не всегда возможно и обязательно. Если колонки направленные, то можно то же самое сделать и простым наклоном колонок в точку чуть выше и дальше (т.е. сзади) слушателя. Кроме того, часто колонки рекомендуется направлять либо друг на друга, либо направлять параллельно на противопложную стену. Как правильно это делать я так и не нашел... Если кто бы закинул ссылочку на "умную" статью по этому поводу. Хоть на Лукаса...
3. Если колонки размещаются по окружности на разной высоте, то расстояния от них до точки прослушивания будут разными. При большой окружности, разность этих расстояний значительна. Значит требуется либо коррекция местоположения колонок (по крайней мере - тыловых) - т.е. вынос их с окружности ближе к слушателю, либо соответствующая коррекция задержек в ресивере (DVD...). Но точно я это сказать не могу. Надеялся на статью в stereo.ru (02.2004) (тестирование Yamaha 2400) - там автомат настройки имеется, может проскочило бы что о компенсации задержек по сравнению с выставленными вручную, но... видно не судьба. Авторы это никак не отметили...

Ну как должны быть расположены биполи в ТНХ - это понятно: АС располагаются на боковых стенах комнаты, на уровне головы зрителя (и в горизонтали и в вертикали), одно поле - вперёд, другое - назад (по отношению к зрителю, смотрящему на экран), т.е. прямого излучения в уши быть не должно... Расстояния, видимо, нужно замерять до собственно АС, а в чём тут проблема?
И вовсе необязательно АС выше ставить... На сколько я помню, в идеале, как раз там правильно написано - всё должно быть по окружности, как на рисунке. Вон и дядя Рэй Долби тебе это подтвердит. По поводу направлять тыл друг на друга - это ИМХО уже из народного творчества, но, видимо, не с проста. Народу нравится, да и условия не у всех идеальные, вот и выкручиваемся... По поводу ссылки - попробую поискать, если время будет. Если, не найду - не обижаться, и-нет большой, руки есть у всех. Можно ведь и самому если что... Не в обиду будет сказано...
По поводу учёта расстояния - ну так замеряй не в гориз. плоскости, а до АС непосредственно. Кстати, у некоторых ресиверов сони в настройках есть пункт с указанием высоты тыловых АС... Не знаю, насколько полезна эта настройка... Не сравнивал её действие.
Может кто, знактоки, что умное с формулами подскажете? icon_smile.gif А если что, не пинайте, если мои мысли с Вашими разойдутся...
С наилучшими!

Конечно, любая статейка (совет) дает всего-лишь общие рекомендации, как в принципе, приблизительно, это должно быть, а как будет у вас лично это сугубо индивидуально, импирически, и точно будет отличаться от идеала, если только вы заранее не проектировали комнату под дом. кинотеатр со всеми полагающимися обработками помещения.
Формулами к сожалению всего не учтешь.

Серёга писал(а):
Ну как должны быть расположены биполи в ТНХ - это понятно: АС располагаются на боковых стенах комнаты, на уровне головы зрителя (и в горизонтали и в вертикали), одно поле - вперёд, другое - назад (по отношению к зрителю, смотрящему на экран), т.е. прямого излучения в уши быть не должно... Расстояния, видимо, нужно замерять до собственно АС, а в чём тут проблема?

Может я думаю и неправильно... Но, тогда реальный путь звуковой волны от колонок до ушей будет в несколько раз длиннее расстояния от колонок до ушей ("прямого излучения в уши быть не должно"). Тогда какое расстояние (задержку) выставлять в ресивере?
Серёга писал(а):

И вовсе необязательно АС выше ставить... На сколько я помню, в идеале, как раз там правильно написано - всё должно быть по окружности, как на рисунке.

В статье приведено 2 рисунка: один в горизонтальной плоскости (без учета высот, другой - в вертикальной.
Серёга писал(а):

Вон и дядя Рэй Долби тебе это подтвердит. По поводу направлять тыл друг на друга - это ИМХО уже из народного творчества, но, видимо, не с проста. Народу нравится, да и условия не у всех идеальные, вот и выкручиваемся...

Да если бы народное... Посмотрел несколько руководств к различным устройствам (ресиверам Yamaha, DVD-плейерам разных производителей): в некоторых есть именно такой вариант.
Серёга писал(а):

По поводу ссылки - попробую поискать, если время будет. Если, не найду - не обижаться, и-нет большой, руки есть у всех. Можно ведь и самому если что... Не в обиду будет сказано...

Не вопрос.
Серёга писал(а):

По поводу учёта расстояния - ну так замеряй не в гориз. плоскости, а до АС непосредственно. Кстати, у некоторых ресиверов сони в настройках есть пункт с указанием высоты тыловых АС... Не знаю, насколько полезна эта настройка... Не сравнивал её действие.

А вот это уже интереснее... Значит влияет высота-то все-таки. Первое упоминание об этом встретил. А не подскажешь, в каком ресивере ты это встретил?

Спасибо!

Рома писал(а):
Конечно, любая статейка (совет) дает всего-лишь общие рекомендации, как в принципе, приблизительно, это должно быть, а как будет у вас лично это сугубо индивидуально, импирически, и точно будет отличаться от идеала, если только вы заранее не проектировали комнату под дом. кинотеатр со всеми полагающимися обработками помещения.
Формулами к сожалению всего не учтешь.

Вот и вопрос-то стоял именно так: как понять, что все расставлено-настроено правильно? Можно, конечно, покивать на автонастройку, доступную для некоторых ресиверов. Но вот есть у меня уже все, не выбрасывать же... Тем более по качеству меня устраивает. А вот понять можно ли из всего этого еще что-нибудь выжать в плане пространственно-распределенного звука - это было бы интересно. Попробовать, так сказать, поближе к теории подойти. А она почему-то в руки не дается...
Эмпирически - это хорошо. Но где критерии: ясные и понятные, где начальные отправные точки и пр.?

Единственный критерий - это восприятие мозгом происходящего. На сколько он "ведется", верит. Для этого нужно точное совпадение видимого, слышимого и осязаемого. В кино это самое главное. Если чего-то недостает, то вовлеченности уже не будет. Теорию сложно подвести, слишком многофакторная модель, вот и приходится искать пути обмана. icon_smile.gif

Уважаемые коллеги,

Я находился в точно таком же положении, что и автор топика полгода назад. Прочитал кучу умных статей, и попытался все установить по теории. Для справки - у меня пять спикеров из 600-й серии B&W и REL Quake. Ресивер - 6.1 Ямаха. Однако, все было как-то плоско. У меня нет тестовых DD или DTS дисков, и я насторил все уровни и задержки при прослушивании обычного стерео CD (лучше что-нибудь электронное) через Dolby Prologic II (Music mode). Фронты и центр реально находятся почти на одной линии на растоянии около 3 м, а два тыла достаточно близко к дивану, однако под рекомендуемыми углами. Диван находится в вершине равностороннего треугольника с фронтами. Все спикеры на уровне ушей слушателя. Уровни остались на 0dB, а вот задержки пришлось подрегулировать. Настраивал по "максимально естественному" эффекту окружения звуком, в т.ч. и над головой. Лучшая CD фонограмма, на мой взгляд, это тестовый диск Let's test журнала "Автозвук", в частности некоррелированый розовый шум, так как там фазы в каналах меняются в случайном порядке, а это для DPL II и нужно. В итоге центр уехал на 5 мс (~ 1,6 м виртуально), а тылы аж на 11 мс (~ 3,6 м). Полученные настройки прекрасно передают имеющиеся у меня саундтреки (напр. Star Wars II, LOTR I,II и прочие DD и DTS дорожки). Шестой спикер (тыл в центре) прекрасно передается матричным способом, так как комната небольшая.

С уважением,

Цитата:
В статье приведено 2 рисунка: один в горизонтальной плоскости (без учета высот, другой - в вертикальной.
Ну и что, что там приведено? Проще всего сходить на http://www.dolby.com/tech/ , да и самому всё посмотреть (там всё в pdf-ах есть, можно почитать самому, особ. этот пункт: 5.1-Channel Production Guidelines).
Цитата:
Да если бы народное... Посмотрел несколько руководств к различным устройствам (ресиверам Yamaha, DVD-плейерам разных производителей): в некоторых есть именно такой вариант.
А чем это не народное творчество? Просто более централизованное, но народное (там же тоже люди сидят, которые описания составляют и их консультанты - чем не народ со своими взглядами на жизнь).
Цитата:
Может я думаю и неправильно... Но, тогда реальный путь звуковой волны от колонок до ушей будет в несколько раз длиннее расстояния от колонок до ушей ("прямого излучения в уши быть не должно"). Тогда какое расстояние (задержку) выставлять в ресивере?
Не знаю. Я всегда на слух ориентировался, чтобы просто провалов не было, чтобы звук пролетающего объекта не разрывался. Понимаю, что это неправлиьно (в смысле на слух не совсем правильно - для этого инструменты есть точные), но мне так проще.
Да и инструментов у меня нет... icon_smile.gif
У каких соней высота учитывается? Да взять хоть Sony STR-DE595... Вот только я с ним не баловался... Сорри! icon_smile.gif

To Серега:

Спасибо большое, просмотрю на досуге. Может что и яснее станет.