Форум
Акустика

Вскрытие

Вскрытие

Сегодня написал о вскрытии своего саба, но поста в конфе не вижу, поэтому попытаюсь повторить.

Вчера вечером, оторвавшись от углублённого изучения экономической теории, вскрыл свой сабвуфер YAMAHA YST-SW 90. Мама моя дорогая, за что же так е#ать нашего брата? Я увидел внутри ГОЛЫЕ СТЕНКИ без какого либо намёка на демпфирование!!!! Как вам это нравится!!! Полный пипец!!! Не ожидал!!! Дальше больше - когда снял задныы панель, которая закрывает доступ ко всему пространству саба, с изумлением обнаружил, что усилительный блок отделён от остального объёма ПЛАСТИКОВЫМ КОРЫТЦЕМ ДЛЯ ХОМЯЧКОВ!!! Бля, ну зачем же так?! А я то думал, что иногда слышу бубнёж из-за того, что саб у меня стоит ближе к углу комнаты, между левым фронтом и ТВ. При осмотре усилительного блока я немного успокоился - сделано добротно - две большие банки кондёров "for audio", два трансформатор - один побольше, другой поменьше и т.д. Хотя я в электронике не очень понимаю, но на мой взгляд это неплохо. На следующе неделе буду заниматься улучшением и саба, и акустики!!!

Большое спасибо за это уважаемому Дмирию, ведь это с его подачи я начну это делать!

С ув., Михаил.

Re: Вскрытие

Михаил, если будете класть поглотитель - не переусердствуйте. Намного лучше от этого не станет. А нет его по простой причине. КОРПУС поглотителем не демпфируется. Корпус (точнее его панели) может "изгибаться" на резонансных частотах, определяемых линейными размерами каждой панели, ее толщиной и скоростью звука в ней (а также поглощением изгибных мод). В любительской практике демпфируют изгиб либо установкой (слоеных) панелей (ДСП+слой линолеума либо иных материалов), либо промазывают стенки битумом. Но не факт, что у сабвуфера это нужно делать. На его частотах изгиба скорее всего не будет. А поглотитель (синтепон либо иной минеральный) используется для поглощения энергии стоячих волн в ВОЗДУШНОМ ОБЪЕМЕ. Для саба поглотитель попросту не нужен, так как в НЧ-диапазоне длина волны много больше размеров корпуса и стоячих волн там еще не возникает (в вашем случае их диапазон начнется примерно с 600 Гц). Если переусердствовать, можно изменить (снизить) добротность головки и, соответственно, ее отдачу.

Re: Вскрытие

Да?
А не далее как вчера читал про всякое такое здесь:
http://www.audiohi-fi.ru/workshop/subkenwood.html

Если найдёте время прочитать, пожалуйста напишите, что Вы об этом думаете!

С ув., Михаил

Re: Вскрытие

Во первых, спасибо скажете когда всё закончиться... Благополучно, естественно!
Во вторых, я так понял, что таким похабным образом скроена практически вся аккустика (напольная) за 200-300 баксов. Динамики там ещё ничего, корпуса - вроде тоже (и Элтакс щупал и Мишки, и Ямаху с Техниксом)... Все ужасы заключаются в (в свободном порядке):
1) клеммы (дерьмовые)
2) вн. проводка
3) фильтры (особенно кондёры (вероятно, буду менять на мультикапы))
4) плохое демфирование корпуса и его малый вес. Засыпка баласта, естественно, не предусмотрена.
5) неправильное толкование понятия фазоинвектор - просто дырку в корпусе делают и всё. Ни о какой настройке даже речь не идёт.
6) отсутствие шипов

Список можно продолжать - но, смысла нет.
Назревает вывод: производителям не имеет смысла производить плохие динамики. Зато перечисленными выше способами они проводят чёткую границу между бюджетными АС и добротными дорогими фиделийными Акустическими Системами...
И раз уж руки у нас растут из правильного места, а голова полна светлых мыслей и идей - остаётся только закатав рукава бороться со стереотипами. И с собственной ленью. Не факт, что с первого раза получиться хорошо. В моём случае с третьего. И это ещё не конец.
Попробуйте поверить в себя, свои уши и руки - сбережете деньги (и естественно вбухаете их в ресивер, DVD, CD - одним словом по назначению) и получите тот звук, который жаждите, а не который доктор прописал.
После доработки АС, предлагаю вернуться к теме кабелей, стоек, фломастеров и мешёчков с песком... Будем улучшать дальше!
С Уважением, Дмитрий.

Re: Вскрытие

И раз, пока я писал, всё сто раз поменялось: DD, лично я, склонен доверять больше чем себе... Потому как я - "чайник" в электронике, a DD - не одну собаку, похоже, съел. Не в прямом, естественно смысле...

Re: TO Михаил


Если вы, уважаемый Михаил, имеете в виду статью про "доработку" сабвуфера Kenwood, то давайте разберем ее по пунктам - причем прошу воспринимать мои замечания как сугубо личное мнение. Здесь же замечу, что я по образованию - инженер-акустик (хотя учился не на пятерки, но кое-что мне вдолбили крепко - иначе бы вылетел в два счета) и знаю, о чем говорю. А главное - знаю, о чем можно говорить более-менее уверенно, а о чем- нет. Наука это такая вредная - акустика...
Исходный текст- в кавычках. Мои мысли - без оных.
"Начнем с корпуса сабвуфера. Корпус сделан очень добротно: стыки, швы, перегородки, все сделано на высоком уровне. Главный недостаток - это то, что внутренний объем сабвуфера совершенно не задемпфирован - то есть, внутри саба голый ДСП (здесь "Kenwood" с экономил) и никакого звукопоглотителя (то-то он гудел на 40 Гц)".
Герметичность корпуса - это необходимость. НО. Во-первых, интересно, как это было услышано и определено на слух "гудение на 40 Гц". Это очень низкая частота и там уже звук субъективно не воспринимается как "гудение" (хотя..). Во вторых, уверен процентов на 90, что окраска (если она была) баса обусловлена исключительно "попаданием" саба в резонансную пучность давления в комнате (ведь не в камере заглушенной автор прослушивание проводил, а и не всякая камера способна аж до 40 Гц сохранять т.н. условия свободного поля). И процентов на 10 - окраска обусловлена нелинейностью динамика в конгкретном оформлении, его раздемпфированностью, например.
Сам поглотитель стоит копейки,а в массовом производстве- тем более. Здесь автор лукавит. Если мне покажут материал (!), эффективно поглощающий на частотах около 40 Гц - я публично "съем свою треуголку" (куплю бутылку Хеннеси, и оформлю патент)... Синтепон эффективно работает с частот порядка 400-600 Гц, а вата, к примеру- и того выше. Пытаться, кстати, "поглощать" ватой средние частоты - занятие бессмысленное.
"После чего бас стал четким, упругим и одновременно мягким, все резонансы исчезли"
Знаете, Михаил, могу по личному опыту сказать, НАСКОЛЬКО сильную здесь играет роль субъективное "я кое что сделал и поэтому звучит лучше". Лет 6 назад я всерьез заинтересовался акустикой и тоже "кое-что" переработал в своей паре. После измерений (была и есть такая возможность), выяснилась очевидная вещь. Качество колонки - это прежде всего качество динамика ( динамиков). Если динамик изначально плохой (качество подвеса, магнита, качество сборки) - никакие припарки не помогут, хоть с ног до головы "апгрейдируй". Чем пытаться улучшить звучание посредственной акустики, лучше новую сделать из хороших импортных динамиков. Кстати, комплект головок для небольшой пары сегодня в Москве можно взять за $140-160... И будет она звучать на $300-400. Могу Вам также сказать, что в самой лучшей из слышанных мною (до сих пор!) АС Dynaudio Confidence (довольно старая модель - ей уже лет семь, но до сих пор котируется) за 8000$ поглотитель в НЧ-отсеке ОТСУТСТВУЕТ ВОВСЕ...
"Теперь усилитель саба. Усилитель сделан очень добротно - выходные транзисторы "Toshiba" размером почти со спичечный коробок, огромные радиаторы и толстые провода, в том числе и к динамику, внушали уважение. Здесь я увеличил емкость банок блока питания. Параллельно конденсаторам 10.000 мкФ x 63 в. (их в схеме два) добавил по две таких же емкости ("Elna" for audio, 10.000 мкФ x 63 в.), в сумме получилось по 30.000 мкФ в каждом плече. И зашунтировал их конденсаторами 1 мкФ x 400 в. (К 73-17, К 78 и т. д.). Конденсаторы 10.000 мкФ x 63 в. приклеил к металлической панели (под платами усилителя), в положении лёжа, при помощи автогерметика "Гермесил". И увеличил ток покоя выходных транзисторов - с 10 мA icon_smile.gif до 120 мA (подстроечник находится на плате усилителя). А так же заменил все провода разводки питания и динамика, на бескислородную медь "Jamo" AWG-12. В результате резко улучшилась динамика и атака баса.
Последнее утверждение уже обсуждалось. Насчет увеличения емкости фильтра питания- попробуйте. НО- начиная с некоторого значения, увеличение емкости кондеров для сглаживания помехи по питанию уже не дает эффекта (процесс как бы выходит на насыщение). Вот жесткое закрепление элементов - дело полезное, ибо мощный воздушный поток в фазоинверторном сабе может заставить их "вибрировать" (конкретно плату усилителя на ее резонансных частотах), что немедленно обнаружится на слух - вы услышите, ГДЕ в комнате расположен ваш саб. Сие не есть правильно.
Увеличение тока покоя?. Величина тока покоя усилителя обусловлена его схемотехникой, и увеличение может вызвать нелинейные искажения в выходных транзисторах. Насчет проводов - пусть меняет, если денег много. Смысла не вижу никакого.
"Сабвуфер рекомендуется подключать в пассивном режиме, как показано на рис 1. (через тюльпан), так как его фильтры могут вносить ощутимые потери для основной акустики".
Последнего не понял, откровенно говоря.
Вот такие дела.

TO DD

Так значит Вы не советуете мне демпфировать корпус саба?
А что Вы скажете о демпфировании напольников? Как Вам опыт уважаемого Дмитрия ака Гуру? (http://www.stereo.ru/forum/read.php?f=2&i=1878&t=1878)
И вообще, почему Вы, будучи акустиком по специальности, так мало высказываетесь в данной конфе?! Надо, так сказать, делиться опытом с окружающими!!!

С ув., Михаил

Re: TO DD

Так значит Вы не советуете мне демпфировать корпус саба?-
Откровенно говоря - вряд ли будет толк. Можно попробовать задемпфировать "корытце для хомячков" битумом либо мастикой, но...
А что Вы скажете о демпфировании напольников? Как Вам опыт уважаемого Дмитрия ака Гуру? (http://www.stereo.ru/forum/read.php?f=2&i=1878&t=1878)
И вообще, почему Вы, будучи акустиком по специальности, так мало высказываетесь в данной конфе?! Надо, так сказать, делиться опытом с окружающими!!!
Если опыт есть - делюсь. Стараюсь, в общем...

Никоим образом не покушаюсь на слух уважаемого Дмитрия Гуры, но пусть ответит откровенно - что-нибудь улучшилось РАДИКАЛЬНО после описанной доработки? Стало меньше вибраций? Вероятно, это так. Также вероятно, что после демпфирования панелей (вообще говоря это дело нужно рассчитывать-материал демпфера, его толщину и соотношение толщин демпфера и стенки, размеры последней и пр..) это и случилось. Кстати, изоляция (виброразвязка)диффузородержателя от передней панели также могла (ВЕРОЯТНО) сыграть положительную роль. Ведь в идеальной АС считается, что динамик суть колебательная система диффузор+ (масса)- гофр+ц. шайба+ упругость объема (упругость), а сама головка закреплена на основании (корпусе) с бесконечно большим механическим импедансом. На деле же масса корпуса конечна, и таким образом, в уравнения добавляется массовый (вообще говоря - черт знает какой) компонент "корпус". Стало быть, часть развиваемой динамиком мех энергии "утекает" через упругую "связь" в корпус, и далее превращается в изгибные и прочие виды колебаний. А поскольку корпус с некоей полезной площадю панелей колеблется механически, то он излучает "посторонний" звук (окрашивает полезный)... Виброизоляция неэффективна, если импеданс основания мал. Не зря ведь дорогая акустика весит под 100 кг...

Re: TO DD

Кстати, вдогонку:
"Теперь усилитель саба. Усилитель сделан очень добротно - выходные транзисторы "Toshiba" размером почти со спичечный коробок, огромные радиаторы и толстые провода, в том числе и к динамику, ВНУШАЛИ УВАЖЕНИЕ."
А если бы там был импульсный источник питания и ШИМ-усилитель (все такое маленькое, компактненькое, но ОЧЕНЬ эффективное) - уже уважение не внушало бы.... Это что, корова, или еще что, чтобы по габаритам судить?!!

Re: TO DD

А где можно приобресть конденсаторы Эльна фор аудио 63в на 10000мкф мне именно такие нужны, парочка!!! Буду признателен

А почему именно эта марка?
Конденсаторы для блока питания, на мой взгляд, не та вешь, где нужно переплачивать
В чипе&дипе есть мощные электролиты (марку сейчас не помню), в том числе 63В 10000 мФ. Раньше сам использовал - качество хорошее, что надо. Но тогда они стоили около 140 руб за штуку, а сейчас уже рублей 200 наверное