Форум
Акустика

Как достичь качественного тихого звучания ?

Как достичь качественного тихого звучания ?

Всем привет.

Задумался я вот над каким теоретическим вопросом: каковы должны быть параметры системы, чтобы можно было почти без потерь слушать усилитель + АС совсем тихо. Ну почти на пределе слышимости.

И думается мне, что тут в первую очередь важны характеристики АС. Но вот какие именно ? Необходима ли, к примеру, высокая чувствительность ? И каково должно быть соотношение мощностей АС/усилитель ? Будет ли достигнут положительный эффект, если усилитель будет минимально мощный для данных АС или наоборот ? Важна ли "сильноточность" усилителя ?

Вообще, что гласит наука в данном аспекте ?

Думаю, дело здесь не в мощности, а в динамическом диапазоне. Если не в курсе, ДД- отношение максимального к минимальному сигналу. Убавив громкость, теряем все тихие звуки (читай - атмосферу). В разных аппаратах есть всякие "сжиматели" ДД, именно для тихого звука. Называются, например, DRC (Dynamic Range Control). Становится "слышнее", но, на мой взгляд, это не про качество.
А вот с минимально мощным усилителем не согласен: ему и так тяжко АС раскачивать, а тут еще на низкой громкости...
Хотя, может, я заблуждаюсь.

Важен именно динамический диапазон
А точнее, умение акустики играть с искажениями не более 1-2% на уровне звукового давления менее 80 дБ

ДД есть логарифм отношения МАХ амплитуды сигнала к MIN ее же.
Есть паспортная максимальная мощность, являющаяся отражением мах амплитуды.
От нее через ДД можно перейти к минимальной мощности для данного уровня нелинейных искажений. Это при условии, что МАХ амплитуды совпадает с МАХ паспортной мощности, причем именно номинальной.

Главный итог чем ДД больше (шире) - тем при меньшей громкости АС будут звучать правильней.

Это все пока арифметика. А вот как бы тогда определить минимальный уровень мощности (в числовом выражении) близкий к порогу слышимости... Вот тут старшие товарищи подсказывают цифру 80Дб. На досуге займусь расчетами/прикидками.
Но, вероятно, стоит обратить внимание и на чувствительность АС, т.к. при бОльшей ручке усилителя (и, соответственно, при меньшем КНИ усилителя для данной громкости) и меньшей чувствительности АС мы попадаем, хотябы для усилителя, в более благоприятную зону около ДД или внутри него (около или внутри - надо прикидывать). Соответственно маломощный усилитель, работающий на половину своей мощности (в середине ДД, КНИ - минимален) через малочувствительные колонки имеет преимущество перед мощным, работающим именно на минимальной ручке и, как следствие, с большим КНИ.

Я правильно (для чайников вроде меня) все на пальцах описал ?

А почему ты решил, что чем больше громкость, тем меньше КНИ? Или ты имеешь ввиду рост нелинейности в самом низу? Ну если так, то это уж очень ти-и-и-ихо. Я даже не уверен, что такие уровни можно услышать.
К тому же, что такое КНИ усилка по сравнению с КНИ колонок?

Я кавычки забыл поставить.
Я имел ввиду неравномерность ачх, которая, по моим соображениям, должна ближе к пограничным областям ручки увеличиваться. Хотя сколь сильно она увеличивается (хотябы в зависимости от класса и "ценового диапазона" усилителя) и можно ли этим пренебречь - мне не ведомо. icon_smile.gif

Абсолютно верно. Для транзисторного усилителя нормальным режимом является 10-30% от максимальной мощности. На малой громкости мы используем доли процента, конечно нормально в таком режиме система работать не будет. Хорошо на малой громкости работают лампы, микродинамика их конек.

2 BeefEater
А почему такой вопрос возник?Может наушники проще купить?
Или чисто теоретический интерес?
Я вот что хотел бы узнать у специалистов: чувствительность акустики, если я не ошибаюсь, есть звуковое давление на расстоянии 1 м от излучателя при подведённой мощности в 1 Вт. Так? Ну может не метр и не ватт, но в любом случае величина нормированная.
Хотелось бы знать, какая зависимость звукового давления от расстояния и мощности . От расстояния, думаю, экспоненциальная? А от мощности?
Т.е. какое звуковое давление можно получить от усилителя мощностью Х, если любимый диван стоит на расстоянии Y от колонок?
И еще...
Индикация громкости в децибеллах на усилителях (диапазон, скажем, от -85 дБ до 0)это что? Я так понимаю это же не ослабление выходной мощности?

2 finish
Спасибо за пояснение.

2 sava
Вопрос мой исключительно теоретический.
Изначально было понятно, что решений - два. "Дешевое" решение "в лоб" - наушники, дорогое - наращивание качества усилителя + АС "в сторону тишины". icon_smile.gif

А со звуковым давлением, думается мне, все несколько сложнее, чем с тишиной.
Попробую порассуждать, а старшие товарищи меня обязательно поправят, если что.
1. Амплитуда сигнала обратно пропорциональна кубу расстояния от источника, в случае, если сигнал распространяется во все стороны. Волна имеет форму сферы.
2. Колонка имеет свою диаграмму направленности. Соответственно падение сигнала обратно пропорционально менее чем кубу но далеко и не линейно. Тоже надо прикидывать. Пусть для определенности это будет примерно квадрат расстояния от колонки. Именно эту величину и надо прикинуть поточнее для среднестатистической диаграммы направленности (луч с расхождением не более чем Х).
3. Диаграммы направленности просто обязаны отличаться в зависимости от частоты (узко для ВЧ, широко для НЧ). И отсюда вытекает самый крамольный вывод: падение сигнала на расстоянии будет различным, в зависимости от диапазона АЧХ, т.е. заявленную ачх мы услышим лишь одев колонки прямо на уши.
4. Соответственно значение чувсвительности АС есть разные величины в случае подачи одного исходного ватта мощности в виде синуса или в виде шума.
5. Поглощение звука окружающими предметами тоже ранится в зависимости от частоты. А еще дифракция с интерференцией...
6. Напрашивается вывод, что для наиболее точного воспроизведения в точке пространства Y (для реальной комнаты с мебелью) усилитель Х просто обязан работать с эквалайзером Z, с помощью которого изначально для данной точки пространства Y были выставлены наиболее оптимальные параметры (естественно по результатам измерений).
Короче бессмысленно гнаться за идеальными характеристиками за большие деньги. Для начала эффективней будет поделить бюджет пополам и половину денег пустить на персидские ковры по всем стенам, полу и подолку в восемь слоев, а главное - ввести в систему эквалайзер.
Во до чего дорассуждался! icon_smile.gif Криминал !

А зависимость звукового давления от мощности усилителя на выходе, по идее, должна быть примерно таковой:
обратно пропорционально "примерно квадрату" расстояния (степень зависит от диаграммы направленности) помноженное на коэффициенты падения сигнала во всех проводах и на чувствительность, как коэффициент преобразования эл. сигнала в звук. Т.е. зависимость линейная от чувствительности и сопротивления проводов/контактов и примерно крвадратная от расстояния.
Кстати, чувствительность тоже должна отличаться в зависимости от количества подаваемых ватт. Сколь сильно и можно ли этим пренебречь - не знаю.

Кстати, может кто-нибудь уже считал/прикидывал этот "примерный квадрат" ?

Блин, а ведь физику-то я начинаю забывать icon_sad.gif
Пока звук по проводам идет - это я ещё понимаю, а вот как "наружу выйдет"- так всё.
Как говорится, Физика - соль, остальное - ноль.

А я все больше убеждаюсь, что большинство рассуждений о всяких сотых долях процентов есть бесплатно прилагаемое удовольствие (или головная боль - кому как) к покупаемой аппаратуре.
Предсказать с какими явными огрехами будет играть система в конечной комнате можно лишь о-о-очень приблизительно. А субъективное восприятие каждого человека может принять/отвергнуть/не заметить тот или иной акцент и в каждом случае все индивидуально.
И даже комната прослушивания в магазине даст лишь приблизительное представление об акцентах т.к. домашняя комната обычно несколько отличается от салонной.

Надо двигаться постепенно. При разумном подходе к тратам - от недорогих систем к более высокотехнологичным и качественным. Денег много - полным перебором топовых моделей. Купил, пожил с системой, разобрался в ощущениях и, если не удовлетворен, то по возможности перевел свои мысли в язык цифр, старинные гобелены поперевешивал и уже примерно понятно каким должен быть следующий "ящик".

BeefEater писал(а):
А я все больше убеждаюсь, что большинство рассуждений о всяких сотых долях процентов есть бесплатно прилагаемое удовольствие (или головная боль - кому как) к покупаемой аппаратуре.
Предсказать с какими явными огрехами будет играть система в конечной комнате можно лишь о-о-очень приблизительно. А субъективное восприятие каждого человека может принять/отвергнуть/не заметить тот или иной акцент и в каждом случае все индивидуально.
И даже комната прослушивания в магазине даст лишь приблизительное представление об акцентах т.к. домашняя комната обычно несколько отличается от салонной.
.

Полностью согласен!
И, кстати, твой "криминал" по поводу эквалайзеров не такой уж криминал.
Почему нельзя внести "коррективы в замысел звукорежиссёра", если это делает любой табурет? У меня дешёвый ресивер "Пионер" без регулировки тембров (пресеты), так меня это в нём больше всего напрягает.

Ох... Быть нам преданными анафеме за такие богохульства !
icon_wink.gif

Как там говорили Шарикову Полиграфу Полиграфовичу ?..
"Ты должен молчать и слушать, молчать и слушать !"
icon_lol.gif

Все-таки интересно какая акустика (связка с ресивером) (+)

в таком случае будет качественней ?

(вот по этой причине и думаю что брать - Yamaha-440 или 530, а потом к ним выбирать акустику или другой какой-то ресивер в этом бюджете)

У меня такое же примерно желание в плане просмотра DVD.
Смотреть фильмы могу в основном вечером, после работы, а ребенок уже спит.
Но при этом хочется чтоб при промотре звук еще какой-то был.
Смешно - но пока временно пользуюсь компьютерным набором акустики Creative 5100.
Вроде при негромком просмотре проблем особо нет, за исключением что тылов почти не слышно.

Интересно тестировал ли кто-то связки из "ресивер + акустика" на малой громкости ?

Но уже понял что брать буду полочники на стойках.

Re: Все-таки интересно какая акустика (связка с ресивером) (

VAD писал(а):
Смешно - но пока временно пользуюсь компьютерным набором акустики Creative 5100.
Вроде при негромком просмотре проблем особо нет, за исключением что тылов почти не слышно.

Раньше я слушал муз.центр 2Х20 Вт, и тоже проблем не было. Только на максимальной громкости совсем уж непотребный был звук. Но я тоже не сильно громко слушаю.
Купил напольники, воткнул в центр. Звук качественно вырос, но зависимость от "ручки" не изменилась.
Потом купил ресивер 50-70 Вт на канал (по разным подсчётам). Включаю негромко (как раньше) - хорошо, чуть прибавляю громкости - и звучание преображается. Просто ВКУСНЕЕ звук становится, уж извините за эпитет. Всё познаётся в сравнении...
Пробовал разные миднайт-режимы, но об этих экспериментах я уже сказал выше.
По крайней мере на моей аппаратуре (Pioneer VSX-C301 icon_arrow.gif SVEN HP742F)в моей комнате.

Не поможет эквалайзер. Не то чтобы я это от великого аудиофильского снобства, а не поможет, узнайте как он устроен и для чего, тогда желание связываться отпадет, предмет этот грубый для дискотек, монтажных и авто. Требует дорогово настроечного оборудования.

А вот если в свинах заменить детали кроссовера на подобающие, исключив ферриты и электролиты, задемпфировать корпус и настроить фазоинвертор, то сильно полегчает.

finish писал(а):
Не поможет эквалайзер. Не то чтобы я это от великого аудиофильского снобства, а не поможет, узнайте как он устроен и для чего, тогда желание связываться отпадет, предмет этот грубый для дискотек, монтажных и авто. Требует дорогово настроечного оборудования.

А вот если в свинах заменить детали кроссовера на подобающие, исключив ферриты и электролиты, задемпфировать корпус и настроить фазоинвертор, то сильно полегчает.


В будущем как раз собирался этим заняться. Думаю, именно корпус их самое слабое место. Хотя и кроссовер можно будет довести до ума. А вот динамики там довольно приличные за эти деньги. Разве что низкочастотник сбоку подкачал.